Власть и социальные нормы догосударственного общества

Предмет и методология ТГП. Место ТГП в системе юридических наук.

Теория государств и права - это система общественных знаний об основных и общих закономерностях государства и права, об их сущности, назначении и развитии в обществе. Предмет ТГП наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования гос-ва и права. А именно: -возникновение гос-ва и права;-смена их исторических типов; -осуществление функций гос-ва и права;             -развитие самой юр. науки и др.

Методология ТГП - учение о научном методе познания. Методология представляет собой более высокий уровень обоб-щения теоретических абстракций, представляет систему приемов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.
Методология включает структуру научного знания и научной теории; понятия и категории; характеристики схем объяснения, усло-вия и критерии языка науки, методы исследования и построения тео-рии.
Методология складывается из 3-х составляющих:

1)Всеобщие методы - используются всеми науками без исключения (метафизика и диалектика); Метод материалистической диалектики исходит от природы человека, соц-экономич., полит и иных условий жизни общества. Право постоянно развивается и каждый новый этап в движении общества - это новая ступень в развитии права. Диалектический метод претендует на познание собственной природы права, изучает все, что доступно знанию. С помощью диалектического метода осущ-тся процесс познания, в котором абстракция превращается в знание конкретной всеобщности.

2)Общенаучные методы - применяемые на отдельных стадиях научного познания (анализ, синтез).

3)Частнонаучные - используются лишь в рамках определённой науки (математический, кибернетический, статистический и т.д.).

В системе юр.наук ТГП занимает особое место. Историко-правовые науки связаны с теорией государства и права. Общность ТГП и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают гос-во и право в целом. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод. ТГП изучает в обобщённом виде все гос-ва и все правовые системы, независимо от их временных характеристик. Большую группу представляют отраслевые юридические нау-ки, в которых происходят наиболее существенные изменения. Теория гос-ва и права по отношению к ним выступает как синтезирующая и обобщающая наука. Она изучает гос-во и право в целом, выясняет общие закономерности их возникно-вения, развития и функционирования. Предмет отраслевой нау-ки определяется общественными отношениями. Теория иссле-дует общие для всех отраслевых наук вопросы (понятия права, нормы права, правоотношения). Она играет методологическую роль в юриспруденции. Без ее выводов, научных категорий отраслевые науки обойтись не могут. Взаимосвязь теории гос-ва и права с прикладными нау-ками обуславливается тем, что последние не в полной мере от-носятся к юридическим наукам, а включают содержание естест-венных, технических и других наук.



Функции ТГП.

Значение теории государства и права легче выявить через ее функции: Онтологическая функция теории государства и прававыражается в изуче­нии вопросов о бытии, его принципах, структуре, применительно к госу­дарству и праву это вопросы генезиса государства и права (то есть происхож­дения и становления), их взаимовлияния (роль государства в развитии права), а также их настоящего и будущего.

Гносеологическая функция теории государства и правазаключается в изу­чении природы познания государства и права, выработке определенных те­оретических конструкций для совершенствования данного вида познания. Суть методологической функции теории государства и права - в выработ­ке приемов, способов, с помощью которых изучаются государственно-правовые явления.

Эвристическая функция заключается в открытии новых явлений, законо­мерностей в сфере государства и права.

Идеологическая функция реализуется путем обобщения и приведения в систему идей, касающихся государства и права, которая влияет на правосоз­нание общества и тем самым косвенно регулирует общественные отношения. Практически-организаторская функция теории государства и правазак­лючается в том, что она вырабатывает практические рекомендации, кото­рые используются в государственном строительстве и при разработке пра­вовых норм.

Политико-управленческая функция реализуется при использовании дос­тижений теории государства и права в государственном управлении. Прогностическая функция выражается в том, что на основе накоплен­ного теоретического материала в сфере государства и права можно прогно­зировать тенденции развития, будущее государства и права.

 

 

3. Теории происхождения государства.

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. Вопрос происхождения гос-ва является дискуссионным. Существуют следующие теории:

Договорная: гос-во возникло в результате общественного договора. Возникла в XVII-XVIII веках (Локк, Руссо). Согласно данной теории, гос-во - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти гос-ву. Эта концепция имеет глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на свержение власти правителя, не выполняющего обязанности перед народом. С другой стороны, слабым звеном является весьма идеализированное представление и завышенная оценка первобытнообщинного общества, Имеет место также и недооценка объек-тивных (прежде всего экономических и военно-политических) факторов.
Материалистическая (классовая): гос-во - продукт и проявление непримиримости классовых противоречий (Маркс, Энгельс, Ленин). Согласно данной теории, гос-во возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целостного организма. Вместе с тем в данной теории весьма заметна недооценка национальных, религиозных, психологич., военно-полит. и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности.
Органическая: гос-во представляет собой общественный организм, состоящий из людей, подобно тому, как живой человеческий организм состоит из клеток (Спенсер). Широкое распространение во 2 половине XIX века. Именно в эту эпоху наука, в т.ч. и гуманитарные ее отрасли, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином.
Психологическая: гос-во возникло в результате психологических потребностей людей жить в рамках организованного общества (Тард, Петражицкий), а также в связи с потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, а других – подчинять. Вместе с тем, всегда существуют лица, которые не согласны с властью, проявляют те или иные агрессивные стремления. Для удержания таких субъектов в устраиваемых общество рамках и возникает гос-во.
Теория насилия: гос-во возникает в результате завоевания одним народом другого (Дюринг, Гумплович, Каутский). В своем более или менее завершенном виде возникла в XIX веке. Однако насилие следует рассматривать в качестве 1 из причин возникновения гос-ва наряду с иными.
Теологическая: получила распространение в средневековье. Гос-во, гос.власть имеют божественное происхождение "вся власть от Бога" (Фома Аквинский, Иоанн Златоуст). В современных условиях ее развили идеологи ислама, католической церкви (Маритен, Мерсье и др.)
Теологическая теория недоказуема, ибо в основном построена на вере.
Патриархальная: гос-во возникло непосредственно из разросшейся семьи, власть монарха базируется на основе власти отца над членами его семьи (Платон, Аристотель). Власть государя - продолжение власти отца - неограниченная.








Власть и социальные нормы догосударственного общества.

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлось то, что они были естественной составляющей жизнедеятельности, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени. Это было связано с несовершенством орудий труда, его низкой производительностью.

Данные условия диктовали необходимость в совместном проживании, общественной собственности на средства производства и распределении продуктов по принципу равенства. Указанные обстоятельства оказывали влияние на природу власти и нормы первобытного общества.

В первобытном обществе не существовало гос-ва как аппарата классового принуждения. Не существовало и самих классов. Власть и производство были общественными, коллективными, орудия труда - примитивными, собственность - общей. Не было права собственности и права вообще - было непосредственное коллективное присвоение членами общины результатов своего труда.

В первобытном обществе царил особый тип власти - власть неполитическая. Носителем власти являлось само общество, род. Именно оно, общество, выступало как коллективная сила принуждения, и все члены рода были одинаково подвластны этой силе.

Другими словами, власть в первобытном обществе была общественной: особых органов принуждения, профессиональных управленцев еще не существовало.

Единственным способом реализации власти было общественное самоуправление, высшим органом власти - собрание всех взрослых членов общества. Здесь избирались предводители, старейшины, вожди, разрешались споры между отдельными лицами, проводились религиозные обряды, решались вопросы войны, мира, жизни общины. Решения собрания и вождей являлись обязательными для всех.

   Социальные нормы первобытного общества -это мононормы. Ещё не существовало чёткого разделения на нормы права, морали, религии -существовали мононормы, которые соблюдались в результате обычая, не исключались и принуждение к их исполнению, напр., нарушитель мог быть изгнан из рода, принесён в жертву богам, просто убит. Гос-ва ещё не существовало. Принуждение исходило не от гос-ва, а от всего рода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: