Иллюстративный материал

1. Проблемы социализации личности в условиях оскудения социальных контактов члена субкультурной группировки значительно усиливаются, становятся основой деформации личности:

18-летний Ж., обвиняемый в групповом грабеже и насильственном совершении действий сексуального характера, сообщил исследователям ряд характерных фактов. В частности, он значительно лучше чувствовал себя среди «металлистов» и «рокеров», привлекало «мужское братство», старался ориентироваться на «отчаянных ребят», вести себя так, чтобы «не отстать от них», мог быть «жестким, непредсказуемым, срываться как с цепи собака». Ж. считал, что полностью соответствовал предъявляемым со стороны группы требованиям, горд данной ему кличкой «Дет» (смерть). Он был уверен, что испытывал настоящее «чувство свободы», которой, как ему казалось, не хватает в обыденной жизни. При этом испытуемый пояснил, что музыка являлась лишь формальным предлогом для вступления в группировку, больше привлекала «самостоятельность, возможность быть сильным, ни от кого не зависеть». Выражением свободы и силы, а также «мужской жесткости» служили и сюжеты его татуировок. Ж. подробно объяснял их смысл и символику».

Антонян Ю.М., Ткаченко А.А., Шостакович Б.В. Криминальная сексология. М., Спарк. 2002. С.105.

Наиболее радикальные члены названной неонацистской группировки «Шульц-88» так «идеологически» обосновали свои претензии к лидеру:

«Сам редко участвует в драках; в своем интернет-издании пишет, что мигрантов «надо резать», а сам только бьет; употребляет пиво, которое, оказывается, содержит женский ген» (без комментариев – А.Р.).

Цит. по: Стешин Д. Кто сделал «столицу фашизма»

из города-героя на Неве // Комсомольская правда, 2006. 4 июля.

3. Нет никаких особенных преступных мотивов, как не бывает и ничего аморального вне определенного культурно-исторического (субкультурного) контекста. Бывают преступные формы реализации этих мотивов, следования субкультурным стандартам, доминирование индивидуальных или групповых интересов и ценностей над более общими, закрепленными в морали, в законах:

Согласно социологическим исследованиям, скинхеды:

— чаще других называют себя патриотами (76% против 59% в среднем по выборке);

— проявляют наиболее выраженный национализм, чаще других выступая за брак только между русскими (27% против 6% в среднем);

— наиболее нетерпимо и неприязненно относятся к представителям сексуальных меньшинств (37% против 32% в среднем);

— реже других верят в возможность отстаивать свои интересы правовыми мерами (38% против 30% в среднем);

— взяться за оружие для защиты прав граждан считают целесообразным (38% против 10% в среднем).

Потребность молодежи в самоорганизации

// http://www.fesmos.ru/file_6.html.

 

Перерастание групповой агрессии хулиганов в националистические акции:

16.02.1990г. гр-н А. Зияев, по национальности узбек, проживавший в Букинском р-не Ташкентской области, был госпитализирован в связи с получением телесных повреждений. В больнице он заявил, что его избили два турка-месхетинца, с которыми он пил водку. Следствием было установлено, что Зияева избили узбек и азербайджанец. Но сразу же после случившегося слухи о зверствах турок-месхетинцев быстро распространились среди узбеков. 19.02.1990г. родственники потерпевшего собрали около 200 человек, напали на жилища турок-месхетинцев, сожгли и разграбили 43 дома.

На боевом посту 1990 №3. С.8.

4. «Уже к середине 90-х гг. ХХ века в нашей стране изжили себя группировки рокеров и панков, металлистов и качков, хиппи или территориалов. На смену им пришли группы, в основе объединения которых лежат националистические, религиозные, политические и иные потребности».

Плешаков В.А. Участие несовершеннолетних в организованных формах преступной деятельности // Организационно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. Материалы межведомственной научно-практической конференции М.: Академия Управления МВД России. 1999. С.100.

5. Не бывает никакого идейного или идеологического преступления, как нет и «идейного» преступника, противопоставляемого другим уголовникам:

13.02.2004 года сотрудниками ФСБ РФ был задержан один из лидеров международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами» Касымахунов Ю.С. Установлено, что с 2000 года он, незаконно находясь на территории столичного региона, создал глубоко законспирированные структурные подразделения «Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами», активно занимался вербовками новых членов из числа иностранных граждан и россиян.

Одной из целей деятельности задержанного являлось оказание помощи незаконным вооруженным формированиям, действующим на территории Северного Кавказа, а также направление в районы боевых действий наиболее подготовленных членов «Хизб ут-Тахрир Аль-Ислами» («Исламская партия освобождения»). Решением Верховного Суда РФ от 14.02.2003г. данная организация признана террористической организацией.

В мечетях г. Москвы Касымахунов Ю.С. вел активную пропагандистскую работу в среде верующих, призывал к джихаду, трактуя этот традиционно духовный институт исключительно как вооруженную борьбу с иноверцами. Он распространял религиозную экстремистскую литературу, в том числе на арабском языке. Часть её изъята. В ходе расследования данного уголовного дела установлена Дроздовская А.Ю. — лидер женской ячейки «Хизб ут-Тахрир Аль- Ислами», которая занималась вербовкой в данную организацию женщин славянских национальностей.

Архив Московского городского суда. Дело № 324810.

Так, 4.06.2003г. толпа подростков праворадикального крыла фанатов «Спартака» «Уайт пауэр» («Белая сила») устроила погром в подошедшем к станции «Фили» поезде, избивая приехавших пассажиров, в том числе и сотрудников милиции (один из которых в результате причиненных травм скончался), пытавшихся остановить драку. Как выяснилось, руководитель этой группировки по кличке «Чечен» организовал массовую драку с целью приобрести авторитет и привлечь больше хулиганов в свою группировку.

Цит. по: Мейтин А.А. Преступления футбольных болельщиков (Криминологическая характеристика и их предупреждение). М., 2005. С.61.

 

Один из лидеров националистической организации, предприниматель В., в близком кругу появляется в футболке с характерной надписью: «Нас никому не сбить с пути, нам по … куда идти!»

Наблюдение автора.

 

Рекомендуемая литература

1. Лунеев В.В. Субъективное вменение. — М.: Спарк. 2000.

2. Ростокинский А.В. О сходной сущности и различиях квалификации хулиганства и экстремизма // Российский следователь. 2007. №7.

3. Ростокинский А.В. О классификации экстремистов // «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов» № 11 ноябрь 2007г. Курск..

4. Долгова А.И. Тенденции преступности и её организованности. Закон и опыт борьбы с терроризмом. М., Российская криминологическая ассоциация, 2006.

5. Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. — Горький. 1974.

6. Конев А.А., Муравьев В.В. Преступность молодежи и рецидив. — Н. Новгород. 2003.

7. Пирожков В.Ф. Криминальная психология. — М., 2001.

8. Рагулин А.В. Ответственность за групповое хулиганство по современному российскому уголовному законодательству // Право и политика. 2004. №10.

9. Ростокинский А.В. К вопросу квалификации экстремизма, посягающего на права граждан // Сборник научных трудов МГПУ. Книга 10. — М.: Книгодел, 2006.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: