Миф второй. О том, что уставы разрешают вино «по чаше»

Многие люди, во оправдание того, что они пьют неразбавленное вино, ссылаются на уставы, в которых допускается пить по чаше вина на человека. Они представляют, что объем этих чаш будто бы примерно равен объему чаш для евхаристии и будто бы в уставах разрешается пить неразбавленное вино.

Во-первых, вино разбавлялось большим количеством воды, это был повсеместный обычай.
Во-вторых, в тех же уставах написано, что лучше вообще не пить вина.
В-третьих, размер чаш был уж точно не такой как у сосудов для евхаристии. На литургии все причащаются из одной чаши, она общая, поэтому и большая. Всем понятно, что индивидуальные чаши намного меньше, нежели общие. Можно предположить, что индивидуальные чаши по объему были сравнимы с рюмками.
В-четвертых, в том же уставе написано, что допускается употреблять вино только в воскресенья и господские праздники, в другие же дни недопустимо.
В-пятых, Стоглавый собор повелел не обращать внимания на разрешение пить вино «по чаше». «А еже повелевают Святии Отцы пи́ти по единой ча́ше, или по две, или по три, егоже мы нижé слы́шати хоти́м» (Стогла́в, глава 52).
Таким образом, если где и написано в уставах о вине, для нас это не имеет никакой силы, так как Стоглавый собор отменил это разрешение.

По какой же причине Стоглавый собор отменил разрешение пить «по чаше», заимствованное из греческих уставов в древнерусские?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что существуют значительные отличия в способности представителей разных народов нейтрализовывать попадающий в их организм алкоголь. Например, у южных народов, испокон веков употребляющих вино, этаспособность выше, чем у северных народов. И организм на протяжении многих поколений научился вырабатывать особые ферменты, нейтрализующие его.

А народы России на генетическом уровне имеют очень низкую способность расщеплять попадающий в организм алкоголь. Именно поэтому употребление даже небольших доз спиртного быстро приводит к появлению алкоголизма. Стоглавый собор, видя, что питие вина приводит к пьянственному недугу, решил, что греческие обычаи не подходят для Руси.

Самуил Маскевич (около 1580-1632) — польский дворянин, писарь, неоднократно и подолгу бывавший в России, отмечал, что «москвитяне соблюдают великую трезвость, которой требуют строго и от вельмож и от народа. Пьянство запрещено; корчем или кабаков нет во всей России; негде купить вина, ни пива; и даже дома, исключая бояр, никто не смеет приготовить для себя хмельного.»

Михало́н Литви́н, побывавший в России в XVI в., писал: «Воистину у московитов тот, кто лишь попробует вина, получает восемь-десять ударов палками и платит штраф таким же количеством монет.»

Таким образом, наши предки жили в трезвости, а церковная и государственная политика были направлены на борьбу с винопитием.

 

Если среди наших близких есть люди, имеющие пристрастие к вину, мы обязаны сделать все, чтобы помочь им избавиться от этого недуга, а самым действенным средством против алкоголя является личный пример абсолютной трезвости и полного воздержания от спиртного.

Апостол Павел пишет: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».

Так же можно сказать: «Если вино соблазняет брата моего, не буду пить вина вовек, чтобы не соблазнить брата моего».

 

Александр Савельев

 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: