Антропологический материализм Фейербаха

 

ОП: «Сущность христианства». Свою философскую систему Фейербах называл «новой фило­софией» и «философией будущего». Преодолев идеализм Гегеля, Фейербах называет человека продуктом природы, единственным носителем разума. Мыслить может только человек, никакого сверхчеловеческого божествен­ного разума в мире не существует.

Фейербах убежден в познаваемости мира. Он сторонник материалистического сенсуализма, противник агностицизма. Новая философия должна исходить из чувственных данных, из опыта. Тех органов чувств, которые имеет человек до­статочно для адекватного познания вещей. Чувственные восприятия бывают непосредственными и опосре­дованными. Истин­ность теоретических положений проверя­ется их сопоставлением с чувственными данными.

Предметом новой философии должен стать человек, а сама философия — учением о человеке, или антропологией. Единство бытия и мышления для философа имеет смысл лишь тогда, когда субъектом этого единства берется человек. Человек — часть природы, природное живое существо. Мысль — продукт мозга, но она нематериальна. Фейербах не решается называть свою философию материализмом, но от этого материалисти­ческая сущность его философии не исчезает.

Антропологическая философия Фейербаха исходит из при­родной сущности человека, который стремится к счастью, любит и страдает. Его свобода зависит от окружающей среды, которая либо способствует, либо препятствует проявлению его сущности. Фейербах понимал, что сословные перегородки и привилегии противоречат человеческой природе. Но как избавиться от этого зла, он не знал. Философ уповал главным образом на нрав­ственность, этику. Как и французские материалисты, Фейербах полагал, что правильно понятый интерес индивида в конечном счете совпадает с общественным интересом. Это теория «разумного эгоизма», до­полняемая альтруизмом. Человек не может быть счастлив в одиночку, следователь­но, любовь к ближним — предпосылка социальной гармонии, цель человеческого существования. Фейербах признает существование как индивидуального, так и группового эгоизма. Столкновение разного рода группо­вых эгоизмов порождает социальные конфликты. Фейербах говорит о «вполне законном эгоизме» угнетенной массы. Эти рассуждения можно рассмат­ривать как зародыш исторического материализма. В конечном счете социальные противоположнос­ти философ пытается объяснять антропологическими особен­ностями людей. Фейербах критику­ет характерное для кантианства противопоставление этических норм естественным потребностям человека, его стремлению к счастью. Мораль, противопоставленная человеческой природе, немногого стоит. Поэтому нельзя считать чувственные влечения чем-то греховным. Наши по­роки — это неудавшиеся добродетели. Они не стали добродетелями потому, что условия жизни не соответ­ствовали требованиям человеческой природы.

Крити­ка религии. По мнению Фейербаха, не только и не столько страх, а стремления, надежды, страдания, идеалы, свойственные природе человека, весь его эмоциональный мир в решающей степени способствуют порождению религиозных веро­ваний. Религия имеет реальное жизненное со­держание, она не случайна, а необходима людям. Место рожде­ния богов в сердце человека, в его страдани­ях, упованиях, надеждах. Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувства, но также и потому, что у него есть стрем­ление быть счастливым. Он верит в совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным. Он верит в бессмертное существо потому, что сам не желает умирать.

Фейербах выводил религиозное сознание из особенностей человеческой природы, но саму эту природу понимал неисто­рически, абстрактно. Натуралистический подход к человеческой сущности помешал ему увидеть соци­альное содержание религиозных представлений, их историчес­кий характер. Фейербах предполагал, что религиозно-фантастические представления исчезнут тогда, когда любовь человека к человеку станет религиозным чувством и заме­нит собой традиционную религию. Атеизм есть истинная религия, религия без Бога, религия человеческого братства и любви. Религиозные верования и чувства основаны на отчуждении некоторых свойств человека. Человек создает богов по своему образу и подобную, отчуждая от себя и приписывая им свои лучшие качества в гипертрофиро­ванном виде.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: