Лебединцев Владимир Борисович,
старший научный сотрудник лаборатории
методологии и новых образовательных технологий
Красноярского ИПК работников образования
Коллективная организационная форма обучения, коллективные учебные занятия, коллективный способ обучения – понятия сопряженные, но не тождественные. С одной стороны, разный объем охвата образовательной действительности. Если первое понятие фиксирует единицу организации обучения (работу в парах сменного состава), то последнее общественно-историческое состояние всей сферы образования. С другой – содержание понятия КСО гораздо шире, чем понятие коллективного занятия и обширнее коллективной формы обучения.
Коллективные занятия в полной мере раскрывают свои объективные возможности в разновозрастных учебных коллективах, когда меньше всего барьеров на пути индивидуализации: отсутствуют рамки классов, одни и те же последовательности изучения предмета для всех и для каждого, программа не делится на отдельные временн ы е фрагменты (годы обучения), к которым нельзя ни приступить раньше, ни возвратиться позже, – масштаб отсутствия общего фронта охватывает как минимум содержание ступени.
|
|
На практике концепция коллективных занятий имеет разные степени усечения. На переходе к школе разновозрастного обучения существует несколько неполных, промежуточных вариантов реализации концепции. Они расположены в порядке уменьшения возможностей обеспечить индивидуализацию обучения и использовать богатство всего спектра разных взаимодействий между учащимися:
а) в школе одни дети обучаются в классах, другие в разновозрастных группах;
б) классно-предметная система обучения: в рамках всей школы нет уроков, коллективные занятия организуются в классах; деление программы на классы (годы обучения) еще сохраняется;
в) более усеченный вариант – в школе выделяются только отдельные классы и/или предметы, где организуются коллективные занятия;
г) эпизодическое проведение коллективных занятий (работа в парах сменного состава сочетается с другими формами и является ведущей) еще не влечет исчезновения классно-урочной системы. Во многих школах наблюдаются отдельные эпизоды проведения коллективных занятий, см., например, рекомендации Н. П. Воскобойниковой [3]. Масштаб отсутствия общего фронта в этом случае охватывает содержание от одной темы и до раздела. Все основные характеристики классно-урочной системы остаются.
Тема данной статьи – описание педагогической действительности на разных уровнях обобщения