Проблематика трагедий

Драматургия Софокла: основные нововведения. Героические образы и смысл героического конфликта в трагедиях Софокла «Антигона», «Эдип-царь», «Электра».

Реформы Софокла:

•Каждая трагедия - законченное целое, так как поэта волнует судьба отдельного человека, а не целого рода.

•Герои Софокла – сильные натуры, не знающие, за исключением Неоптолема, колебаний. Они более индивидуализированы, чем у Эсхила – более жизненны.

•В описании героев используется прием контрастного противопоставления, позволяющий подчеркнуть главную черту их характера.

•Увеличил хор до 15 человек, но ограничил его роль. Песни хора выражают коллективное мнение граждан, обычно совпадающее с мнением автора.

•Ввел третьего актера – придал диалогу большую живость, глубже раскрывает характер действующего лица.

•Декорации, музыка и т.д.

•Композиция. Аристотель подчеркивает в ней узнавание с перипетией – переход от незнания к знанию, связанные с поворотом к неожиданному

•Целеустремленность, напряженность действия приводят трагедию к логической развязке «по необходимости». Нет вмешательства богов.

Проблематика трагедий.

В трагедиях Софокл ставит насущные для его времени проблемы:

•отношение к религии («Электра»)

•божественные, неписаные законы и законы писаные («Антигона»)

•свободная воля человека и воля богов («Эдип-царь», «Трахинянки»)

•интересы личности, государства («Филоктет»)

•проблема чести и благородства («Аякс»)

Идейная основа трагедий.

- противоречия между старыми, привычными, и новыми, разрушительными веяниями

- человеческие возможности ограничены, над человеком стоит сила, которая обрекает его на ту или иную судьбу

- человек не может знать, что ему готовит грядущий день. Высшая божественная воля проявляется в изменчивости и в непостоянствах человеческой жизни. За удачей следует неудача, за счастьем – несчастье.

- причина всех бедствий – в пренебрежении к божественным законам, в которых проявляется высшая справедливость. В надменности, в высокомерии, в отсутствии смирения перед богами причина несчастия человека (исток – учение софистов)

- Софокл – противник власти денег, разлагающих основу полиса. Он хочет укрепить устои демократического государства.

«Антигона».Социально-политическая направленность трагедии.

а) СОДЕРЖАНИЕ. Трагедия написана на мифологический сюжет фиванского цикла. У Эсхила она сходила в состав трилогии, здесь же – законченное произведение.

Показывает противоречия между законами божественными и произволом человека и ставит выше всего неписаные божественные законы.

трагедия названа по имени главного действующего лица.

(Полиник, брат Антигоны, дочери царя Эдипа, предал родные Фивы и погиб в борьбе со своим родным братом Этеоклом, защитником родины. Царь Креонт запретил хоронить предателя и приказал отдать его тело на растерзание птицам и псам. Антигона, вопреки приказу, выполнила религиозный обряд погребения. За это Креонт велел ее замуровать в пещере. Антигона предпочла смерть повиновению жестокому царю и кончила жизнь самоубийством. Ее жених, сын Креонта, Гемон пронзил себя кинжалом – лишила себя жизни и жена Креонта Эвридика).

Все эти несчастья привели Креонта к признанию своего ничтожества и к смирению перед богами.

б) ОБРАЗЫ ТРАГЕДИИ. Преобладающая черта в характере Антигоны – сила воли, которую она проявляет в борьбе с Креонтом за право похоронить брата по установленному обряду. Она чтит древний закон родового общества. У нее нет сомнения в правильности принятого решения. Она сознательно идет навстречу смерти, но, как и всякому человеку, ей горько расставаться с жизнью, сулящей так много радостей молодой девушке. Не видать ей больше солнечного света, не слыхать брачных песен, не быть ей женой и матерью. Силой своего ума и большого сердца, умеющего любить, а не ненавидеть, Антигона сама выбрала свою участь, что и столкнуло ее с Креонтом, ставящим свою волю выше всего. Он оправдывает свои действия интересами государства. Говорит, что во имя блага родины не может одинаково почтить спасителя отечества и врага.

Всякое сопротивление своему приказу он рассматривает как выступление антигосударственное. Даже если он ошибается, он признает только полное подчинение правителю.

Другие действующие лица:

1.Исмена – сестра Антигоны

2.Сторож

3.Гемон – сын Креонта, жених Антигоны

Они появляются эпизодически, оттеняя основные черты главных действующих лиц. Слабость, нерешительность Исмены – контраст силе, стойкости Антигоны; корыстолюбие и трусость сторожа – самозабвенной решимости героини. Второстепенные образы как бы дополняют характеристики Антигоны и Креонта и этим выполняют необходимую функцию в композиции трагедии.

в) КОМПОЗИЦИЯ И ЯЗЫК ТРАГЕДИИ. Софокл строит трагедию в соответствии с характерами основных персонажей. Уже с самого начала в диалоге с Исменой обнаруживается решительный характер Антигоны, который он, по словам хора, унаследовала от отца. Хотя в песнях хора часто упоминается роковое проклятие, тяготеющее над родом Эдипа, оно не лежит в основе развивающегося действия. Решительность и твердость Антигоны в осуществлении своей идеи, в борьбе с единовластием Креонта связаны с целеустремлённым развитием действия, которое отличается большой напряженностью.

В композиционном отношении большое значение имеет допрос Креонтом Антигоны. Зритель уже подготовлен предшествующим диалогом с Исменой к той страстной убежденности в своей правоте, которую обнаруживает Антигона в возражениях Креонту. С каждой ее репликой усиливается его раздражительность, нарастает напряженность действия.

Душевное состояние действующих лиц отражается в их речи. Быстрый обмен репликами (стихомифия) придает языку особую живость и непосредственность. Такой же напряженностью и живостью изложения отличается сцена между Исменой и Антигоной, которая то упрекает сестру, то побуждает ее к совместным действиям.

Появление Гемона, порицающего отца и осуждающего его политику, в идейном отношении имеет значение как выражение политических взглядов самого Софокла, а в композиционном – как протест, который окончательно выводит Креонта из себя, он велит слугам привести Антигону, чтобы убить ее на глазах жениха.

Монолог Антигоны перед казнью – высшая степень напряжения. Жалобы Антигоны, приведенные в коммосе, вызывают живую симпатию к героической девушке, не знающей страха перед всесильным Креонтом, а сравнение ее судьбы с уделом Ниобы, дочерью Тантала, обращенной в утес, усиливает драматизм.

После этой сцена катастрофа близка. Креонт уже готов изменить принятое им решение, спешит выполнить советы хора, но поздно. В гибели сына и жены он винит себя. Смирение сменяется отчаянием, отчаяние – самоуничижением. Он уничтожен.

Песни хора связаны с ходом действия, но не играют большой роли в его развитии. Он признает правильность поступка Антигоны, но и чутко относится ко всему, что касается безопасности и блага государства.

г) СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ. Софокл вскрывает один из глубочайших конфликтов современного ему общества – конфликт между родовыми неписаными законами и законами государственными. Религиозные верования предписывали человеку свято чтить кровно-родственные связи, соблюдать все обряды в отношении кровных родственников. Но с другой стороны, всякий гражданин полиса обязан был следовать законам государства, которые иногда резко противоречили традиционным семейно-родовым нормам.

Креонт – сторонник неуклонного соблюдения законов государственных, писаных. Антигона превыше всего ставит законы семейно-родовые, освящённые религиозным авторитетом. Поэтому и хоронит брата. Она ради него должна сделать все, что предписывают законы, установленные богами, т.е. похоронить с соблюдением всех обрядов. Для мужа, говорит она, она не пошла бы на нарушение государственного закона – он не кровный родственник.

Софокл сочувствует Антигоне, изображает ее с большой теплотой. Софокл хотел показать своим произведением, что для счастья граждан полиса необходимо единство между государственными и семейно-родовыми законами. Но так как классовое государство времен Софокла было далеко от его идеала, он не только сочувствует Антигоне, но изображает Креонта в виде деспота и тирана. Осуждение государственного деятеля подобного рода сказывается в конце трагедии также и в раскаянья Креонта и в его самобичевании.

«Электра»

Миф об Электре, дочери Агамемнона и Клитемнестры, послужил темой второй части трилогии Эсхила «Орестея» и трагедий «Электра» Софокла и Еврипида. Убивая мать, Электра и Орест в трагедиях Эсхила и Софокла безоговорочно выполняют священную ролю Аполлона, защищающего права отца.

Она - страстная натура, чувства которой бурно проявляются не только в горе от мнимой гибели брата и в негодовании на мать, но и в радости при виде живого Ореста. Непримиримость Электры оттеняется полным послушанием ее сестры Хримофемиды. Сцена узнавания у Софокла выражена с большей психологической глубиной, чем у Эсхила.

Орест у Софокла беспощаден. Его роль ограничивается выполнением высшей воли. Молчаливое участие Пилада – только дань мифу. В защите религии Аполлона и в наказании преступления заключается идея трагедии. Нравственное оправдание поведения Электры Софокл видит в том, что она вооружилась против порока.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: