Материалистическое понимание истории. Прежде чем заниматься наукой, политикой, религией, философией люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, все это достигается в результате труда, а труд в свою очередь невозможен без применения и изготовления орудий труда и средств производства. Из всей сложнейшей и многообразной совокупности общественных связей и отношений Маркс выделил отношения материальные, производственные. Эти базисные, первичные отношения складываются, не проходя через сознание людей. Они и определяют все остальные отношения, которые проходят через сознание. Их Маркс называл идеологическими.
Центральной категорией, при помощи которой Маркс пытался постигнуть сущность капиталистических отношений и место, которое в ней занимал человек, была категория отчуждения. Маркс главное внимание обратил на отчуждение труда и самоотчуждение работника. Во-первых, от работника отчуждается созданный им продукт труда. Во-вторых, происходит отчуждение трудовой деятельности работника, поскольку его собственная физическая и духовная энергия, воплощенная в продукте труда, принадлежит владельцу средств производства. Этот процесс Маркс называет самоотчуждением. Отчужденный труд превращает жизнь человека в средство удовлетворения потребности в сохранении физического существования. Корень всех бед и несчастий рабочего класса Маркс видел в господстве частной собственности на средства производства. Историческая необходимость замены частной собственности общественной — таково самое краткое выражение сущности учения Маркса и Энгельса об обществе.
|
|
Маркс вырабатывает новый взгляд на проблему человека. Главным признаком понятия «человек», с точки зрения марксизма, является способность целесообразно трудиться. Марксистская философия видит в человеке активное существо, способное творчески преобразовывать действительность. Личность — это относительно самостоятельная единица, действующая тем успешнее, чем лучше она познает и использует объективные условия и законы развития общества. Однако личность, как считал Маркс, действует не в одиночку и может по-настоящему проявить свою активность только в коллективе и через коллектив.
Диалектпико-материалистическое понимание общества и его истории. Производственные отношения должны соответствовать определенной ступени развития производительных сил. Но это соответствие не может быть статичным: производительные силы на каком-то этапе своего развития вступают в противоречие с отставшими производственными отношениями. Тогда производственные отношения из формы развития производительных сил превращаются в их тормоз.Диалектика производительных сил и производственных отношений является внутренним источником самодвижения способа производства, а в конечном счете, всего социального организма.
|
|
Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, и новые производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Каждая общественно-экономическая формация есть живой социальный организм, имеющий определенную структуру, многообразные функции. Вместе с тем существуют общеисторические закономерности, обеспечивающие единство всемирной истории. Категория общественно-экономической формации дает возможность научно обосновать периодизацию истории, выделив в ней главные периоды, или исторические эпохи.
Философия истории. Критерий общественного прогресса: избыток продукта труда над издержками поддержания способности к труду есть основа всякого прогресса.
Маркс не смотрел на историческое развитие как на однолинейный процесс, не допускающий различных вариантов. Немалую роль в истории играет субъективный фактор. Развитие общества представлялось Марксу в виде естественно-исторического процесса. Законы общественного развития объективны, и в этом они схожи с законами природы. Они действуют независимо от сознания людей, с принудительной необходимостью, их нельзя отменить или уничтожить. Однако законы развития общества в одном пункте принципиально отличаются от законов природы. Они воплощаются в жизнь только через деятельность людей, которые в известном смысле сами творят свою историю. Люди не в силах отменить их, но познавая их сущность, они могут на них влиять, например тормозить или, наоборот, ускорять их действие.
Энгельс указывал, что определяющее значение экономического базиса не исключает активного влияния надстройки, и в первую очередь государства, на экономику. Он разработал вопрос об относительной самостоятельности надстройки и форм общественного сознания. Эта самостоятельность проявляется прежде всего в активном обратном воздействии надстройки на базис. Например, государство трояким образом воздействует на экономику. Во-первых, государство может содействовать экономическому развитию; во-вторых, оно может действовать против него; в-третьих, возможен промежуточный вариант — в одних отношениях государство может содействовать, в других — препятствовать экономическому развитию общества. Активное обратное воздействие на базис оказывают и другие формы надстройки — право, религия, философия, мораль. Относительная самостоятельность надстройки проявляется также в отставании ее от потребностей экономического развития, что приводит либо к реформированию, либо к слому устаревших надстроечных структур и замене их новыми.