Контроль за использованием и охраной земель (земельный надзор)

С июля 2011 много изменений. Контроль переименован в надзор.

Земельный надзор – деятельность компетентныхФОГВл, по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства по анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства всеми Sземельных отношений, а также деятельность направленная на предупреждение, выявление и пресечение требований предусмотренных земельным законодательством.

В его основе данные гос.кадастра недвижимости. Гос мониторинга земель, гос.фонда данных в результате землеустройства, иные сведения, а также обмеры ЗУ, фотосъемка, зондирование земель и т.п.

Конечные результаты:

1.выявление и обеспечение устранения нарушений требований земельного законодательства

2.исполнение нарушителями предписаний

3.привлечение виновных лиц к административнойответсвенности.

 

Основания:

-планы проверок

-обращения ФЛ, ЮЛ, ОГВ, ОМСУ

-сведения из СМИ

-акты судебных органов

 

Основная форма – проверки (плановые и внеплановые)

Плановые – т.е. есть определенный план, они утверждаются руководителями территориальных органов росреестра (не позднее 15 дней до начала квартальной проверки). Два ограничения:

=проверка в отношении ЗУ не может быть чаще 1 раз в два года

=для субъектов малого предпринимательства – первая плановая проверка не раньше чем через 3года с момента их гос регистрации.

Общий срок – месяц, может быть продлена еще на месяц.

А дальше дописывай

 Существует 4 вида земельного контроля:

1) Государственный

2) Муниципальный

3) Общественный

4) Производственный

При осуществлении государственного земельного контроля используются сведения государственного кадастра недвижимости, государственного мониторинга земель, производственного земельного контроля, государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сферы.

Органы РосРеестра осуществляют контроль в частности за соблюдением требований ЗЗ о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена и использование земельных участков без правоустанавливающих документов; за соблюдением порядка переуступки прав на земельные участки, о наличии и сохранности межевых знаков, о порядке предоставления сведений о состоянии земель, выполнения требования земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению.

Органы РосРеестра осуществляют земельный контроль в отношении всех категорий земель.

РосПриродНадзор осуществляет контроль за исполнением обязанностей по рекультивации земель, по выполнению требований и мероприятий по улучшению земель и охране почв от негативных воздействий. По соблюдению режима использования земельных участков и лесов водоохраной зоны, прибрежных полосах водных объектов, а также по соблюдении требований об использовании земельных участков без специальных разрешений.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Осуществляют контроль на землях с\х назначения и на земельных участках с\х использования в составе земель населенных пунктов, в частности за выполнением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель, по предотвращению самовольного занятия, по предотвращению порчи земель.

Конечным результатом контрольной деятельности является:

1) Выявление земельного правонарушения или установления факта отсутствия его

2) Привлечение виновных лиц к административной ответственности

3) Исполнение нарушителями предписаний об устранении нарушений земельного законодательства

Основаниями для контроля являются:

1) Планы проведения проверок

2) Обращение физических и юридических лиц о фактах нарушения земельного законодательства

3) Сообщение в СМИ о земельных правонарушениях

4) Судебный акт

Исходя из этих посылок, формами земельного контроля являются проверки, которые бывают:

1) Плановые

Проводятся на основании планов, которые утверждаются территориальными органами

 

2) Внеплановые

РосРеестра ежеквартально, не позднее, чем за 15 дней до начала проверки.

В отношении юридических лиц проверки проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года в отношении каждого земельного участка, если это субъекты малого предпринимательства, то 1 плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента государственной регистрации. Общим сроком проверки является 1 месяц. Но может быть продлен еще на 1 месяц.

С 2009 года государственный земельный контроль был отнесен к виду экологического контроля. Правовые последствия – применение законодательства субсидиарно.

Муниципальный земельный контроль

Осуществляется органами местного самоуправления и распространяется на территорию определенного муниципального образования. Органы, которые осуществляют контроль, устанавливаются НПА органов местного самоуправления.

Общественный земельный контроль

Осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), органами иных общественных организаций, объединений, гражданами, за соблюдением требований использования и охраны земель, а также за соблюдением порядка подготовки и принятия решений, затрагивающие предусмотренные ЗК права.

Производственный земельный контроль

Осуществляется собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков в ходе своей хозяйственной деятельности. По запросу Росреестра, но не чаще 1 раза в год, это лица предоставляют информацию о проведении производственного земельного контроля. Осуществляется, как правило, в рамках юридических лиц, у которых много земельных участков.

Для осуществления контроля важную функцию выполняет мониторинг земель

МОНИТОРИНГ

Мониторингземель – система наблюдений за состоянием земель. Основной НПА – Постановление Правительства от 20.10.02 г. № 46

Объектом государственного мониторинга земель являются все земли РФ. Мониторинг имеет подсистемы, в зависимости от категорий земель. Система мониторинга.

В зависимости от наблюдаемой территории:

1) Федеральный мониторинг

Объектом являются все земли.

2) Региональный мониторинг

(это не субъект РФ) территория ограничена физико-геологическими (между горами например, хотя входят территории нескольких регионов (субъектов)) административными, экономическими или иными границами

3) Локальный мониторинг

Может быть и отдельный земельный участок. Имеется ввиду небольшие участки

Мониторинг включает в себя:

1) Сбор информации, Обработка информации, Хранение информации о состоянии земель

2) Непрерывное наблюдение за состоянием земель

3) Анализ и оценка качественного состояния земель

По результатам мониторинга составляются научные прогнозы и рекомендации по дальнейшему использованию земельных участков, доклады и оперативные сводки.

Большую роль мониторинг осуществляется при проведении охранительных мероприятий.

Охрана земель

Характеризуется 3 понятиями:

1) Сохранность земель

2) Восстановление земель

3) Улучшение благоприятного состояния земель

Регулярно публикуются и утверждаются доклады об охране окружающей среды. Большое значение в них уделяется состоянию земель. Новосибирская область названа в качестве региона, которому грозит подтопление. Суть в том, что экологическая ситуация в России не хороша, поэтому охранительные мероприятия должны выполнять главную роль, чтобы предупредить нарушение, а потом восстановить.

Бывают 2 видов:

1) Превентивные (предупредительные)

Можно отнести к данной группе:

a. Принятие программ по охране земли

Эти программы могут быть самостоятельными, а могут входить экологические программы и быть составляющей

b. Экологическая экспертиза

Есть 2 вида (государственная и общественная)

c. Установление в законодательстве экологических, санитарно-гигиенических требований и норм, в том числе нормативов ПДК вредных веществ (предельно допустимых концентраций), вредных микроорганизмов, других загрязняющих почву биологических веществ, несоблюдение которых может привести к загрязнению почв, окружающей среды или деградации естественных экологических систем

d. Меры экономического стимулирования

Они прямо предусматривались в ЗК до 1991 года. Сейчас прямо не содержатся

2) Восстановительные

a. Рекультивацияземель

НПА – Постановление Правительства от 23.02.1994 № 140 (очень короткое), Приказ МинПрироды и РосКомЗема от 22.12.1995 № 525\67

Рекультивация земель – это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды

В целях восстановления земель лесного, сельского, водного хозяйства, для строительства, а также для рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей проводится рекультивация.

Органы, которые принимают решение о восстановлении земельных участков, а также выдают на осуществление работ, нарушающих почвенный слой, определяют условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для использования, а также определяют порядок снятия, перемещения, сохранения и дальнейшего использования почвенного слоя.

Основное мероприятие при рекультивации – снятие почвенного слоя.

Разрабатывается проект рекультивации, который подлежит экологической экспертизе. Прием рекультивированных земель проводится специальной комиссией.

Нарушенныеземли – земли, утратившие свою хозяйственную ценность, либо являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного покроя, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

b. Мелиорацияземель (может носить и превентивный характер)

НПА – ФЗ «Мелиорация земель» от 10.01.1996 года

Мелиорация земель – коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, агротехнических, химических и других мелиоративных мероприятий. Существуют 4 типа мелиорации:

1. Гидромелиорация

Осушение, заболачивание, либо оросительные мероприятия и прочее.

2. Агролесомелиорация

Посадка лесных насаждений при обрушении склонов

3. Химическая мелиорация

Удобрения

4. Культуртехническая мелиорация

Очистка земли от камней, пней, лишних объектов

Осуществляется на основании планов, как правило планы утверждаются на уровне Министерства С\Х.

Осуществляется в целях:

1. повышения продуктивности и устойчивости земледелия

2. создания необходимых условий для вовлечения в с\х оборот неиспользуемых или малопродуктивных земель

3. для формирования рациональной структуры земельных угодий

4. обеспечение гарантированного производства с\х продукции

c. Консервация земель

НПА – посстановление Правительства от 2.10.02

Цели консервации:

1. Предотвращение деградации земель

2. Восстановление плодородия почв и загрязненных территорий

Мониторинг выполняет для консервации первостепенную роль, так как иначе земли такие обнаружить невозможно. С учетом специальныхобсследований принимается решение о консервации, решение принимает уполномоченный орган.
На основании данного решения разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки проведения, сроки консервации, очередность проведения мероприятий по улучшению земель, их стоимость и предложение по дальнейшему использованию земель. Органы которые приняли решение о консервации обязаны уведомить об этом органы РосРеестра, так как запись такого рода должна быть сделана в государственный кадастр недвижимости.

В ЗК РФ частным случаем названы загрязнение земель радиоактивными или химическими веществами. Статья 14 ЗК РФ – земли, которые подверглись такому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции установленного качества, подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель с\х назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещается производство и реализация с\х продукции.

Порядок использования данных земель определен в постановлении Правительства от 27.02.04 № 112.

Разграничивают 3 вида земель в зависимости от степени загрязненности:

1) Земли переводятся в состав земель запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой продукции при условии отсутствия эффективных технологий по восстановлению загрязненных земель

2) Земли используются, но в отношении них устанавливаются особые условия использования и режима деятельности. В этих случаях устанавливаются охранные зоны.

3) Земельные участки используются по целевом назначению без установления каких-либо ограничений.

Лица, в результате деятельности которых произошло загрязнение, обязаны:

1. Полностью возместить возникшие убытки

2. Возместить затраты на дезактивацию земель

3. Затраты на восстановление земель до состояния, пригодного для использования по целевому назначению либо в случае перевода в состав земель запаса они обязаны возместить стоимость этих земельных участков.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: