Иллюстративный материал

СОВРЕМЕННЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ

 

Часть I. Программа учебной дисциплины

 

                030501.65

ООП (021100) – юриспруденция: программа подготовки специалистов

Факультет: юридический

Курс: 4, 5; семестр: 8, 9

 

Москва-2011

Программа обсуждена и утверждена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин.

Протокол № от   «____» _________________ 20     года.

Программа утверждена на заседании ученого совета юридического факультета.

Протокол № от «____» _________________ 20     года.

 

 

Составитель:

доцент, кандидат юридических наук, доцент Ростокинский А.В.

 

Заведующий кафедрой

доцент, кандидат юридических наук Ростокинский А.В.

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель и задачи спецкурса

 

Программа спецкурса составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (примерной программой по дисциплине) по специальности 021100 «Юриспруденция».

Спецкурс «Современный экстремизм: криминологические и уголовно-правовые проблемы квалификации и противодействия» призван сформировать у студентов представление о современном состоянии преступности экстремистской направленности в России, а также о совершении иных преступлений на почве вражды и ненависти. 

Целью дисциплины является формирование, развитие и закрепление у студентов сложившихся в науке уголовного права взглядов и рекомендаций по применению уголовного законодательства в области защиты прав лич­ности, ее интересов, охраняемым законом интересов общества и госу­дарства от преступлений экстремистской направленности, а также от совершения иных преступлений на почве вражды и ненависти.

Задачи дисциплины:

· овладение студентами знаниями об экстремизме как явление общественной жизни, о его соотношении с другими негативными социальными явлениями;

· получение студентами знаний об уголовно-правовой ответственности за совершение деяний с элементами экстремизма, преступлений экстремистской направленности и экстремизма;

· приобретение студентами устойчивых знаний об объективных признаках преступлений экстремистской направленности и экстремистской деятельности;

· получение студентами знаний о субъективных признаках преступлений экстремистской направленности и экстремистской деятельности;

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины выпускники юридического факультета должны знать следующее:

· основные положения Федерального закона № 114-ФЗ от 25.07.2002 г., Общей и Особенной частей уголовного законодательства в части преступлений экстремистской направленности;

· понятие экстремизма;

·  уголовно-правовая ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности;

·  объективные и субъективные признаки преступлений экстремистской направленности;

·  экстремизм и иные формы организованной преступной деятельности;

·  комплекс причин, детерминирующих рост преступности экстремистской направленности;

· Профилактика и меры предупреждения совершения преступлений экстремистского характера в современной России.

 

Данный спецкурс рассчитан на студентов старших курсов, обучающихся по специальностям: «Правоохранительная деятельность», «Пенитенциарная деятельность», «Социальная работа», «Коррекционная педагогика», «Юридическая психология», а также «Государственное и муниципальное управление».

Программа учебной дисциплины

Тема 1. Экстремизм как явление общественной жизни. Его соотношение с другими негативными социальными явлениями и законодательное определение

В первой теме анализируются природа происхождения субкультурных конфликтов в обществе, их развитие в различных сферах жизни общества, а также эскалация данных конфликтов, проявлениями которой являются рост преступности, радикальные реформы правительств и распространение радикальных идеологий. Явления эти не равнозначные. Но некоторая часть преступников пытается в своих целях паразитировать на данных конфликтах. Так возникает экстремизм, который нельзя смешивать ни с радикальной политикой, ни с радикальными идеологиями, которые сами по себе не преступны.

Экстремизм выражается в: совершении незаконных и общественно опасных деяний, по мотивам и / или с целью разжигания вражды и ненависти между отдельными социальными группами; подстрекательстве к совершению данных деяний; организационной деятельности, направленной на совершение всех указанных деяний. Автором обосновывается полезность использования данной классификации как основы комплекса уголовно-правовых норм, направленных на борьбу с преступлениями экстремистского характера.

 

Иллюстративный материал

1. Впервые понятие «экстремист» было использовано в середине 40-х гг. прошлого века в Индии (тогда — колонии Британской империи). Так называли сторонников левого крыла партии «Индийский национальный конгресс», выступавших за полное и мирное отделение Индии от метрополии.

2. «Ложность суждения ещё не служит для нас возражением против суждения… Вопрос в том, насколько суждение споспешествует жизни, поддерживает жизнь, поддерживает вид, даже, возможно способствует воспитанию вида; и мы решительно готовы утверждать, что самые ложные суждения…- для нас самые необходимые… Признать ложь за условие, от которого зависит жизнь — это конечно, рискованный способ сопротивляться привычному чувству ценности вещей, и философия, отваживающаяся на это, ставит себя уже одним этим по ту сторону добра и зла».

Ницше Ф. «По ту сторону добра и зла».

 

3. Председатель Государственной Думы РФ Б. Грызлов определил экстремизм как:

а) проявления идеологии национализма (нацизма) и ксенофобии;

б) социальное явление, обостряющееся там, где у людей возникают проблемы с самореализацией;

в) нападения и убийства по мотивам этнической и расовой ненависти;

г) силу, «которая стремится подорвать наше государство, наши традиции, перспективы развития нашей страны. То есть то, что дорого каждому из нас, вне зависимости от партийной принадлежности». Наконец, отмечается, что «от популизма до экстремизма не так далеко». В качестве примера популизма называется известный лозунг определенной части радикалов «всё поделить».

Грызлов Б. «Экстремизм как угроза суверенной демократии» // Российская газета. 2006. 15 декабря.

4. Ответы на вопрос «Доверяете ли Вы или нет следующим институтам власти, церкви и общественным организациям?»

I величины – данные, полученные в ходе всероссийского опроса 1500 жителей 20 субъектов Федерации и 200 экспертов, проведенного в сентябре-октябре 2003 г. В.С. Комаровским и В.Э. Бойковым (РАГС при Президенте РФ)

II величины – данные, полученные в ходе опроса 250 студентов и преподавателей вузов г. Москвы, проведенного автором в феврале 2006 года

 

Социальные институты

В основном доверяю

%

В основном

не доверяю

%

Затруднились

ответить

%

I II I II I II
Президенту РФ В.В. Путину 69,9 60,8 20,8 30,2 9,3 8,4
Федеральному Правительству 33,1 30,4 43,8 54,4 23,1 15,2
Государственной Думе РФ 21,6 12,0 56,8 67,6 22,4 20,4
Совету Федерации РФ 25,7 15,2 44,4 56,8 29,9 28,0
Судам 28,3 24,4 47,7 55,2 24,0 20,4
Прокуратуре 29,3 28,0 43,0 50,4 27,7 21,6
Федеральной службе безопасности 42,8 44,0 30,7 32,4 26,5 23,6
Органам внутренних дел (милиции) 23,1 12,0 59,0 76,0 17,9 12,0
Церкви 42,5 36,8 28,3 26,8 29,2 36,4
Профсоюзам 24,7 20,4 42,4 53,6 32,9 36,0
Женским, ветеранским и иным обществ организациям 35,5 40,8 31,4 31,2 33,1 28,0
Политическим партиям и движениям 11,5 16,8 60,7 53,6 27,8 29,6
Органам местного самоуправления* 26,0 29,2 49,3 61,6 24,7 19,2
Органам областной, (краевой, республиканской) власти**   23,2   44,8     46,7   51,2   30,1   4,0

Примечания:

* В г. Москве – районным управам и муниципальным собраниям

** В г. Москве – Мэру, Мосгордуме, правительству г. Москвы и префектурам

 

 

5. Соотношение экстремизма и радикальной идеологии:

Характеристики (свойства) Радикализм Экстремизм
1. Оценка законодателем Нейтральная Публично-правовой запрет
2. Идейные основы Философская или религиозная доктрина (тяготение к прогрессистским учениям) Нет (заменяются радикальными декларациями)
3. Декларируемые цели Рационализация деятельности публичной власти, оптимизация использования ограниченных ресурсов общества Полный контроль над обществом, подавление оппонентов
4. Одобряемые методы достижения декларируемых целей Политическая борьба и Использование правовых средств Любые, демонстративные: цель оправдывает средства
5. Отношение к нарушению прав и свобод граждан при достижении декларируемых целей Одобрение: допустимое и «неизбежное» зло, плата за прогресс Использование без оглядки на закон
6. Отношение к государству и его органам Позитивное: государство- основное орудие реформ Негативное: нужны «параллельные» властные структуры
7. Фактическое содержание Идейная и политическая борьба Преступление (искл. – административное правонарушение)
8. Культурная интеграция Субкультурное явление, культурная интеграция Маргинальное явление, культурная дезадаптация

 

 

6. Соотношение экстремизма с другими социальными явлениями, дезорганизующими жизнь общества:

Явления   Признаки Радикаль-ные реформы   Экстремизм   Террор   Терро- ризм Гражданская война
  Фактическое содержание и субъекты реализации Значительное ограничение государством прав и интересов различных социальных групп для достижения политических результатов Ухудшение условий жизнедеятельности различных социальных групп частными лицами и объединениями для достижения доминирующего положения. Достигается путем нарушений прав представителей отдельных групп Политика государства (общественной силы, равной государству по влиянию, возможностям) состоящая в систематическом устрашении и подавлении оппозиции Устрашение частными лицами своих оппонентов в борьбе за власть и ресурсы путем эпизодического форсированного применения насилия к наиболее значимым для всего общества объектам   Вооруженное столкновение примерно равных по силе частей общества в борьбе за политическое господство, сопровождающееся массовым нарушением прав и свобод граждан, деградацией связей в обществе
Методы борьбы Формально законные   Любые   Любые Незаконные   Любые
Формы Нарушения прав и свобод граждан Массовые, систематические, латентные  Эпизодические, демонстративные и (или) латентные Массовые, систематические демонстративные Эпизодические, демонстративные Массовые, постоянные демонстративные, переходящие в террористические
  Позиция государств Основной субъект реформ Преследует экстремистов Допускает нарушения закона Преследует террористов Не может реально влиять на ситуацию
Наличие планирующего центра   Обязательно Необязательно Обязательно Необязательно Наличие двух или более центров

Рекомендуемая литература

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка Изд. 3-е стереотип. — М.: РАН. 1995. С.896.

2. Политология. Словарь-справочник / Под ред. М.А. Василик, М.С. Вершинина. — М., 2001. С.320.

3. Федеральный закон от 25.07.2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности».

4. Ростокинский А.В. Экстремизм и теории коренных изменений (радикализм): проблема разграничения // Вестник МГЛУ №551. 2007. Москва.   

5. Истомин А.Ф., Лопаткин Д.А. К вопросу об экстремизме // Современное право. 2005 №7.

6. Лунеев В.В. Преступность ХХ века: мировые, региональные и российские тенденции Изд. 2-е. — М., 2005.

7. Паин Э.А. Этнополитическая ситуация в современном российском обществе: куда движется этнополитический маятник? // Проблемы формирования толерантности, преодоления ксенофобии и этнического экстремизма в российском обществе. Материалы круглого стола 27.01.2005 г. Ярославль, 2005.

8. Политический экстремизм и его профилактика у студенческой молодежи Дона / Под ред. А.С. Зайналабидова и В.В. Черноуса. Ростов-на-Дону. 2003.

9. Сазонов И.А. Политический экстремизм и проблема его категориального осмысления // Вестник Московского ун-та. Серия 12. Политические науки. 2000. №2.

10. Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологические аспекты. — Ростов-на-Дону. 2004.

Тема 2. Уголовно-правовая ответственность за совершение деяний с элементами экстремизма, преступлений экстремистской направленности и экстремизм: современное состояние, проблемы и перспективы развития

Во второй теме, на основе анализа норм УК РФ и Федерального закона от 25.07.2002 г. №114-ФЗ, обосновывается вывод о существовании системы преступлений экстремистского характера, которая включает, в том числе, нормы ст. 289, 282, 282.1 и 282.2 УК РФ. Различия между ними законодатель не проводит, а круг деяний с использованием казуального метода изложения норм Федерального закона №114-ФЗ постоянно расширяется.

Автор далек от признания уголовного закона панацеей борьбы с экстремизмом в нашем обществе, но считает, что санкции названных статей Особенной части УК РФ необоснованно заниженными относительно соответствующих норм законов иностранных государств. Кроме того, контрпродуктивным представляется дальнейшее расширения понятия экстремизма за чет преступлений террористического характера, а также иных государственных преступлений. Названные проблемы требуют комплексного решения в целях повышения эффективности правоприменительной практики, исключения произвола и субъективизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: