Основные задачи развития зрительного восприятия

1. Научить устанавливать соответствие между двумя изображениями («парочки» - одинаковые изображения предметов, действий, изображения по ассоциации, например, животные и их детеныши, действие и соответствующий ему предмет, комплекты одежды, посуды, подобранные по цвету, рисунку и т. д.).

2. Развивать остроту зрения (например, «найти, где спрятался зайчик» - по торчащим ушкам).

 3. Следить взглядом за запутанными дорожками, ниточками. Подбирать фрагменты изображения к большой картинке.

4. Сравнивать две элементарные картинки и находить в них несоответствия.

5. Восстанавливать образ по изображенной детали (игра «кто в вагончике?»).

6. Находить ошибки в рисунках с изображением животных.

• Формирование просодических компонентов речи:Просодия - общее название для сверхсегментных свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Без всех этих качеств наша речь превратилась бы в речь робота. Дети раннего возраста с нормальным речевым развитием уже в 6-7 месяцев отлично понимают интонацию взрослых и соответственно на нее реагируют. Чешский исследователь детской речи Милослав Зееман писал, что для детей раннего возраста музыкальные качества речи имеют большее значение, нежели звуковое оформление слова. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с детьми с ЗРР следует уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям. Не буду подробно останавливаться на методах коррекционной логопедической работы, они нам всем хорошо известны. Можно только добавить, что в настоящее время в коррекционной логопедической работе наряду с традиционными коррекционными методами широко используются нетрадиционные методы терапии. В работе с детьми с ЗРР можно использовать арттерапию, музыкотерапию, хромотерапию (цветотерапию, светотерапию), су-джок терапию. Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.

Классификация гласных и согласных по артикуляционным признакам.

В каждом языке обычно около 50 звуков речи. Они делятся на гласные, состоящие из тона, и согласные, образованные шумом (или шум + тон). При произнесении гласных воздух проходит свободно без препятствий, а при артикуляции согласных обязательно имеется какая-то преграда. Гласные образуются с помощью голосом, т.е. они всегда сонорные. Гласные классифицируются по следующим основным артикуляционным признакам:

1. Ряд, т.е. в зависимости от того, какая часть языка приподнимается при произношении. При подъеме передней части языка образуются передние гласные (и, э), средние (ы а), задние гласные (о, у).

2. Подъем, т.е. в зависимости от того, как высоко приподнята спинка языка, образуя резонаторные полости различного объема. Различаются гласные верхнего(иыу) среднего(э о) и нижнего(а)

3. Лабиализация т.е. в зависимости от того, сопровождается ли артикуляция звуков округлением вытянутых вперед губ или нет. Различаются лабиализованные(у о) и нелабиализованные(и ы э а).

Согласные звуки классифицируются по 4 признакам. По участию в их образовании голоса: Сонорные – согласные в образовании которых участвует голос и незначительный шум [р, н, м, л]. Шумные – шум преобладает над голосом: звонкие – шум с голосом [б, в, д, г, з, ж]; глухие – только шум [п, ф, к, т, с, ш, ц, х]. По месту образования шума: губные (губно-губные [м, п, б], губно-зубные [ф, в]); язычные (переднеязычные: зубные [c, з, л, н, т, д, ц], передненёбные [ш, ж, р, ч], среднеязычные [й], заднеязычные [к, г]). По способу образования шума: Смычные (взрывные) – [п, т, к, г, д], Фрикативные (щелевые) – [ф, в, с, з, ш, ж, х], Аффрикаты – [ц, ч, щ], Смычнопроходные [н, м, л], Дрожащие [р]. По наличию или отсутствии смягчения (твёрдые и мягкие. Без парных мягких ж, ц, ш).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: