Отметьте собирательные существительные

1) полк

2) толпа

3) студенчество

4) белье

Комментарий

Ответ: 3 4. См. комментарий к соответствующему заданию варианта 1. Существительные студенчество и белье являются собирательными и по значению, и по грамматическим признакам. Существительные полк и толпа собирательными не являются. Они обозначают раздельное множество, о чем свидетельствуют их грамматические признаки: наличие формы множественного числа (полки, толпы) и сочетаемость с количественными числительными (три полка, две толпы).

 

Отметьте строчки, в которых все слова одного рода.

1) кашпо, бордо, евро, бра

2) колибри, авеню, иваси, кольраби

3) оригами, сулугуни, салями, пенальти

4) сари, толь, топь, голь

Комментарий

Ответ: 2. В строчке 2 все существительные женского рода.

Отметьте строчки, в которых все слова одного рода.

1) кашне, бордо, евро, пенальти

2) сулугуни, салями, визави, паспарту

3) канифоль, авеню, иваси, брокколи

4) лебедь, толь, брокколи, туш

Комментарий

Ответ: 3. В строчке 3 все существительные женского рода.

Отметьте пары существительных, у которых при разных формах множественного числа сохраняется одно и то же значение.

1) пропуска – пропуски

2) хлеба – хлебы

3) инструктора – инструкторы

4) дизеля – дизели

Комментарий

Ответ: 3 4. В примерах 1, 2 наблюдается изменение значения слов: документы (пропуска)– отсутствие (пропуски); злаки (хлеба) – изделия из муки (хлебы).

Отметьте пары существительных, у которых при разных формах множественного числа сохраняется одно и то же значение.

1) корпуса – корпусы

2) тенора – теноры

3) тона – тоны

4) прожектора – прожекторы

Комментарий

Ответ: 2 4. В примерах 1, 3 наблюдается изменение значения слов: здания (корпуса) – туловища (корпусы); цвета (тона) – звуки (тоны).

17. В функции какой части речи употреблено подчеркнутое слово во фразе «Остались одни воспоминания»?

1) частицы

2) числительного

3) местоимения

4) прилагательного

Комментарий

Ответ: 1. Слово одни употреблено в значении ограничительно-выделительной частицы, подобной частице лишь.

17. В функции какой части речи употреблено подчеркнутое слово во фразе «Приходил тут к тебе один, записку оставил»?

1) существительного

2) частицы

3) числительного

4) местоимения

Комментарий

Ответ: 4. Слово один употреблено в значении неопределенного местоимения (приходил некто, кто-то).

 

Отметьте формы глагола, у которых выражена грамматическая категория времени.

1) перебежав

2) построим

3) читающий

4) нашел бы

Комментарий

Ответ: 2 3. Построим – личный глагол в форме буд. вр., читающий – действительное причастие наст. вр. Деепричастия (перебежав) и глаголы условного (сослагательного) наклонения (нашел бы) временных форм не имеют.

Отметьте формы глагола, у которых выражена грамматическая категория времени.

1) размышлявший

2) смеркается

3) приготовил бы

4) пишите

Комментарий

Ответ: 1 2. Размышлявший – действительное причастие прош. вр. Смеркается –безличный глагол в форме наст. вр. Глаголы условного (сослагательного) наклонения (приготовил бы) и повелительного наклонения (пишите) временных форм не имеют.

 

Отметьте глаголы, у которых выражена грамматическая категория лица.

1) Птицы поют.

2) Друг приехал.

3) Вечереет.

4) Принеси куртку.

Комментарий

Ответ: 1 4. Поют – 3 лицо, принеси – 2 лицо. Глаголы в прошедшем времени (приехал) и безличные глаголы (вечереет) по лицам не изменяются.      

Отметьте глаголы, у которых выражена грамматическая категория лица.

1) Он все забыл.

2) Дети играют.

3) Запишите в тетрадь.

4) Меня знобит.

Комментарий

Ответ: 2 3. Играют – 3 лицо, запишите – 2 лицо. Глаголы в прошедшем времени (забыл) и безличные глаголы (знобит) по лицам не изменяются.     

 

Отметьте глаголы, которые имеют супплетивную видовую пару.

1) посылать

2) брать

3) наследовать

4) ловить

Комментарий

Ответ: 2 4. Брать – взять, ловить – поймать. Члены супплетивных видовых пар образованы от разных основ, т.е. один член пары не является производным от другого. При этом члены супплетивных видовых пар отвечают общим требованиям видовой парности глаголов: являются лексически тождественными, совпадают во всех значениях или в части значений. Глагол посылать образует видовую пару посредством чередования звуков в корне (послать). Глагол наследовать является двувидовым. 

Отметьте глаголы, которые имеют супплетивную видовую пару.

1) казнить

2) класть

3) говорить

4) выбирать

Комментарий

Ответ: 2 3. Класть – положить, говорить – сказать. Казнить – двувидовой глагол, выбирать – выбрать (образование видовой пары посредством чередования звуков в корне).

 

21. Отметьте предложения с реальной модальностью.

1) Октябрь уже прошел.

2) Здесь лапы у елей дрожат на весу, Здесь птицы щебечут тревожно –

Живешь в заколдованном диком лесу, откуда уйти невозможно (Высоцкий).

3) Собрать все книги бы да сжечь! (Грибоедов).

4) За здравствует солнце, да скроется тьма! (Пушкин).

Комментарий

Ответ:1 2. Реальная модальность соотносится с оценкой содержания высказывания каксоответствующего реальной действительности. Грамматическим способом выражения реальной модальности являются временные формыизъявительногонаклонения глагола. Ирреальная модальность соотносится с оценкой содержания высказывания как желаемого, требуемого или необходимого и грамматически выражается формами сослагательного (условного) и повелительного наклонения.

21. Отметьте предложения с ирреальной модальностью.

1) Оставьте меня в покое!

2) Многие герои А.Чехова живут неестественной, ложной жизнью.

3) Шел бы ты спать, милый.

4) В одном царстве-государстве жил-был царь.

Комментарий

Ответ: 1 3. См. комментарий к соответствующему заданию варианта 1.

Отметьте словосочетания с синкретичными смысловыми отношениями между компонентами.

1) достойный похвалы

2) плач детей

3) вижу дом

4) рано состарившаяся

Комментарий

Ответ: 2. При синкретичных смысловых отношениях между компонентами в словосочетании совмещаются разные значения: атрибутивные (определительные) и объектные(например, мечта о счастье); атрибутивные и обстоятельственные (например, домик в лесу), объектные и обстоятельственные(например, лететь над морем), обстоятельственные значения времени и условия (например, гулять при луне). В словосочетании плач детей совмещаются атрибутивное значение (плач чей?) и объектное (плач кого?). В остальных словосочетаниях смысловые отношения между компонентами характеризуются однозначностью.   


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: