Основные личностные образования

Категориями психологии.

Личность видится в особенностях взаимодействия человека с окружающим миром. Личность и может быть понята как инструмент взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира человека. Отсюда вытекает и ее специфическая функция: личность «отвечает» за внутреннюю организацию субъективного и за ее воплощение вовне.

Личность — это человек: 1) проявляющийся во взаимодействии с окружающим миром в качестве субъекта своей жизни (сознательно, осмысленно действующий в жизни); 2) имеющий определенную жизненную позицию, которую, в соответствии с направленностью, характеризует ответственность, творчество и нравственный выбор; 3) обладающий определенным складом внутрипсихической организации (индивидуальным своеобразием психической организации, субъективной значимостью явлений, отношением к ним; 4) тем или иным способом реализующий свою внутрипсихическую организацию во внешнем мире; 5) определенным образом «видимый», опознаваемый другими в поведении (поступках); 6) изменяющийся (развивающийся) в процессе жизни; 7) в разной мере реализовавший свою человеческую сущность; 8) понимаемый другими с разных позиций в зависимости от исходного набора гипотез; 9) воспринимающий (податливый) помощь извне; 10) обладающий индивидуально-специфическими особенностями, группирующимися в тип (вариант). Если быть кратким, то определить личность можно следующим образом: личность — это человек, в процессе жизни сознательно реализующий свою внутрипсихическую организацию во внешнем мире на основе определенной жизненной позиции.человек- объединение телесного и духовного начала, объединяющее понятие

Индивид- биологические, соматич свойства (Ананьев)

Характер- типичные способы взаимодействия с людьми(Лазурский, Панферов)

Индивидуальнеость=личность- перевод “неделимый”

субъект(деятельности)-целостная характеристика активности чел, наиболее близка к понятию личность.

Функции личности: выделение себя из окружающего мира(субъектность) и регуляция взаимодействий с внешним миром. Личность предстает как субъект жизнедеятельности, осуществляющий нравственный выбор.

2. Этимология понятия "личность

Слово "личность" (от лат. persona) первоначально относилось к актерским маскам, которые в античном театре были закреплены за определенными типами действующих лиц ("ревнивец", "завистник", "герой" и т.д.). Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово persona употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, личность царя, личность судьи и т.д.). Иначе говоря, личность по первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека.

Понятия "персона", "особа", вошедшие в русский литературный язык в 16-17 вв., обозначали функциональное положение, социальный статус, функциональную роль, "маску" (ср. лат.: персона, маска, театральная роль, характер, положение) без намека на неповторимую индивидуальность. Сформировавшись из прилагательного "личный" не раньше второй половины 17 в., слово "личность" употреблялось как самость, эгоизм, отношение к физическому или социальному лицу, оскорбительный намек на какое-нибудь лицо, пристрастие, привязанность.

Может показаться, что древнерусское слово "лице" – ближайший родственник "личности". Однако в древнерусском языке "лице", как правило, означает наружная, передняя, лицевая часть всевозможных предметов, и реже – персона. Кроме вещей в древних памятниках словом "лицо" выражали понятие "раб – пленник".

В древнерусском языке наиболее глубоким аналогом понятия "личность",, является "душа ", понимаемая как религиозно-нравственная суть человека.

В русском языке, как и во французском, понятие личности не отделено от смыслового значения индивидуальности (хотя, как мы видим, - слова разные). В "Толковом словаре русского языка" под редакцией Д. Н. Ушакова личность характеризуется как отдельное человеческое Я, как человеческая индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социальных и психологических свойств.

личина17век и персона -сначала только внешние качества

По Толстых,этимология другая- персона еще и грамматическое и юридич лицо, следю.подчиняется долгу и имеет права(внутр.составляющие)

А личность не совсем от личины, а от личный(внутр.качества). 

  3Проблемы личности в обыденной жизни, искусстве, религии и науке

.1)существует доличностный период 2)личность сегодня характеризует взаимосвязь субъективной организации и внешнего мира человека. В искусстве, прежде всего, в художественной литературе, в форме художественно-образной реконструкции личность рассматривается в ее целостности, в развитии, в единстве противоположности, в реальной жизни. Религиозное познание личности отличается единством веры и знания. обыденное познание личности состоит в выдвигаемых каждым человеком гипотезах о личности, в его личных гипотезах относительно закономерностей внутреннего мира - своего и других.

Основные личностные образования

Личность - это человек, в процессе жизни сознательно реализующий свою внутрипсихическую организацию во внешнем мире на основе определенной жизненной позиции.

Первичные личностные образования:

Субъектность – осмысленность, осознанность своих действий (поступков) и значимости (ценности) явлений внутреннего и внешнего мира (отношения к ним).

 Жизненная позиция – обобщенная ценностная характеристика жизнеосуществления. Включает в себя ответственность, творчество и нравственный выбор.

  Ответственность (жизненная) – сознание личной сопричастности к происходящему в жизни. Высокая и низкая жизненная ответственность личности соотносятся на уровне субъекта с внутренним и внешним трансситуационным локусом контроля.

  Творчество (жизненное) – преобразующая жизненная активность. Жизненное творчество и жизненное приспособление личности соотносятся на уровне субъекта с трансситуационным творчеством и трансситуационным приспособлением.

  Нравственный выбор – самоопределение личности при преодолении границ внутреннего мира в неизбежном выборе добра или зла. Может рассматриваться как регулятор жизненной позиции, своеобразный "ограничитель" жизненного творчества и "расширитель" ответственности.

 Отношение – осознанная избирательная связь личности с предметами и явлениями внутреннего и внешнего мира. На уровне субъекта соответствует внутренней картине жизнедеятельности.

  Поступок – самоосуществление, реализация личностью вовне своего внутреннего мира на основе жизненной позиции. На уровне субъекта соответствует стратегии поведения.

Вторичные личностные образования:

  Направленность – система ведущих мотивов личности, складывающихся в результате следования определенной жизненной позиции в зависимости от ценностей. Ценности – значимые для личности предметы и явления внутреннего и внешнего мира.

  Духовность – выход за пределы себя (своего внутреннего мира) и самосовершенствование в соответствии с избранным нравственным идеалом. Может рассматриваться в качестве мерила личностного совершенства, поскольку объединяет первичные личностные образования. Осмысленное стремление к достижению человеческой сущности в соответствии с жизненной позицией (ответственностью, творчеством и нравственным выбором), проявляющееся и в определении круга ценностей (соответственно, направленности), субъективных значимостей, и во внешних поступках.

5. Классификации зарубежных подходов к личности

Существует несколько точек зрения на классификацию теорий личности. По мнению Б. В. Зейгарник, их можно разделить на три основные группы. Так, представители первой считают, что движущей силой развития личности является ее прошлое (3. Фрейд); вторые что движущую силу человеческой деятельности следует искать в направленности личности в будущее (Дж. Келли); представители последней группы считают, что при изучении движущих сил развития личности нужно исходить из категории настоящего (К. Роджерс).

 

Р. С. Немов, насчитывая около 50 теорий личности, делит их на:

 

 психодинамические, социодинамические, интеракционистские;

 

 экспериментальные и неэкспериментальные;

 

 структурные и динамические.

 

 

Другой отечественный психолог, А. А. Бодалев, разграничивает все теории на:

 

 ролевые;

 

 Я-концепции;

 

 когнитивные и гуманистические;

 

 экзистенциалистские.

 

 

А. Фернхем и П. Хейвен выделяют наиболее современные, по их мнению, подходы: имплицитный, или конструкционистский (личность зависит от того, что происходит между людьми и среди людей, а не внутри человека); вненаучную точку зрения (теории черт); частотный подход (рассматриваются индивидуальные различия другого уровня в отличие от теории черт).

 

Л. Хьелл и Д. Зиглер (2000) считают, что теории личности основываются на определенных исходных положениях о природе человека, различия между самими теоретиками по этим вопросам и составляют основу для различения имеющихся теорий (свобода детерминизм, рациональность иррациональность, холизм элементализм, конституционализм инвайронментализм, изменяемость неизменность, субъективность объективность, проактивность реактивность, гомеостаз гетеростаз, познаваемость непознаваемость).

 

Сальваторе Мадди предлагает разделить все теории на три большие группы:

 

1) модель конфликта (3. Фрейд, Г. Мюррей);

 

2) модель самореализации (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Адлер, Г. Олпорт, Э. Фромм);

 

3) модель согласованности (Р. Ассаджиоли, Д. Келли, С. Мадди).

 

 

Также известны классификации таких зарубежных ученых, как Кук, Шульц, Юэн, Первин и др.

 

Когда идет речь о сравнении чего-либо, важно отметить не только черты различия, но и черты сходства. В данном случае:

 

 в большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности и индивидуальных различий;

 

 личность рассматривается как абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдений;

 

 личность относительно неизменна и постоянна во времени и окружающей обстановке;

 

 личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов.

 

 

Хьел, Зиглер. 9 биполярных шкал, между которыми может найти место любая концепция личности.

1)свобода(гуманистич.Направление)-детерминизм (психоаналитическоенаправление).2)рациональность(когн. психол.)-иррациональность(психоанализ)3)холизм- элементализм (личность как единое целое- личность как совокупность отдельных ее характеристик.Адлер-Скиннер. 4)конституционализм-инвайронментализм (преобладающее влияние в формировании личности конституционных факторов -  влияния среды. 5) изменяемость-неизменность (возможность личности существенно изменяться в течение жизни- возможность незначительных изменений. Эриксон, Маслоу-психоанаиз.6) субьективность-объективность (приемущественное влияние на поведение внутреннего мира- внешней среды) Адлер, Роджерс- Скиннер 7)проактивность- реактивность(причины поведения внутри личности- вне ее)Адлер, Маслоу –Скиннер. 8) гомеостаз-гетеростаз (напр. На снижение напряжения и достижение состояния внутреннего равновесия-направленность на поиск новых стимулов, личн. рост) Фрейд- Адлер. 9) познаваемость-непознаваемость (Фрейд, Скиннер-Адлер, Маслоу).

Зарубежные концепции как отдельные части «дома»-личности:1- психоанализ (подвал сфера бессознательного), 2-гуманистический подход (главная часть- сфера «Я»),3-бихевиоральный- двор, окуж. среда и ее стимулы),4-экзистенциаьный подход (крыша- сфера экзистенц. проблем), 5-ситуативный и когнитивный подход (пограничный слой между домом и тем, что его окружает), 6-теории черт-отдельные кирпичи дома-черты личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: