IIИсторико – литературный аспект

Олимпиадные задания по литературе 7 класс (2012-2013г)

Школьный тур

1. Определите произведения и их авторов по приведённым портретным характеристикам. Укажите, чей это портрет:

1.1. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.

1.2. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.

1.3. (Он) только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.

1.4. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта… была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.

1.5. Под этой сенью прихотливой Так вся дыша пафосской страстью,

Слегка приподнятых волос Вся млея пеною морской

Как много неги горделивой Ивсепобедной вея властью,

В небесном лике разлилось! Ты смотришь в вечность пред собой.

2. Определите жанр, название произведения и его автора по приведённым перечням слов:

2.1. Зеркало, свеча, светлица, Светлана.

22. Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.

2.3. Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.

2.4. Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.

2.5. Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока.

4. Определите, о ком из писателей или поэтов рассказывается в приведённых фрагментах:

4.1. Его настоящее имя Джон Гриффит

4.2. Он всю жизнь был верен родной земле – далёкой сибирской деревне Овсянка Красноярского края.

4.3. Он был офицером, газетным репортёром, чернорабочим, грузчиком, спортсменом – атлетом, ездовым в цирке, драматическим актёром, зубным техником, псаломщиком, учётчиком на заводе, продавцом в магазине, лесником и землемером, охотником, рыбаком, садоводом, управлял имением, разводил свиней и выращивал табак, спускался в угольную шахту и на морское дно, поднимался на воздушном шаре и летал на самолёте, работал редактором и критиком.

4.4 До 19 лет жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор.

4.5. Императрица Екатерина сделала его своим кабинет - секретарём. При Павле I его назначили государственным казначеем. При Александре стал министром юстиции. Н.В. Гоголь его назвал «певцом величия».

4.6. В 1807 году получил тяжёлое ранение в сражении под Гёльсбергом в Пруссии, а в 1813 году в составе армии – победительницы вошёл в Париж.

5. Прочитайте стихотворение Я.П. Полонского:

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали.

Но сошлись – не уступили

Той скалы друг другу даром,

И пустыню огласили

Яркой молнии ударом.

Грянул гром – по дебрям влажным

Эхо резко засмеялось,

А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели…

Выберите из предложенного списка 3 понятия, наиболее соответствующие идейно – художественным особенностям стихотворения Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…». Объясните ваш выбор.

Аллегория, олицетворение, градация, аллитерация, афоризм, гипербола, динамика, хорей, ирония, многоточие, эпитет, ямб

Ответы к заданиям олимпиады по литературе, 7 класс,2012-2013г

Задание 2 – 7,5 балла (по 0,5 балла за правильное название произведения, 0,5 балла за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное название персонажа).

Задание 3 – 7,5 балла (по 0,5 балла за правильное название произведения, по 0,5 балла за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное определение жанра произведения).

Задание 4 – 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Задание 5 – 9 баллов (по 1 баллу за правильный выбор термина, по 2 балла за убедительность и фактическую точность комментария).

Всего – 40 баллов

 

Класс.

                   (Время выполнения задания – 2 часа.)

I Анализ поэтического текста.

Перед вами стихотворение русского поэта IXX века Марины Цветаевой. Анализируя текст, объясните, почему дети считают себя «царями». Как меняется пространство комнаты и почему оно наполняется страхами? О каком «последнем сраженье» может идти речь? Как автор противопоставляет мир детей миру взрослых?

(Задание выполняется на отдельном листе)

М.И.Цветаева

 

В зале

 

Над миром вечерних видений

Мы, дети, сегодня цари.

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,

Темнеет высокая зала,

Уходят в себя зеркала...

Не медлим! Минута настала!

Уж кто-то идет из угла.

Нас двое над темной роялью

Склонилось, и кра´дется жуть.

Укутаны маминой шалью,

Бледнеем, не смеем вздохнуть.

Посмотрим, что ныне творится

Под пологом вражеской тьмы?

Темнее, чем прежде, их лица, -

Опять победители мы!

Мы цепи таинственной звенья,

Нам духом в борьбе не упасть,

Последнее близко сраженье,

И темных окончится власть.

 

Мы старших за то презираем,

Что скучны и просты их дни...

Мы знаем, мы многое знаем

Того, что не знают они!

1908-1910

 

IIИсторико – литературный аспект.

Ответьте на вопросы по истории и теории литературы, проявив знание художественных текстов.

1. О творчестве какого русского поэта идет речь в приведенном отрывке из книги Юрия Айхенвальда? Обоснуйте ответ.

Страшные сказки рассказал нам <...>, потому что и жизнь сама страшна, как страшна показалась «освещенная церковь ночью с мертвым телом и без души людей», - церковь, дом незаселенный, площадь пустоты. И, может быть, пугает все пустое, которого недаром боится природа, и не оттого ли жутко на свете, что смешные люди, призраки, имеют душу, ничем не заполненную, душу мертвую? От смешного до страшного – один шаг.

2. О каких литературных героях идет речь в приведенных ниже отрывках? Вспомните авторов и названия произведений.

А. «...волосы были всклокочены, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее».

 

Б. «Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарования, все еще выражало чудную красоту: черные брови, как бархат, оттеняли его побледневшие черты...».

В. Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно, будто лебедушка,

Смотрит сладко, как голубушка,

Молвит слово – соловей поет...          

3. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами».В каком произведении и кто стал:

А. крестьянкой

Б. разбойником

В. царем

4. Определите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.

А. амфибрахий, анапест, аллитерация

Б. роман, романс, рассказ

 

В. эпизод, эпилог, эпитет

5. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был братом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его; сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

М.Ю.Лермонтов «Бородино»                                                                                                                                                                                                                                         


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: