Понятие и виды власти. Особенности гос. власти

Под властью понимается гос-во или его органы, осуществляющие власть. Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, законах и других нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений. В обществе власть осуществляет политич.руководство, в то же время она несет перед ним конституционную и нравственную ответс-сть, кот-я наступает при невыполнении обязанностей, злоупотреблении правами.

Виды власти: -государственная; -легитимная (установленная в соотв. с процедурой, предусмотренной нормами права); -нелегитимная является узурпаторской. Она представляет собой прежде всего захват власти незаконными методами; -социальная власть - важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.

Гос. власть возникает одновременно с гос-вом и является его неотъемлемым атрибутом. Гос. власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов гос-ва и других гос. учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.

Признаки государственной власти:

-Всеобъемлющий характер (универсальность). Означает, что гос. власть распространяется на всю тер-рию и на все население гос-ва, на всех лиц, находящихся на этой территории.

-Гос. власть имеет возможность законно применять принуждение.

-Прерогатива государственной власти. Означает, что государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории.

-Структурированность гос. власти. Гос. власть проявляется вовне в виде особого аппарата, в котором все органы связаны между собой иерархической соподчиненностью. Это внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов гос-ва означает внутреннюю сторону структурированности гос. власти.

-Гос. власть имеет особые каналы для передачи своих велений, которых нет у иных властей (право, закон-ство) и особые средства воздействия на население, которых нет и иных властей (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.).

-Гос. власть - всегда авторитет. Авторитет определяется различными факторами, чаще всего - это насилие, принуждение, но может быть и подлинный авторитет

-Гос. власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деят-сть, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений.

В основе гос. власти современных государств лежит принцип разделения властей (его более подробная характеристика будет дана в последующих главах).

Структуру гос. власти составляют: Субъект (государство в лице его органов);

Объект (подвластные, население государства);

Понятие и признаки гос-ва. Классовый и социальный подходы к пониманию сущности гос-ва.

Гос-во-это организация суверенной власти в политически организованном обществе на определённой территории. Признаки:

1)территория-определённая часть поверхности земли и вод,воздушное пространство над ними и недра под ними в рамках гос.границы.

2)население-принадлежность людей к данному гос-ву.

3)суверенитет-способность гос-ва самостоятельно осуществлять верховную власть на всей территории гос-ва.

4)публичность власти -наличие особого аппарата власти, представляющего всё общество в целом.

Признаками государства могут также служить и следующие признаки:

1) реализация власти осуществляется особым аппаратом профессиональных управленцев, а обеспечение решений - аппаратом принуждения (аппарат);

2) власть государства основывается не на кровном родстве, а на территориальной общности людей, подданных/граждан (территориальная общность);

3) государство обладает внешним и внутренним суверенитетом, т.е. независимостью от любой иной власти внутри и вовне (суверенитет);

4) для содержания государственного аппарата необходимы налоги, сборы, различные обложения (налоги);

5) только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты; правотворчество - исключительная прерогатива государства (право).

Если в каком-то обществе имеются эти признаки, можно делать вывод: в данном обществе есть государство.

Можно выделить классовый и социальный подходы к пониманию сущности гос-ва.

Классовый в рамках кот. гос-во можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь гос-во используется как средство для обеспечения интересов господствующего класса.

Социальный, в рамках кот. гос-во можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь гос-во используется в более широких целях как средство для обеспечения общественных интересов различных классов и слоёв населения страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: