Хроника Бартошка из Драгониц (1419 – 1443)

Завоевания таборитов

В том же 1427 г., в четверг после рождества пресвятой девы Марии (22. IX), пресвитер Прокоп и табориты с сиро­тами1 и их единомышленниками, всего по крайней мере до 10000 пехотинцев и 800 всадников, пришли в Прагу по своей воле и привезли с собой большую пиксиду «Хмелик», а также свои подводы и все к ним принадлежащее.

Затем поскольку г. Колин отделился от пражан и принял к себе в гетманы г-на Гашека из Дитенице, который был очень предан г-ну королю и герцогу австрийскому, взявшему себе в жены дочь г-на короля, то названные выше пресвитер Прокоп, табориты, сироты и пражане обложили осадой сам г. Колин и в течение 13 недель старались взять его при по­мощи больших пушек и пиксид, и разных других многочис­ленных хитростей; однако они не смогли взять его силой, но, согласно дружественному договору, по доброй воле го­рожан Дивиш Боржек с сотней своих людей и людей господ Иоанна Местецкого и Путы из Частоловице выехали из го­рода со всем своим имуществом; а воины, стоявшие перед городом, вступили в него.

В том же году, в субботу перед днем св. Варфоломея (16. XII), рыцари Болоховец, Сигизмунд и Божек, пребывав­шие тогда в замке Карлштайн, убили при помощи челяди этого замка одного грабителя из секты таборитов, по имени Ян из Остромец, занимавшегося грабежом близ г. Миншека, но шестеро из семи человек улизнули, хотя трое из них были тяжело ранены.

В том же году гетман секты таборитов, названный пресвитером Прокопом, по прозвищу Голый2, и другой пресвитер Прокоп, гетман секты, оставшейся после Жижки, называвшей себя сиротами, отправились с этими своими сектами и с пра­жанами в поход в Венгрию и захватили там много городов, например Венгерский Брод и другие, и много крепостей. Мало того, они сожгли пригород Пресбурга3, затем пошли на Вену, но там не могли переправиться через Дунай и причинили много вреда в Австрии на этой стороне реки.

Затем уже в лето господа 1428-е они повернули в Силезию и разбили лагерь перед г. Ниссой; господин же Пута из Часто­ловице находился в этом городе с людьми епископа Конрада, и некоторые жители пригорода и собравшиеся туда крестьяне выступили против них. Люди же из сект со своими возами, оружием и пиксидами вступили с ними в сражение, наконец, и люди, вышедшие из города, тоже пришли в пригород, и там табориты перебили несколько тысяч человек того и другого пола и сожгли предместье города, и, если бы Пута «из Часто­ловице со своими приверженцами не защищался так мужест­венно, они захватили бы и весь город.

Затем в том же году они продвинулись к городу герцога Людвига, называемому Бржихом, и по дороге обложили оса­дой много городов, укреплений и даже замок, называемый Соботкой, и оставили там своих людей, именно, г-на Плихту [младшего] из Жиротина и др. Придя же к г. Бржиху, вошли в него, так как там было мало защитников, и, разграбив его, сожгли; мало того, они разрушили подобным же образом и г. Остригом и много других городов, укреплений и крепостей... и пригнали оттуда много тысяч голов крупного и мелкого скота в Богемию.

На обратном пути они разделились, и секта сирот с пра­жанами прошла в Баварию и, придя туда около дня св. Ур­бана, захватила города Пернов, Мнихов4 и другие укреплен­ные места, потому что их никто не защищал, и, подойдя к большому пруду ландграфства, срыли плотину, спустили пруд и учинили много разорения в стране. Затем они верну­лись в Прагу. Табориты же на той же неделе... осадили го­род и замок, именуемые Бехине, и обложили их с четырех сторон; среди них был и гетман пресвитер Прокоп. Там они разбили лагерь, стояли 15 недель и пытались разрушить город и замок при помощи пушек и больших и малых пиксид. На­конец Генч из Лазан с управителем замка, и какой-то коман­дир Кокот, и с ними других больше ста человек (причем много было среди них раненых), не имея сил дольше сопро­тивляться, на той же неделе, что и день св. Галла, вышли к ним из города и из замка на том условии, что они только их одних отпустят на свободу.

1 Последователи Жижки после его смерти в 1424 г. стали называть себя «сиротами».

2 Голый, или Бритый, от глагола голити, что значит брить.

3 Немецкое название г. Братиславы.

4 Мюнхен.

 

Великое столкновение

В том же самом году, именно в 1434-м, в самый день св. Криспина, что приходится на 30-й день мая месяца... в 4-й год понтификата святейшего во Христе отца и государя гос­подина нашего папы Евгения IV и во 2-й год империи пре-светлого князя-государя г-на Сигизмунда, божьей милостью императора Римского, вечно благословенного короля Венгрии, Богемии, Далмации, Кроации и пр., между городами Коур-жим и Чески-Брод, близ селения [Гржибы], в час вечерни произошло великое столкновение. А солнце стояло в тот день в созвездии Близнецов, а луна – в конце хвоста Рыб.

Благородные господа и бароны1... а также и некоторые горожане из всех мест Прали и горожане из Мельника в числе, как говорили, 1000 всадников и 10000 пехоты и с 720 подводами с броней на них и пиксидами, Чернин, г-н Петр из Хлумец, г-н Бенеш из Дуба, проживающий в Козло, Якубок из Божейков, бургграф г-жи Перты, вдовы Коно-пишта, с людьми этой госпожи с одной стороны, вступили в столкновение с другой стороной, в составе которой были: пре­свитер Прокоп Бритый, тогда гетман секты таборитов, с са­мыми воинствующими таборитами и Иоанн, прозванный Чапеком из Шана, тогда гетман секты сирот Жижки, тоже непре­рывно воюющей 12 лет, и пресвитер Прокопек, или Прокоп Младший, и Андрей, по прозвищу Керский, также гетман та­боритов в Таборе, с горожанами оттуда, а также из Бероуна, Сланы, Жатца, Лоуны, Коуржима, Колина, Кутных Гор, Чес­ки-Брода, Часлава, Нимбурга, Граца Кралове, Яромержа, Трутнова, Двора, Альтамуты, Клатова, Прахатице, Домажлице, Писка, Литомержище, а также Рогач из Дубы, Заимач из Евишовиц с другими своими единомышленниками – всего, как говорили, 93 всадника и около 9000 пехотинцев, 360 бо­евых подвод с броней на них и с 40 и больше пиксидами, на­зываемыми гоуфницами.

И вышеназванные господа и бароны, умышленно показы­вая, будто они бегут, поставили в хвосте своих подвод луч­ших воинов г-на Ульриха из Розенберга и г-наМенгарда Пра-хинского из округа Пльзня и из Карлштайна со знаменем г-на Розенберга и приказали им тайно приготовить пушки, но нагнуть их к земле и направить как бы на свой тыловой отряд, будто они самовольно пытаются бежать от таборитов и сирот. В это время те преследовали врагов с тыла на своих подводах, и сильно обстреливали из пиксид хвост обоза гос­под рыцарей, и кричали при этом: «Бегут, бегут, обращаются в бегство!»2. Приблизившись к подводам господ примерно на полмили, они сошли со своих возов, собираясь броситься на подводы господ. Но тогда люди господ и они сами, подняв свой стяг, знамя господина Розенберга, сошли со своих под­вод и выступили против врагов, подошедших уже близко, и мужественно стали с ними биться, и так жестоко их разбили, что им осталось только петь псалом: «Помилуй мя, боже!»3. Табориты и сироты повернули тогда в тыл, обратились в бег­ство и хотели вернуться к своим возам, чтобы укрыться за ними, но господа со своими людьми так ловко и быстро их гнали и избивали, что подошли к их возам одновременна с ними и там убили обоих пресвитеров Прокопов и еще многих других пресвитеров из их злостной секты, и многих побили на подводах, и, преследуя бежавших, как конных, так и пе­ших, младших гетманов Гиру Ушати и Мареша Кршняк захватили в плен. И те, которые при этом были, все согласно утверждали, что первоначально их было 10 тысяч и 250 че­ловек; те же люди говорили потом, что из них спаслось бег­ством едва 97 человек: всех остальных убили на этом месте и во время бегства к Чески-Броду, там же и сожгли отнятые у них подводы с броней, пиксиды и другое оружие. Назван­ные же выше гетманы Чапек и Андрей Керский бежали в Ко-лин на конях вместе с некоторыми пешими своими единомыш­ленниками. На другой день все названные господа со своими людьми преследовали их до самого Колина, но там пришли к некоторому соглашению, именно, чтобы тот же Чапек и Керский, а также колинцы со своими приверженцами явились в Прагу на великий съезд всех господ и коренных богемских городов, с тем чтобы им там было объявлено в день св. Иоан­на Крестителя то, что решат коренные богемские (чешские) господа и города, на чем стоять и чем удовлетвориться.

Порешив так, господа и другие рыцари распустили лагерь и возвратились по домам, объявив съезд в Праге в день св. Иоанна Крестителя. Господин же Алеш из Штернберка с г-ном Иоанном из Швамберга, с названными людьми из ок­руга Пльзня, с Вильгельмом из Ярославиц, суббурграфом замка Карлштайн, с их конным и пешим войском и с обозом направились в округ Слани и расположились лагерем перед крепостью Ржишуты, пытаясь взять ее силой. Однако не могли сделать этого за один день и ночь и потому в среду, в 9-й день июня месяца, стали разъезжаться по домам.

1 Идет перечисление имен.

2 Чешский возглас здесь приведен грубый, как бы «дают дралка!».

3 Эта битва известна в истории как поражение гуситов при Липанах.

«Fontes rerum Bohemicarum», vol.V, Praha, 1893.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: