Олимпиадные задания по литературе 7 класс (2012-2013г)
Школьный тур
1. Определите произведения и их авторов по приведённым портретным характеристикам. Укажите, чей это портрет:
1.1. От роду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось.
1.2. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся бровей смело глядели небольшие карие глаза.
1.3. (Он) только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флердоранжем.
1.4. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта… была выразительно легка и чиста, как полёт ласточки.
|
|
1.5. Под этой сенью прихотливой Так вся дыша пафосской страстью,
Слегка приподнятых волос Вся млея пеною морской
Как много неги горделивой Ивсепобедной вея властью,
В небесном лике разлилось! Ты смотришь в вечность пред собой.
2. Определите жанр, название произведения и его автора по приведённым перечням слов:
2.1. Зеркало, свеча, светлица, Светлана.
22. Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.
2.3. Городовой Елдырин, генерал Жигалов, золотых дел мастер Хрюкин.
2.4. Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.
2.5. Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока.
4. Определите, о ком из писателей или поэтов рассказывается в приведённых фрагментах:
4.1. Его настоящее имя Джон Гриффит
4.2. Он всю жизнь был верен родной земле – далёкой сибирской деревне Овсянка Красноярского края.
4.3. Он был офицером, газетным репортёром, чернорабочим, грузчиком, спортсменом – атлетом, ездовым в цирке, драматическим актёром, зубным техником, псаломщиком, учётчиком на заводе, продавцом в магазине, лесником и землемером, охотником, рыбаком, садоводом, управлял имением, разводил свиней и выращивал табак, спускался в угольную шахту и на морское дно, поднимался на воздушном шаре и летал на самолёте, работал редактором и критиком.
4.4 До 19 лет жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор.
4.5. Императрица Екатерина сделала его своим кабинет - секретарём. При Павле I его назначили государственным казначеем. При Александре стал министром юстиции. Н.В. Гоголь его назвал «певцом величия».
4.6. В 1807 году получил тяжёлое ранение в сражении под Гёльсбергом в Пруссии, а в 1813 году в составе армии – победительницы вошёл в Париж.
|
|
5. Прочитайте стихотворение Я.П. Полонского:
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…
Выберите из предложенного списка 3 понятия, наиболее соответствующие идейно – художественным особенностям стихотворения Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…». Объясните ваш выбор.
Аллегория, олицетворение, градация, аллитерация, афоризм, гипербола, динамика, хорей, ирония, многоточие, эпитет, ямб
Ответы к заданиям олимпиады по литературе, 7 класс,2012-2013г
Задание 2 – 7,5 балла (по 0,5 балла за правильное название произведения, 0,5 балла за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное название персонажа).
Задание 3 – 7,5 балла (по 0,5 балла за правильное название произведения, по 0,5 балла за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное определение жанра произведения).
Задание 4 – 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
Задание 5 – 9 баллов (по 1 баллу за правильный выбор термина, по 2 балла за убедительность и фактическую точность комментария).
Всего – 40 баллов
Класс.
(Время выполнения задания – 2 часа.)
I Анализ поэтического текста.
Перед вами стихотворение русского поэта IXX века Марины Цветаевой. Анализируя текст, объясните, почему дети считают себя «царями». Как меняется пространство комнаты и почему оно наполняется страхами? О каком «последнем сраженье» может идти речь? Как автор противопоставляет мир детей миру взрослых?
(Задание выполняется на отдельном листе)
М.И.Цветаева
В зале
Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,
Темнеет высокая зала,
Уходят в себя зеркала...
Не медлим! Минута настала!
Уж кто-то идет из угла.
Нас двое над темной роялью
Склонилось, и кра´дется жуть.
Укутаны маминой шалью,
Бледнеем, не смеем вздохнуть.
Посмотрим, что ныне творится
Под пологом вражеской тьмы?
Темнее, чем прежде, их лица, -
Опять победители мы!
Мы цепи таинственной звенья,
Нам духом в борьбе не упасть,
Последнее близко сраженье,
И темных окончится власть.
Мы старших за то презираем,
Что скучны и просты их дни...
Мы знаем, мы многое знаем
Того, что не знают они!
1908-1910
IIИсторико – литературный аспект.
Ответьте на вопросы по истории и теории литературы, проявив знание художественных текстов.
1. О творчестве какого русского поэта идет речь в приведенном отрывке из книги Юрия Айхенвальда? Обоснуйте ответ.
Страшные сказки рассказал нам <...>, потому что и жизнь сама страшна, как страшна показалась «освещенная церковь ночью с мертвым телом и без души людей», - церковь, дом незаселенный, площадь пустоты. И, может быть, пугает все пустое, которого недаром боится природа, и не оттого ли жутко на свете, что смешные люди, призраки, имеют душу, ничем не заполненную, душу мертвую? От смешного до страшного – один шаг.
2. О каких литературных героях идет речь в приведенных ниже отрывках? Вспомните авторов и названия произведений.
А. «...волосы были всклокочены, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее».
Б. «Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарования, все еще выражало чудную красоту: черные брови, как бархат, оттеняли его побледневшие черты...».
|
|
В. Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно, будто лебедушка,
Смотрит сладко, как голубушка,
Молвит слово – соловей поет...
3. Пушкинские герои часто меняют прежний образ жизни, становясь как бы «самозванцами».В каком произведении и кто стал:
А. крестьянкой
Б. разбойником
В. царем
4. Определите «третьего лишнего» в каждой из групп. Обоснуйте выбор.
А. амфибрахий, анапест, аллитерация
Б. роман, романс, рассказ
В. эпизод, эпилог, эпитет
5. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был братом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его; сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
М.Ю.Лермонтов «Бородино»