Стиль отношений
| «Я-реальное» | «Я-идеальное» | ||
Эксп. | Контр. | Эксп. | Контр. | |
Властный-лидирующий | 8.78 ± 0.4 | 8.45 ± 0.5 | 9.84 ± 0.4 | 9.69 ± 0.5 |
Независимый- доминирующий | 6.88 ± 0.3 | 6.60 ± 0.3 | 7.14 ± 0.3 | 6.88 ± 0.4 |
Прямолинейный-агрессивный | 7.64 ± 0.3 | 7.62 ± 0.4 | 6.54 ± 0.3 | 6.29 ± 0.4 |
Недоверчивый- скептический | 6.18 ± 0.3 | 5.76 ± 0.4 | 4.26 ± 0.3 | 4.24 ± 0.4 |
Покорно-застенчивый | 5.54 ± 0.4 | 5.16 ± 0.4 | 3.9 ± 0.3 | 3.93 ± 0.3 |
Зависимый-послушный | 6.5 ± 0.3 | 6.1 ± 0.3 | 5.74 ± 0.3 | 5.43 ± 0.3 |
Сотрудничающий-конвенциональный | 7.02 ± 0.4 | 6.9 ± 0.4 | 8.1 ± 0.4 | 7.87 ± 0.4 |
Ответственно-великодушный | 7.36 ± 0.4 | 7.02 ± 0.4 | 8.36 ± 0.5 | 8.22 ± 0.5 |
Следовательно, увеличение показателей по данному октанту сопряжено с уменьшением показателей личностной тревожности. Таким образом, развитие личностных характеристик, соответствующих данному октанту, выступает чем-то вроде «защиты» от тревожности. Об этом свидетельствует также увеличение показателей по I октанту с 8.78 ± 0.45 до 9.84 ± 0.47 в «Я идеальное» подростков.
У подростков экспериментальной группы имеется положительная корреляционная связь данных показателей с показателями концентричности личности (r = 0.783) и отрицательная связь с эксцентричностью личности (r = -0.598). Суть этого в том, что увеличение показателей по I октанту сопровождается повышением показателей ориентации на свой внутренний мир. Для подростков характерна ригидность установок в сочетании с высокой спонтанностью; практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт; повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте; чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес; непосредственность и прямолинейность в высказываниях, которая приводит к конфликиам; повышенная обидчивость, легко угасающая в комфортной ситуации, не ущемляющей престиж личности (III октант 7.64 ± 0.33).
Данные показатели положительно коррелируют с ситуативной тревожностью (r = 0.783), склонностью к агрессивному поведению (r = 0.614), волевым контролем эмоциональных реакций (r = 0.579) и склонностью к делинквентному поведению (r = 0.778). Показатели по III октанту (7.64 ± 0.33) в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной (7.2 ± 0.43). Следовательно, увеличение показателей по прямолинейному – агрессивному типу отношений способствует увеличению показателей склонности к отклоняющемуся поведению. Однако, в структуре «Я идеальное» у подростков экспериментальной группы наблюдается снижение показателей по данному октанту с 7.64 ± 0.33 до 6.54 ± 0.39, хотя положительная корреляционная связь с агрессивным поведением остается (r = 0.593).
Тем не менее, у подростков выделяются также такие характеристики, как эмоциональная неустойчивость, тревожность, повышенная отвлекаемость на средовые воздействия, зависимость самооценки от мнения значимых других, стремление к причастности к групповым веяниям, сотрудничеству, поиску признания в глазах наиболее авторитетных личностей группы, стремление найти общность с другими, восприимчивость к эмоциональному настрою группы. Эти характеристики, могут обусловить формирование у подростков реакции группирования со сверстниками. У подростков возможно также наличие проблемы вытесненной эгоцентричности и агрессивности; особенно характерно для тех, кто решает свои проблемы путем перекладывания трудностей и ответственности на других, маскируя истинные намеренья повышенным дружелюбием, конвенциональностью и стремлением к совместной деятельности.
У подростков имеются признаки повышенной эмоциональной напряженности. Выявлена положительная корреляционная связь этого показателя с показателями волевого контроля эмоциональных реакций (r = 0.791) и реакцией эмоционального дисбаланса (r = 0.772), которой соответствует дискомфорт, неудовольствие, тревожность, безрадостность (VII октант 7.02 ± 0.45). В структуре «Я идеальное» подростков имеется тенденция к увеличению показателей по данному октанту до 8.1±0.44. При этом корреляционная связь с волевым контролем эмоциональных реакций остается (r = 0.547).
К личностным особенностям подростков можно также отнести потребность соответствовать социальным нормам поведения; склонность к идеализации гармонии межличностных отношений; выраженную эмоциональную вовлеченность, которая может носить более поверхностный характер, чем это декларируется; легкое вживание в различные социальные роли, гибкость в контактах, доброжелательность; потребность производить приятное впечатление и нравиться окружающим. У подростков может проявляться проблема вытесненной или подавленной враждебности, вызывающая повышенную напряженность, как результат блокировки поведенческих реакций. Об этом свидетельствуют положительные корреляционные связи показателей по ответственно – великодушному типу отношений в «Я реальное» подростков экспериментальной группы (VIII октант 7.36±0.46) с показателем ситуативной тревожности (r = 0.644), склонностью к агрессивному поведению (r = 0.626) и волевому контролю эмоциональных реакций (r = 0.589). В структуре «Я идеальное» подростков наблюдается увеличение показателей по данному октанту до 8.36 ± 0.5. Это сопровождается уменьшением показателей по уровню стресса у подростков – имеется отрицательная корреляционная связь (r = -0.739).
Кроме того, у подростков с девиантным поведением отмечаются такие черты, как самодовольство, дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний. Имеется выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе; низкая подчиняемость, критическое восприятие мнения других людей и категоричное отстаивание своего (II октант 6.88 ± 0.35). Данные показатели отрицательно коррелируют с эксцентричностью личности (r = -0.839). Таким образом, дальнейшее развитие этих характеристик может привести к снижению динамичности и активности личности. В структуре «Я идеальное» подростков имеется тенденция к увеличению показателей по данному октанту до 7.14±0.39.
У подростков также отмечается наличие таких психологических особенностей, как замкнутость; ригидность установок; подозрительность; склонность к построению ригидных и сверхценных умозаключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих, что вызывает опережающую враждебность в высказываниях и поведении. На наш взгляд, это связанно с установкой (убежденностью) подростка на обязательное повторение неприятных событий в будущем; подросток начинает «ждать» его, воспринимая окружающую действительность сквозь призму этой установки и строя свое поведение, исходя из нее. Ожидание повторения критических событий в будущем подростков представлено в таблице 9.
В будущем повторение критической ситуации ожидают «скоро» - 46.5% подростков экспериментальной группы, тогда как в контрольной только 5.4%; «очень скоро» ожидают 19.1% подростков с девиантным поведением и только 4.1% испытуемых контрольной группы.
Таблица 9
Выраженность ожидания критических событий в «будущем» у подростков контрольной и экспериментальной групп
№ |
Показатели лексической удаленности | Ожидание в «будущем» | |||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | ||
1. | Очень скоро | 14 | 19.1 | 3 | 4.1 |
2. | Скоро | 34 | 46.5 | 4 | 5.4 |
3. | Не очень скоро | 4 | 5.4 | 14 | 19.1 |
4. | Нескоро | 3 | 4.1 | 24 | 32.8 |
5. | Очень нескоро | 9 | 12.3 | 11 | 15.0 |
6. | Очень – очень нескоро | 9 | 12.3 | 17 | 23.2 |
Кроме этого подросткам экспериментальной группы присущи системность мышления, опирающаяся на конкретный опыт; высокая конфликтность, которая может быть не столь явной и аккумулироваться, создавая тем самым повышенную напряженность (IV октант 6.18±0.38). Эти показатели достоверно выше, чем в контрольной группе 5.76 ± 0.41 и положительно коррелируют с показателями по II октанту (r = 0.451). Увеличение показателей по «независимо – доминирующему» типу отношений ведет за собой увеличение показателей (развитие личностных характеристик), соответствующих «недоверчиво – скептическому» типу отношений. В «Я идеальное» подростков с отклоняющимся поведением имеется тенденция к снижению показателей по данному октанту до 4.26 ± 0.39.
Таким образом, для подростков обеих групп характерна тенденция к развитию «властного – лидирующего», «независимого – доминирующего», «прямолинейного – агрессивного», «сотрудничающего – конвенционального» и «ответственно – великодушного» типов отношений; стремления избегать дальнейшего развития по «недоверчиво – скептическому» и «зависимому – послушному» типам отношений. Это может быть обусловлено влиянием, которое оказывает переживание критических ситуаций на личность подростков.
Имеющаяся тенденция развития по «властному – лидирующему», «независимому – доминирующему» и «недоверчиво – скептическому» типам отношений может привести к формированию пассивности, замыканию в себе и ориентации на свой внутренний мир, что входит в содержание такой характеристики, как концентричность личности (эта, а также другие личностные особенности подростков, выявленные с помощью теста М. Люшера, представлены ниже).
Таблица 10
Выраженность личностных характеристик подростков экспериментальной и контрольной групп по тесту М. Люшера
№ |
Личностные особенности подростков | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | ||
1. | Концентричность личности | 49 | 67.1 | 18 | 24.6 |
2. | Эксцентричность личности | 24 | 32.8 | 55 | 75.3 |
4. | Неустойчивость личностного баланса | 51 | 69.8 | 16 | 21.9 |
5. | Устойчивость личностного баланса | 22 | 30.1 | 57 | 78.0 |
Концентричность личности (статичность, пассивность и ориентация на свой внутренний мир) в экспериментальной группе выражена у 67.1% подростков, тогда как в контрольной только у 24.6%. Показатель «концентричность личности» в группе подростков с отклоняющимся поведением достоверно выше, чем у подростков контрольной группы. Между показателем «концентричность личности» и «устойчивость личностного баланса» в экспериментальной группе подростков имеется отрицательная корреляционная связь (r = -0.616). Это говорит о том, что с увеличением показателей концентричности личности происходит снижение показателей устойчивости личностного баланса. Таким образом, ориентация на свой внутренний мир и пассивность подростка может выступать своего рода «компенсацией», поддерживающей внутриличностный баланс.
Неустойчивость личностного баланса в экспериментальной группе выражена у 69.8% подростков, тогда как в контрольной у 21.9% испытуемых. Значение этого показателя в группе подростков с отклоняющимся поведением достоверно выше, чем в контрольной группе. На поведенческом уровне неустойчивость личности проявляется в склонности к аддиктивному поведению – положительная корреляционная связь (r = 0.867) и делинквентному поведению (r = 0.721).
Кроме этого у подростков были выявлены актуальные проблемы (см. табл. 11).
Таблица 11
Выраженность актуальных проблем, характерных для подростков экспериментальной и контрольной группы
№ |
Актуальная проблема подростков | Экспериментальная Группа | Контрольная Группа | ||
Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | ||
1. | Тревогу вызывает разочарование и опасение, что бессмысленно определять новые цели. Это приводит к упадку сил и нетерпимости к требованиям окружающих. Имеется недостаток близости и сочувствия | 12 | 16.4 | 9 | 12.3 |
2. | Напряжение вызывают попытки справиться с некоторыми обстоятельствами при отсутствии достаточных сил и способностей. Это рождает состояние тревоги и собственной неполноценности | 7 | 9.5 | 6 | 8.2 |
3. | Тревога, беспокойство и ощущение бессилия вызванные разочарованием, что не сбылись надежды, а также уверенностью в том, что постановка новых целей приведет к новым неудачам | 18 | 24.6 | 2 | 2.7 |
4. | Стресс и тревога, вызванные неудовлетворенностью эмоционально значимых потребностей и недовольством обстоятельствами | 16 | 21.9 | 9 | 12.3 |
5. | Истощение жизненной энергии сделало невыносимым состояние возбуждения, при этом раздражение вызывают любые требования к возможностям подростка, порождающие беспокойство | 9 | 12.3 | 12 | 16.4 |
6. | Ощущение бессилия в сочетании с разочарованностью в своих возможностях управлять ходом событий. Чувство «непонятости» | 7 | 9.5 | 23 | 32.8 |
7. | Неудовлетворенность потребности в оценке (притязания на признание) | 4 | 5.4 | 12 | 16.4 |
Наиболее значимыми для них являются:
А) для подростков экспериментальной группы
· Разочарование, что не сбылись надежды, и уверенность в неизбежности новых неудач, делающие невыносимым дальнейшее возбуждение и требования со стороны окружающих; вызывает ощущение бессилия, сопровождающееся беспокойством, раздражением, причиняющее острую боль. Проблема выявлена у 24.6% подростков экспериментальной группы и у 2.7% контрольной.
·Неудовлетворенность эмоционально значимых потребностей, сопровождающаяся тревогой, недовольством, ведущая к стрессу. Характерна для 21.9% подростков с отклоняющимся поведением и для 12.3% подростков контрольной группы.
·Недостаток близости и сочувствия в отношениях с людьми, сопровождающийся упадком жизненных сил, возбуждением и нетерпимостью к любым требованиям окружающих, вызывает тревогу. Отмечено у 16.4% подростков экспериментальной группы и у 12.3% испытуемых контрольной.
· Ощущение бессилия, причиняющее острую душевную боль, вызывает беспокойство и раздражение к любым требованиям в отношении своих возможностей. Наблюдается у 12.3% подростков с девиантным поведением и у 16.4% подростков контрольной группы.
В) для подростков контрольной группы
· Проблема, связанная с деятельностью подростка, за достижения в которой он хочет, чтобы его ценили и уважали. Выявлена у 16.4% подростков контрольной группы и у 9.5% подростков экспериментальной группы.
· Разочарование в своих возможностях управлять ходом событий, приводящее к тому, что подросток чувствует себя непонятым, «сбитым с толку». Это вызывает ощущение бессилия, беспокойства, тревоги. Выявлено у 32.8% испытуемых контрольной группы и у 5.4% подростков экспериментальной.
Психологическое время, как внутренний организующий фактор, определяющий для субъекта целостность его жизненного процесса – динамическое единство прошлого, настоящего и будущего в сознании и деятельности подростка, также подвержено изменениям при переживании критических ситуаций (см. табл. 12-13).
Показатели тревожности подростков экспериментальной группы имеют корреляционную связь с показателем психологического прошлого (r = 0.705) и отрицательную корреляционную связь с показателем «ненапряженности» их психологического настоящего (r = -0.539). Таким образом, повышение уровня тревожности будет способствовать увеличению ориентации подростков на их психологическое прошлое и понижению напряженности настоящего. Это может быть связанно с феноменом дезактуализации настоящего, возникающим в случаях, когда прошлое и будущее слабо связанны друг с другом. При этом у подростков отмечается слабая «ориентированность» в событиях актуального настоящего, понижающая его напряженность, но ведущая к усилению внутреннего напряжения и дезинтеграции личности.
Таблица 12
Выраженность факторов переживания прошлого, настоящего и будущего подростками экспериментальной и контрольной групп
Факторы переживания времени | Временные ориентации | ||||||||||||
Прошлое | Настоящее | Будущее | |||||||||||
Эксп. | Контр. | Эксп. | Контр. | Эксп. | Контр. |