IIIИсторико – культурный аспект

Продемонстрируйте историко – культурную эрудицию,ответив на вопросы..

1. Как связаны Московский университет, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве и местечко Талицы Ивановской области?

2. Кто из названных художников иллюстрировал повести «Тарас Бульба» и «Капитанская дочка», трагедию «Ромео и Джульетта»?

В.Фаворский, А.Бенуа, И.Билибин, Д.Шмаринов

IV Творческое задание. Напишите небольшую (15-20 предложений) благодарность книгам, используя любые формы и жанр сочинения-миниатюры.

(Задание выполняется на отдельном листе

IV Творческое задание. Напишите небольшую (15-20 предложений) благодарность книгам, используя любые формы и жанр сочинения-миниатюры.

(Задание выполняется на отдельном листе)

Напишите небольшую (15-20 предложений) благодарность книгам, используя любые формы и жанр сочинения-миниатюры.

(Задание выполняется на отдельном листе)

 

Школьный этап Всероссийской олимпиады по литературе

Уч. год

Класс

Время выполнения заданий – 1 астрономический час (90 минут)

Задание.  

 

Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, помещенные после текста. Опираясь на свои ответы, проанализируйте текст, излагая свои впечатления о прочитанном. Пишите связным текстом. Работы, написанные отдельными, не связанными между собой предложениями, не оцениваются. Пишите свободно, красиво, грамотно, доказательно.

РОДНИК В МЕЛКОЛЕСЬЕ

 

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как

драгоценные камни излучают таинственный блеск.

Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любойфизик легко объяснит это явление законами оптики.

Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно

примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нетсобственного источника света.

Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин.

Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли подходящего слова.

Аквамарин считается по своему имени (аква марин - морская вода) камнем,передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубинеесть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразиеаквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенносеребряным (именно серебряным, а не белым) огнем.

Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой

цвета звезд.

Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других

драгоценных камней и вызывают у нас чувство таинственности. Их красота намвсе же кажется необъяснимой.

Сравнительно легко объяснить происхождение "поэтического излучения"многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае,когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.

Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше

воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как "зарница",

объяснить гораздо труднее. Самое звучание этого слова как бы передает

медленный ночной блеск далекой молнии.

Конечно, это ощущение слов очень субъективно. На нем нельзя настаивать иделать его общим правилом. Так я воспринимаю и слышу это слово. Но я далекот мысли навязывать это восприятие другим.

Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашейприродой.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах ибогатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ ичувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков,

солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в

русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть,

помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов,Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другиеписатели, главный и неиссякаемый источник языка - язык самого народа, языкколхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старыхрабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев,ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.

Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.

Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом. Если это верно, то

прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значениедля разговора о русской речи.

Шли мы с этим лесником по мелколесью. В незапамятные времена здесь былобольшое болото, потом оно высохло, заросло, и сейчас о нем напоминал толькоглубокий, вековой мох, небольшие окна-колодцы в этом мху да обилиебагульника.

Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В мелколесьемного прелести. Юные деревца всех пород - ель и сосна, осина и береза -растут дружно и тесно. Там всегда светло и чисто, как в прибранной кпразднику крестьянской горнице.

Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно в этихместах художник Нестеров нашел черты своего пейзажа. Здесь каждый стебелек иветочка живут своей отдельной живописной жизнью и потому особенно заметны имилы.

Кое-где во мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые

окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, томожно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя ив ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.

Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахиваласкипидаром.

- Родник! - сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на

дно неистово барахтавшийся жук. - Должно, Волга тоже начинается из такогооконца?

- Да, должно быть, - согласился я.

- Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и

смущенно усмехнулся. - И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанетк тебе одно слово и не дает покоя.

Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружье и спросил:

- Вы, говорят, вроде книги пишете?

- Да, пишу.

- Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот как ни

прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. Идешь по лесу,

перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда онивзялись? Да ничего не получается.

Познаний у меня нет. Не обучен. А бывает, найдешь слову объяснение и

радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек, простойобходчик.

- А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.

- Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его

обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается.

Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, черезвсю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник,родина, народ. И все эти слова как бы родия между собой. Как бы родня! -повторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера

заключались в этих словах.

 

Определите тип речи и стиль речи данного текста.

Сформируйте тему и идею данного текста.

Какую роль играет описание природы в художественном произведении?

Какие выразительно-изобразительные средства и приёмы использует Паустовский в своём очерке?

Кого следует считать героем очерка?

Какова авторская позиция?

При оценке работы учитываются:

- глубина постижения произведения (темы, жанра, сюжета, героя, композиции, стиля, направления, художественной идеи, образа повествователя) – до 20 баллов;

- знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его – до 10 баллов;

- умение определять авторскую позицию, а также выражать свои мысли и чувства – до 10 баллов;

- композиционная стройность, язык и стиль работы участника Олимпиады (логичность, ясность изложения, речевая грамотность) – до 10 баллов.

Общая сумма баллов – 50.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: