Средние показатели выраженности стилей межличностных отношений в структуре «Я» подростков экспериментальной и контрольной групп

Стиль отношений

 

«Я-реальное»

«Я-идеальное»

Эксп. Контр. Эксп. Контр.
Властный-лидирующий   8.78 ± 0.4 8.45 ± 0.5 9.84 ± 0.4 9.69 ± 0.5
Независимый- доминирующий 6.88 ± 0.3   6.60 ± 0.3 7.14 ± 0.3 6.88 ± 0.4
Прямолинейный-агрессивный 7.64 ± 0.3 7.62 ± 0.4 6.54 ± 0.3 6.29 ± 0.4
Недоверчивый- скептический 6.18 ± 0.3 5.76 ± 0.4 4.26 ± 0.3 4.24 ± 0.4
Покорно-застенчивый   5.54 ± 0.4 5.16 ± 0.4 3.9 ± 0.3 3.93 ± 0.3
Зависимый-послушный   6.5 ± 0.3 6.1 ± 0.3 5.74 ± 0.3 5.43 ± 0.3
Сотрудничающий-конвенциональный 7.02 ± 0.4 6.9 ± 0.4 8.1 ± 0.4 7.87 ± 0.4
Ответственно-великодушный 7.36 ± 0.4 7.02 ± 0.4 8.36 ± 0.5 8.22 ± 0.5

 

Следовательно, увеличение показателей по данному октанту сопряжено с уменьшением показателей личностной тревожности. Таким образом, развитие личностных характеристик, соответствующих данному октанту, выступает чем-то вроде «защиты» от тревожности. Об этом свидетельствует также увеличение показателей по I октанту с 8.78 ± 0.45 до 9.84 ± 0.47 в «Я идеальное» подростков.

У подростков экспериментальной группы имеется положительная корреляционная связь данных показателей с показателями концентричности личности (r = 0.783) и отрицательная связь с эксцентричностью личности (r = -0.598). Суть этого в том, что увеличение показателей по I октанту сопровождается повышением показателей ориентации на свой внутренний мир. Для подростков характерна ригидность установок в сочетании с высокой спонтанностью; практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт; повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте; чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес; непосредственность и прямолинейность в высказываниях, которая приводит к конфликиам; повышенная обидчивость, легко угасающая в комфортной ситуации, не ущемляющей престиж личности (III октант 7.64 ± 0.33).

Данные показатели положительно коррелируют с ситуативной тревожностью (r = 0.783), склонностью к агрессивному поведению (r = 0.614), волевым контролем эмоциональных реакций (r = 0.579) и склонностью к делинквентному поведению (r = 0.778). Показатели по III октанту (7.64 ± 0.33) в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной (7.2 ± 0.43). Следовательно, увеличение показателей по прямолинейному – агрессивному типу отношений способствует увеличению показателей склонности к отклоняющемуся поведению. Однако, в структуре «Я идеальное» у подростков экспериментальной группы наблюдается снижение показателей по данному октанту с 7.64 ± 0.33 до 6.54 ± 0.39, хотя положительная корреляционная связь с агрессивным поведением остается (r = 0.593).

Тем не менее, у подростков выделяются также такие характеристики, как эмоциональная неустойчивость, тревожность, повышенная отвлекаемость на средовые воздействия, зависимость самооценки от мнения значимых других, стремление к причастности к групповым веяниям, сотрудничеству, поиску признания в глазах наиболее авторитетных личностей группы, стремление найти общность с другими, восприимчивость к эмоциональному настрою группы. Эти характеристики, могут обусловить формирование у подростков реакции группирования со сверстниками. У подростков возможно также наличие проблемы вытесненной эгоцентричности и агрессивности; особенно характерно для тех, кто решает свои проблемы путем перекладывания трудностей и ответственности на других, маскируя истинные намеренья повышенным дружелюбием, конвенциональностью и стремлением к совместной деятельности.

У подростков имеются признаки повышенной эмоциональной напряженности. Выявлена положительная корреляционная связь этого показателя с показателями волевого контроля эмоциональных реакций (r = 0.791) и реакцией эмоционального дисбаланса (r = 0.772), которой соответствует дискомфорт, неудовольствие, тревожность, безрадостность (VII октант 7.02 ± 0.45). В структуре «Я идеальное» подростков имеется тенденция к увеличению показателей по данному октанту до 8.1±0.44. При этом корреляционная связь с волевым контролем эмоциональных реакций остается (r = 0.547).

К личностным особенностям подростков можно также отнести потребность соответствовать социальным нормам поведения; склонность к идеализации гармонии межличностных отношений; выраженную эмоциональную вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется; легкое вживание в различные социальные роли, гибкость в контактах, доброжелательность; потребность производить приятное впечатление и нравиться окружающим. У подростков может проявляться проблема вытесненной или подавленной враждебности, вызывающая повышенную напряженность, как результат блокировки поведенческих реакций. Об этом свидетельствуют положительные корреляционные связи показателей по ответственно – великодушному типу отношений в «Я реальное» подростков экспериментальной группы (VIII октант 7.36±0.46) с показателем ситуативной тревожности (r = 0.644), склонностью к агрессивному поведению (r = 0.626) и волевому контролю эмоциональных реакций (r = 0.589). В структуре «Я идеальное» подростков наблюдается увеличение показателей по данному октанту до 8.36 ± 0.5. Это сопровождается уменьшением показателей по уровню стресса у подростков – имеется отрицательная корреляционная связь (r = -0.739).

Кроме того, у подростков с девиантным поведением отмечаются такие черты, как самодовольство, дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний. Имеется выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе; низкая подчиняемость, критическое восприятие мнения других людей и категоричное отстаивание своего (II октант 6.88 ± 0.35). Данные показатели отрицательно коррелируют с эксцентричностью личности (r = -0.839). Таким образом, дальнейшее развитие этих характеристик может привести к снижению динамичности и активности личности. В структуре «Я идеальное» подростков имеется тенденция к увеличению показателей по данному октанту до 7.14±0.39.

У подростков также отмечается наличие таких психологических особенностей, как замкнутость; ригидность установок; подозрительность; склонность к построению ригидных и сверхценных умозаключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих, что вызывает опережающую враждебность в высказываниях и поведении. На наш взгляд, это связанно с установкой (убежденностью) подростка на обязательное повторение неприятных событий в будущем; подросток начинает «ждать» его, воспринимая окружающую действительность сквозь призму этой установки и строя свое поведение, исходя из нее. Ожидание повторения критических событий в будущем подростков представлено в таблице 9.

В будущем повторение критической ситуации ожидают «скоро» - 46.5% подростков экспериментальной группы, тогда как в контрольной только 5.4%; «очень скоро» ожидают 19.1% подростков с девиантным поведением и только 4.1% испытуемых контрольной группы.

Таблица 9

Выраженность ожидания критических событий в «будущем» у подростков контрольной и экспериментальной групп

 

 

Показатели лексической удаленности

Ожидание в «будущем»

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

Абс. Отн. Абс. Отн.
1. Очень скоро 14 19.1 3 4.1
2. Скоро 34 46.5 4 5.4
3. Не очень скоро 4 5.4 14 19.1
4. Нескоро 3 4.1 24 32.8
5. Очень нескоро 9 12.3 11 15.0
6. Очень – очень нескоро 9 12.3 17 23.2

 

Кроме этого подросткам экспериментальной группы присущи системность мышления, опирающаяся на конкретный опыт; высокая конфликтность, которая может быть не столь явной и аккумулироваться, создавая тем самым повышенную напряженность (IV октант 6.18±0.38). Эти показатели достоверно выше, чем в контрольной группе 5.76 ± 0.41 и положительно коррелируют с показателями по II октанту (r = 0.451). Увеличение показателей по «независимо – доминирующему» типу отношений ведет за собой увеличение показателей (развитие личностных характеристик), соответствующих «недоверчиво – скептическому» типу отношений. В «Я идеальное» подростков с отклоняющимся поведением имеется тенденция к снижению показателей по данному октанту до 4.26 ± 0.39.

Таким образом, для подростков обеих групп характерна тенденция к развитию «властного – лидирующего», «независимого – доминирующего», «прямолинейного – агрессивного», «сотрудничающего – конвенционального» и «ответственно – великодушного» типов отношений; стремления избегать дальнейшего развития по «недоверчиво – скептическому» и «зависимому – послушному» типам отношений. Это может быть обусловлено влиянием, которое оказывает переживание критических ситуаций на личность подростков.

Имеющаяся тенденция развития по «властному – лидирующему», «независимому – доминирующему» и «недоверчиво – скептическому» типам отношений может привести к формированию пассивности, замыканию в себе и ориентации на свой внутренний мир, что входит в содержание такой характеристики, как концентричность личности (эта, а также другие личностные особенности подростков, выявленные с помощью теста М. Люшера, представлены ниже).

Таблица 10

Выраженность личностных характеристик подростков экспериментальной и контрольной групп по тесту М. Люшера

 

 

Личностные особенности подростков

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

Абс. Отн. Абс. Отн.
1. Концентричность личности 49 67.1 18 24.6
2. Эксцентричность личности 24 32.8 55 75.3
4. Неустойчивость личностного баланса 51 69.8 16 21.9
5. Устойчивость личностного баланса 22 30.1 57 78.0

 

Концентричность личности (статичность, пассивность и ориентация на свой внутренний мир) в экспериментальной группе выражена у 67.1% подростков, тогда как в контрольной только у 24.6%. Показатель «концентричность личности» в группе подростков с отклоняющимся поведением достоверно выше, чем у подростков контрольной группы. Между показателем «концентричность личности» и «устойчивость личностного баланса» в экспериментальной группе подростков имеется отрицательная корреляционная связь (r = -0.616). Это говорит о том, что с увеличением показателей концентричности личности происходит снижение показателей устойчивости личностного баланса. Таким образом, ориентация на свой внутренний мир и пассивность подростка может выступать своего рода «компенсацией», поддерживающей внутриличностный баланс.

Неустойчивость личностного баланса в экспериментальной группе выражена у 69.8% подростков, тогда как в контрольной у 21.9% испытуемых. Значение этого показателя в группе подростков с отклоняющимся поведением достоверно выше, чем в контрольной группе. На поведенческом уровне неустойчивость личности проявляется в склонности к аддиктивному поведению – положительная корреляционная связь (r = 0.867) и делинквентному поведению (r = 0.721).

Кроме этого у подростков были выявлены актуальные проблемы (см. табл. 11).

Таблица 11

Выраженность актуальных проблем, характерных для подростков экспериментальной и контрольной группы

 

 

Актуальная проблема подростков

Экспериментальная

Группа

Контрольная

Группа

Абс. Отн. Абс. Отн.
    1. Тревогу вызывает разочарование и опасение, что бессмысленно определять новые цели. Это приводит к упадку сил и нетерпимости к требованиям окружающих. Имеется недостаток близости и сочувствия     12     16.4     9     12.3
2. Напряжение вызывают попытки справиться с некоторыми обстоятельствами при отсутствии достаточных сил и способностей. Это рождает состояние тревоги и собственной неполноценности   7   9.5   6   8.2
3. Тревога, беспокойство и ощущение бессилия вызванные разочарованием, что не сбылись надежды, а также уверенностью в том, что постановка новых целей приведет к новым неудачам      18     24.6     2     2.7
4. Стресс и тревога, вызванные неудовлетворенностью эмоционально значимых потребностей и недовольством обстоятельствами   16   21.9   9   12.3
5. Истощение жизненной энергии сделало невыносимым состояние возбуждения, при этом раздражение вызывают любые требования к возможностям подростка, порождающие беспокойство     9     12.3     12     16.4
6. Ощущение бессилия в сочетании с разочарованностью в своих возможностях управлять ходом событий. Чувство «непонятости»   7   9.5   23   32.8
7. Неудовлетворенность потребности в оценке (притязания на признание) 4 5.4 12 16.4

 

Наиболее значимыми для них являются:

А) для подростков экспериментальной группы

· Разочарование, что не сбылись надежды, и уверенность в неизбежности новых неудач, делающие невыносимым дальнейшее возбуждение и требования со стороны окружающих; вызывает ощущение бессилия, сопровождающееся беспокойством, раздражением, причиняющее острую боль. Проблема выявлена у 24.6% подростков экспериментальной группы и у 2.7% контрольной.

·Неудовлетворенность эмоционально значимых потребностей, сопровождающаяся тревогой, недовольством, ведущая к стрессу. Характерна для 21.9% подростков с отклоняющимся поведением и для 12.3% подростков контрольной группы.

·Недостаток близости и сочувствия в отношениях с людьми, сопровождающийся упадком жизненных сил, возбуждением и нетерпимостью к любым требованиям окружающих, вызывает тревогу. Отмечено у 16.4% подростков экспериментальной группы и у 12.3% испытуемых контрольной.

· Ощущение бессилия, причиняющее острую душевную боль, вызывает беспокойство и раздражение к любым требованиям в отношении своих возможностей. Наблюдается у 12.3% подростков с девиантным поведением и у 16.4% подростков контрольной группы.

В) для подростков контрольной группы

· Проблема, связанная с деятельностью подростка, за достижения в которой он хочет, чтобы его ценили и уважали. Выявлена у 16.4% подростков контрольной группы и у 9.5% подростков экспериментальной группы.

· Разочарование в своих возможностях управлять ходом событий, приводящее к тому, что подросток чувствует себя непонятым, «сбитым с толку». Это вызывает ощущение бессилия, беспокойства, тревоги. Выявлено у 32.8% испытуемых контрольной группы и у 5.4% подростков экспериментальной.

Психологическое время, как внутренний организующий фактор, определяющий для субъекта целостность его жизненного процесса – динамическое единство прошлого, настоящего и будущего в сознании и деятельности подростка, также подвержено изменениям при переживании критических ситуаций (см. табл. 12-13).

Показатели тревожности подростков экспериментальной группы имеют корреляционную связь с показателем психологического прошлого (r = 0.705) и отрицательную корреляционную связь с показателем «ненапряженности» их психологического настоящего (r = -0.539). Таким образом, повышение уровня тревожности будет способствовать увеличению ориентации подростков на их психологическое прошлое и понижению напряженности настоящего. Это может быть связанно с феноменом дезактуализации настоящего, возникающим в случаях, когда прошлое и будущее слабо связанны друг с другом. При этом у подростков отмечается слабая «ориентированность» в событиях актуального настоящего, понижающая его напряженность, но ведущая к усилению внутреннего напряжения и дезинтеграции личности.

Таблица 12

Выраженность факторов переживания прошлого, настоящего и будущего подростками экспериментальной и контрольной групп

 

Факторы переживания времени

Временные ориентации

Прошлое

Настоящее

Будущее

Эксп.

Контр.

Эксп.

Контр.

Эксп.

Контр.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: