ОП: «Сущность христианства». Свою философскую систему Фейербах называл «новой философией» и «философией будущего». Преодолев идеализм Гегеля, Фейербах называет человека продуктом природы, единственным носителем разума. Мыслить может только человек, никакого сверхчеловеческого божественного разума в мире не существует.
Фейербах убежден в познаваемости мира. Он сторонник материалистического сенсуализма, противник агностицизма. Новая философия должна исходить из чувственных данных, из опыта. Тех органов чувств, которые имеет человек достаточно для адекватного познания вещей. Чувственные восприятия бывают непосредственными и опосредованными. Истинность теоретических положений проверяется их сопоставлением с чувственными данными.
Предметом новой философии должен стать человек, а сама философия — учением о человеке, или антропологией. Единство бытия и мышления для философа имеет смысл лишь тогда, когда субъектом этого единства берется человек. Человек — часть природы, природное живое существо. Мысль — продукт мозга, но она нематериальна. Фейербах не решается называть свою философию материализмом, но от этого материалистическая сущность его философии не исчезает.
|
|
Антропологическая философия Фейербаха исходит из природной сущности человека, который стремится к счастью, любит и страдает. Его свобода зависит от окружающей среды, которая либо способствует, либо препятствует проявлению его сущности. Фейербах понимал, что сословные перегородки и привилегии противоречат человеческой природе. Но как избавиться от этого зла, он не знал. Философ уповал главным образом на нравственность, этику. Как и французские материалисты, Фейербах полагал, что правильно понятый интерес индивида в конечном счете совпадает с общественным интересом. Это теория «разумного эгоизма», дополняемая альтруизмом. Человек не может быть счастлив в одиночку, следовательно, любовь к ближним — предпосылка социальной гармонии, цель человеческого существования. Фейербах признает существование как индивидуального, так и группового эгоизма. Столкновение разного рода групповых эгоизмов порождает социальные конфликты. Фейербах говорит о «вполне законном эгоизме» угнетенной массы. Эти рассуждения можно рассматривать как зародыш исторического материализма. В конечном счете социальные противоположности философ пытается объяснять антропологическими особенностями людей. Фейербах критикует характерное для кантианства противопоставление этических норм естественным потребностям человека, его стремлению к счастью. Мораль, противопоставленная человеческой природе, немногого стоит. Поэтому нельзя считать чувственные влечения чем-то греховным. Наши пороки — это неудавшиеся добродетели. Они не стали добродетелями потому, что условия жизни не соответствовали требованиям человеческой природы.
|
|
Критика религии. По мнению Фейербаха, не только и не столько страх, а стремления, надежды, страдания, идеалы, свойственные природе человека, весь его эмоциональный мир в решающей степени способствуют порождению религиозных верований. Религия имеет реальное жизненное содержание, она не случайна, а необходима людям. Место рождения богов в сердце человека, в его страданиях, упованиях, надеждах. Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувства, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным. Он верит в бессмертное существо потому, что сам не желает умирать.
Фейербах выводил религиозное сознание из особенностей человеческой природы, но саму эту природу понимал неисторически, абстрактно. Натуралистический подход к человеческой сущности помешал ему увидеть социальное содержание религиозных представлений, их исторический характер. Фейербах предполагал, что религиозно-фантастические представления исчезнут тогда, когда любовь человека к человеку станет религиозным чувством и заменит собой традиционную религию. Атеизм есть истинная религия, религия без Бога, религия человеческого братства и любви. Религиозные верования и чувства основаны на отчуждении некоторых свойств человека. Человек создает богов по своему образу и подобную, отчуждая от себя и приписывая им свои лучшие качества в гипертрофированном виде.