Лисий о своем времени

 

Историки описали поступки и речи своих героев в необычной ситуации - в период двух крупнейших войн Эллады V в. до н.э. Это деяния тех, кто вел за собой демос, возглавлял военные экспедиции, оставив свое имя на страницах книги истории. Среди граждан полиса такие люди составляли незначительное число. Обычная, повседневная жизнь большей части граждан, за небольшим исключением, не нашла отражения в трудах Геродота или Фукидида. Некоторое представление о ней позволяют получить судебные речи, и среди судебных ораторов этой эпохи наибольший интерес представляет Лисий, которого ученые Александрийской школы, существовавшей в период эллинизма, считали крупнейшим из десяти аттических ораторов.

5.1. Судьба метека. Отец Лисия - Кефал - был богатым предпринимателем, происходившим из Сиракуз, греческого города в Сицилии. Он переселился в Афины по приглашению Перикла, где получил высшую привилегию, которая была возможна для метека - исотелию. Исотелия налагала на метека большие повинности, давая в то же время и право владения недвижимой собственностью, землей. Кефал прожил в Афинах 30 лет, среди его друзей был Сократ. Под влиянием Сократа старший сын Кефала - Полемарх начал заниматься философией. Вероятнее всего, права отца унаследовали его сыновья: Лисий с братьями владели домом в Пирее (возможно, и в Афинах) и мастерской, в которой трудились 120 рабов. В 444 г. до н.э., уже после смерти Кефала, Лисий и Полемарх были среди тех, кто участвовал в основании Фурии. Находясь в Сицилии, Лисий продолжил образование, обучаясь искусству построения речей у одного из риторов Сиракуз Тисия. Спокойная жизнь на новом месте продолжалась до Сицилийской экспедиции. Неудача, постигшая афинян в начале второго периода Пелопоннесcкой войны, привела к установлению в Фурии олигархического режима и изгнанию демократов. Среди изгнанников были Лисий и его брат Полемарх.

В 412 г. до н.э. 47-летний Лисий вернулся в Афины. Недолгое правление олигархов после переворота 411 г. до н.э. не затронуло семью Лисия. Конец благополучию положил захват спартанцами Афин и низвержение демократии, произошедшее в 404 г. до н.э. Правительство «Тридцати тиранов» преследовало не только своих соотечественников, оно враждебно относилось к тем метекам, которые сочувствовали демократии. Кроме того, тираны нуждались в средствах, а многие метеки были богаты. 10 метеков, среди них были Лисий и Полемарх, были внесены в список тех, кто являлся приверженцем демократии. Имущество Лисия и его брата было конфисковано, Полемарх казнен, Лисию удалось бежать. Он примкнул к отряду Фрасибула, возглавившему борьбу за восстановление демократии. В одной из речей Лисий сообщает, что пожертвовал демократам 2000 драхм и 200 щитов.

После восстановления демократии Фрасибул внес в Народное собрание предложение о даровании гражданских прав тем метекам, которые сражались вместе с ним. Народное собрание приняло соответствующий указ, но при этом не был соблюден закон, согласно которому все предложения, выносимые на рассмотрение Народного собрания, должны быть предварительно рассмотрены в Совете пятисот. Решение Народного собрания оказалось опротестованным, Лисий не получил гражданских прав, оставшись метеком высшей категории - исотелес. Но он уже не имел такого состояния, как его отец Кефал, чтобы выполнять налагаемые на него обязанности. Разорившийся Лисий оказался вынужденным зарабатывать на жизнь. Так в 403 г. до н.э., на 57 году жизни, начинается судебная карьера Лисия.

Первая речь Лисия направлена против Эратосфена, которого он считал виновником смерти брата. Мы не знаем, был ли обвинен Эратосфен, но участие Лисия в громком политическом процессе сделало его имя известным. До 380 г. до н.э. он написал 425 речей, защищая интересы афинян.

Особенностью афинского (как и в целом полисного) судопроизводства являлось то, что каждый гражданин лично вел свои дела в суде. Некоторые из них, не обладая достаточным образованием, вынуждены были заказывать обвинительную или защитную речь тем, кто знал законы, умел логично и понятно для слушателей изложить доказательства. Ораторы, создававшие речи по заказу за высокую плату, назывались «логографами» - писателями речей. Метек Лисий не мог выступать в суде (такое право имели только граждане).

Судебные выступления рисуют обычную, повседневную жизнь полиса, они посвящены семейным взаимоотношениям и имущественным спорам, регулированию цен на хлеб и обязанностям опекунов, государственной заботе о сиротах и инвалидах и положению женщин. Они позволяют представить и полисное законодательство.

5.2. Законы и суды афинян по речам Лисия. Высшими принципами, которые, по мнению Лисия, должны защищать законы, являлись свобода и справедливость. «Свободу видели в том, чтобы не делать ничего против своей воли, справедливость - в том, чтобы помогать угнетенным, храбрость - в том, чтобы в случае надобности сражаться и умирать за ту и другую», - говорится в приписываемой Лисию надгробной речи, посвященной павшим в Коринфской войне (394 - 387 гг. до н.э.).

«Вся жизнь людей: живут ли они в большом городе или маленьком, определяется природой и законами», - писал позднее другой знаменитый оратор и политический деятель афинян Демосфен.

Итак, регулятором взаимоотношений в обществе являются законы, задача которых «оказывать почет хорошим (гражданам) и наказывать дурных, люди должны законом определять справедливое, словом убеждать, делом повиноваться тому и другому». Следовательно, «закон должен быть царем, слово - наставником» (Лисий, II, 19). Наличие законов «обеспечивает справедливое удовлетворение всем гражданам государства, если им наносятся обиды». Судебный процесс укрепляет законность в интересах народа (Демосфен, XXI,30). При этом «справедливое» понималось как «полезное» для государства в будущем: «Долг, как хорошего гражданина, так и справедливого судьи, - понимать законы в том смысле, в каковом это будет полезно для государства в будущем» (Лисий, XIV, 4).

Таким образом, суд являлся не только карающим органом, он имел и воспитательное значение. В принципе все граждане в демократическом полисе (каковым являлся Афинский) были равны в смысле юридической правоспособности, однако не существовало равенства в политической и социальной сферах. Последнее определялось цензом, например, согласно законодательству Солона, на которое часто ссылались в своих речах афинские ораторы. «В демократическом государстве не должно быть таких влиятельных людей, которые бы гарантировали одним гражданам лишь возможности подвергаться оскорблениям, другим же - полную свободу от наказаний за совершенные преступления», - отметил Демосфен в одной из своих речей и, продолжая, он говорит, что «ничто не должно спасать от наказания нарушителя законов - ни исполнение литургии, ни жалость, ни кто-либо из людей, никакие уловки» (Демосфен, XXI,30, 207).

Афинским законодательством была определена и процедура принятия новых законов: «Если кто-то считает, что один из существующих законов непригоден, он должен выступить с обвинением против этого закона и внести вместо него другой, предлагая утвердить его и отменить прежний» (Демосфен, XX, 89). Предложивший закон оглашал его перед статуями эпонимов (покровителей фил), затем передавал секретарю Совета, который зачитывал проект закона в ходе работы двух народных собраний, обязательным при этом была и установка деревянной выбеленной стелы, на которой писали текст будущего закона. Делалось это для того, чтобы каждый голосующий мог обдумать текст закона и решить, справедливо и полезно ли его содержание. Для предварительного обсуждения из числа гелиастов избирали комиссию из 1000 или 1001 человека (комиссия номофетов), в которой синдики - государственные защитники - защищали закон. Только после этого он мог быть принят. Но еще в течение года любой гражданин мог выдвинуть обвинение против законодателя в судебном порядке, если, по его мнению, принятый закон наносит ущерб государству. Так на практике действовал принцип «графэ параномон».

Безусловно, общество принимало новые законы. Известно, что в 410 г. до н.э. по постановлению Народного собрания была создана специальная комиссия, которая должна была пересмотреть законы Солона и устранить в них непонятные выражения. Предполагалось, что комиссия в течение 4 месяцев произведет кодификацию законодательства, но из-за злоупотреблений одного из ее членов она работала 6 лет, так и не закончив порученного дела. После восстановления демократии в 403 г. до н.э. была создана новая комиссия. Злоупотребления одного из ее членов, состоявшего и в первой комиссии, стали в последующем предметом судебного разбирательства.

Кроме законов народное собрание принимало постановления - псефизмы - решения по отдельным вопросам на основании действующего законодательства. Псефизмы могли касаться наград граждан за их заслуги, освобождать от некоторых литургий (устройство, например, хоров, угощение членов своей филы), т.е. получать ателию. Но две такие литургии, как снаряжение флота (триерархия) и военный налог (эйсфора), обязаны были выполнять все граждане в соответствии с величиной имущества.

Древние правовые обычаи тесно переплетались с религиозными взглядами, в VII в. до н.э. в греческих полисах происходила кодификация правовых норм, заложивших основу для господствующего положения закона. Но в Греции не возникло юридической науки и не было строгой фиксации правовых норм. Существовала общность, но имелись и значительные отличия в законодательстве в том или ином конкретном полисе. В Афинах, например, согласно праву гражданства - политейя, требовалось, чтобы гражданин принадлежал к определенной семье, роду, дему, обладал земельной собственностью, участвовал в работе Народного собрания и мог быть избран на ту или иную магистратуру. Исключение составляли феты, они не имели права занимать должности, как и мужчины до 30 лет. Не могли обращаться в суд женщины, как и владеть земельной собственностью. Интересы их защищал глава семьи или опекун. В Спарте граждане владели клером, участвовали в государственном воспитании и совместных трапезах (сисситиях).

Народное собрание афинян (экклесия), возникшее как собрание воинов, стало важнейшим элементом политической жизни, ему принадлежали и судебные полномочия, право выбирать и контролировать деятельность должностных лиц, объявлять войну и заключать мир. При всех отличиях в проведении заседаний и голосовании спартанская апелла обладала такими же полномочиями.

Большое значение в Афинах имел суд присяжных - гелиэя. С середины V в. до н.э. гелиасты получали по 2 - 3 обола за присутственный день. Одновременно заседало по 201, 401 гелиаст, для решения особенно важных дел число судей увеличивалось до 1501, 2001 человека. Гелиастом мог стать любой гражданин, в том числе и фет, если он достиг 30-летнего возраста и прошел докимасию - проверку. Общее количество гелиастов составляло до 5 тыс. человек, из их числа по жребию выбирали судей для текущих дел. На основании изложенного истцом и ответчиком судьи принимали решения.

Дела, связанные с непредумышленным убийством, подлежали рассмотрению Ареопага (с V в. до н.э.). При этом ареопагиты заседали под открытым небом, чтобы не быть под одной крышей с убийцей. Здесь же рассматривались иски по уничтожению священных оливковых деревьев (посвященных богине Афине). Специального органа, следившего за тем, чтобы не нарушался закон, не существовало. Обвинителем в случае нарушения закона мог стать любой гражданин - народный истец, получавший в некоторых случаях награду. Постепенно появился слой граждан, для которых участие в политических процессах стало самоцелью и источником существования. С V в. до н.э. того, кто с целью наживы возводил клевету на гражданина, стали называть сикофантами. Но безответственные истцы могли быть подвергнуты наказанию.

В Афинах, как и в любом полисе, дела подразделялись на частные, касающиеся защиты права собственности, семейных правонарушений, опеки, т. е. того, что ограждало интересы и выгоды отдельных лиц, и публичные. Последние были обращены к статусу, состоянию государства - это вопросы, относящиеся к религиозными культам, правам и обязанностям магистратов.

Или, как отмечали ораторы Афинского полиса: «Есть два вида правовых отношений, которые отражены в законах всех государств. Первый из них определяет отношения между согражданами, существующие между ними связи. На их основании решаются частные дела, ими регулируется жизнь сообщества людей. Другой вид таких отношений определяет, как мы должны вести себя по отношению к государству, чем должен руководствоваться гражданин, собирающийся выступить на политическом поприще и проявляющий, по его словам, заботу о государственных делах» (Демосфен, XXIV, 192).

Основанием для судебного разбирательства служила жалоба - иск против лиц, обвиняемых в государственном преступлении (графэ). Под действие иска графэ попадали: измена, лихоимство - взятки должностных лиц, присвоение общественных средств. Иск государства частному лицу по поводу незаконного владения имуществом назывался «апографэ». Гражданин мог выступить с доносом по особо важному делу - исангелией. Она касалась таких преступлений, как стремление к ниспровержению демократии и составление сообщества или заговора с данной целью, выдача врагам города, флота или войска. Под действие исангелии попадали и дела ораторов, которые, будучи подкупленными, говорили во вред народу или оскорбили проксенов. Истцом в делах такого рода выступал народ, рассматривались они в Народом собрании, где интересы демоса представлял выбираемый из его среды обвинитель - синегор. Гражданин имел право подать также жалобу на человека, присвоившего себе права, которых он, на основании существующего закона, не имел. Например, человек, лишенный гражданских прав, производил действия, которые разрешались только гражданам. Обычно такой иск (эндейксис) подавался после выявления преступления магистрату, который решал, давать ли ему ход, то есть, передать ли его в гелиэю. Но и на действия магистратов тоже могла быть подана жалоба - проболэ. С проболэ обращались к архонту, после предварительного разбирательства она адресовалась народу и, если Народное собрание находило ее обоснованной, то дело передавалось в суд - гелиэю. Но любой, подающий иск, должен был помнить, что если он не соберет предусмотренного законом числа голосов, то должен заплатить штраф. Если же дело было достаточно серьезным, связанным с оскорблением магистрата, то виновного лишали гражданских прав - подвергали атимии. Оскорблением должного лица считалось и произнесение бранного слова в зале заседаний. Подобные дела носили публичный характер.

За оскорбление словом предусматривался штраф до 500 драм. Оскорбительными считались такие слова, как «отцеубийца», «человекоубийца», «бросатель щита», т. е. трус.

Нарушение воинского долга: уклонение от воинских повинностей, трусость и дезертирство - рассматривалось судом тех, кто сражался рядом. Закон гласил: «Кто оставит ряды и отступит назад по трусости в то время как другие сражаются, такого должны судить его соратники». Если гражданин не являлся на назначенный пост, - это могло быть рассмотрено как дезертирство и уклонение от воинской повинности. Согласно цензу граждане служили в гоплитском ополчении (тяжеловооруженная пехота) и в кавалерии. Служба в коннице считалась менее опасной. Право служить в кавалерии предоставлялось гражданину только после докимасии (испытания, проверки в пригодности) в Совете 500 (при этом проверялись качества и его лошади, которую он должен был сам купить и содержать). Самовольный переход из гоплитов в кавалерию карался атимией - лишением гражданских прав. Народное собрание в военное время определяло, какой возраст должен быть призван. Списки, составляемые стратегами и демархами, как правило, выставлялись для всеобщего обозрения.

Суровое наказание предусматривалось и против тех, кто, «пообещав что-то народу, обманул его - такие политические деятели (ораторы) привлекались к суду» и в случае обвинительного приговора наказывались смертью.

Для некоторых дел, разбиравшихся на основании законов, которые были приведены выше, неоднократно готовили речи Лисий и живший в более позднее время оратор Демосфен. Но по большей части рядовые граждане возбуждали дела о наследстве, задолженности, об оскорблении словом или делом (о насилии), опекунстве. Именно они и позволяют представить обычную жизнь граждан. Многие из них прибегали к третейскому суду, стремясь избежать судебного разбирательства, или откупались от обвинителя, так как некоторые граждане считали, что вызов в суд может нанести урон чести: «Человек порядочный, нравственный не должен наживаться и вести себя так, чтобы никто из сограждан не сделал ему упрека и не осмелился вызвать в суд по частному делу»,- писал Лисий (XXI,19). Ссорятся же люди друг с другом, отмечал оратор, большей частью из-за того, что одни хотят завладеть чужим имуществом, у других отнимают то, что у них есть (Лисий, XVII,17). Переживший трудное время политической нестабильности, противоборства олигархической и демократической группировок, Лисий считал также, что «причиной внутренних раздоров бывают не вопросы о форме правления, а личные интересы каждого» (Лисий, XXV, 10).

5.3. Были ли подкупаемы афинские гелиасты? При постановке такого вопроса может возникнуть два других: все ли граждане соответствовали тем требованиям, которые предъявляла к ним полисная мораль, и какими чертами должны были обладать граждане, которые избирались на ту или иную должность?

В данном случае прежде всего следует отметить, что все кандидаты для исполнения таких магистратур, как член Совета 500, архонт или судья - гелиаст, подвергались докимасии - испытанию. Докимасию будущие члены Совета 500 проходили в Совете 500, архонты - в Совете и гелиэе, остальные магистраты - в гелиэе. Во время докимасии выясняли чтит ли гражданин святыни и родителей, как исполняет воинскую службу и свои финансовые обязательства перед согражданами. При этом любой гражданин мог выступить с обвинением, если он находил выдвинутого кандидата недостойным. Если обратиться непосредственно к анализу качеств, которые должны были иметь судьи - гелиасты, то представление о них дает клятва, которую они произносили перед вступлением в должность. (Следует отметить, что для магистратов, в том числе и судей, необязательным было знание законов. Именно поэтому большое значение имела речь, составленная логографом, в которой присутствовали и ссылки на законы.)

Клятва гелиастов - это, в сущности, образ гражданина, так как любой гражданин, достигший 30 лет, мог быть избран в суд присяжных - один из самых массовых органов государственности афинян.

Обратимся к содержанию клятвы, приведенной в одной из речей Демосфена:

«Я буду подавать свой голос в соответствии с законами и постановлениями народа афинян и Совета пятисот. Я не окажу поддержку тирании или олигархии, и, если кто попытается упразднить демократию афинян или станет против нее выступать или вносить предложения, направленные против нее, я не стану им подчиняться». (На первом месте, как мы видим, стояли интересы гражданского коллектива в целом, защита демократии.) И дальше судьи брали на себя обязательства защищать интересы каждого гражданина в отдельности: «Я не буду поддерживать требования отмены частных долгов или передела земли и домов афинян. Я не стану возвращать на родину изгнанных или тех, кто приговорен к смертной казни. Я не буду изгонять граждан, живущих здесь, в нарушение существующих законов и постановлений народа и Совета афинян, я не буду делать этого сам и не допущу, чтобы так поступали другие. Я не буду утверждать в должности тех, кто не отчитался за свою прежнюю должность… Я не допущу того, чтобы один и тот же человек занимал дважды одну и ту же должность или чтобы один человек занимал в течение одного года две должности. Я не буду брать взяток, используя должность судьи, сам или кто-нибудь другой или другая от моего имени по сговору со мной, прибегая к каким-либо уловкам или хитростям. Возраст мой - не менее 30 лет. Я буду одинаково беспристрастно выслушивать выступления, как обвинителя, так и обвиняемого, и голос свой буду подавать по существу рассматриваемого дела» (Демосфен, XXIV, 150-151).

Далее судьи клялись верховными божествами, что они не нарушат клятвы, а если отступят от нее, то навлекут погибель не только на себя, но и на свой дом.

Воздействовать на судью, кроме как словами обвинения или защиты, в процессе разбора дел было невозможно: участники судебного процесса не знали заранее, кто из судей будет участвовать в процессе. О том, как происходили жеребьевка, суд и голосование подробно описывает в «Афинской политии» Аристотель. Дадим ему слово.

В состав судебных отделений архонты и секретарь фесмофетов по жребию производили выборы в каждой из фил судей, которые участвовали в текущем судебном разбирательстве. «Архонт бросает кубики в ящичек и затем по жребию избирает филу... Смотря по тому, сколько нужно избрать судей, столько и кладут белых кубиков... По мере того как архонт вынимает кубики, глашатай выкликает избранных». Избранные таким образом судьи расходятся по помещениям, куда им назначено по жребию, но не в те, в какие они сами пожелают, чтобы, отмечает Аристотель, «никто не мог подобрать в судебном отделении состав по собственному желанию». Только после окончания баллотировки объявляется открытие судебного разбирательства. Предусматривалось и количество судей, в зависимости от важности дела, и время, отводимое для произнесения речей обвинителем и обвиняемым. Для контроля времени служила клепсидра (водяные часы, которые останавливались, когда зачитывался закон или произносились свидетельские показания). «Большинство судебных отделений состоит из пятисот одного члена (им представляется судить по общественным делам). Когда требуется поставить особенно серьезное дело на обсуждение тысячного состава, в гелиэю собирается двойной состав суда. Дела исключительной важности передаются на рассмотрение тысячи пятисот судей... Когда прения сторон закончены, те лица, которым выпало по жребию стоять при баллотировочных камешках, вручают каждому из судей по два камешка - просверленный и цельный, и обе спорящие стороны должны видеть это, чтобы никто не мог получить ни оба цельных, ни оба просверленных... В суде стоят две амфоры - одна бронзовая, другая деревянная. Они поставлены порознь одна от другой, чтобы нельзя было подкинуть незаметно лишних камешков. В эти амфоры опускают свои камешки судьи... Перед тем, как судьи должны будут приступить к голосованию, глашатай объявляет сначала, не предполагают ли противники делать обжалование свидетельских показаний. Дело в том, что обжалование не допускается, когда судьи начнут подавать голоса... Когда все подадут голоса, служители берут амфору с решающим значением (бронзовую) и высыпают на счетную доску, снабженную дырками, все, какие есть, камешки, чтобы они лежали на виду и их легко можно было подсчитывать... Затем глашатай объявляет число голосов, причем просверленные идут за истца, цельные - за ответчика. За кого окажется больше, тот выигрывает дело, а если голосов окажется поровну, выигрывает подсудимый» (Аристотель. Афинская полития, 66 - 68). Только после этого судьи могут покинуть помещение, где они находились во время судебного заседания.

Жеребьевка, ход судебного разбирательства и порядок голосования, описанные Аристотелем, показывают, что непосредственно воздействовать на гелиаста ни истец, ни ответчик не могли. И вместе с тем меры воздействия на судей все же имелись. В конце V в., в IV в. до н.э., когда Афинское государство стало испытывать финансовые трудности, подкупали судей обстоятельства дела: чаще обвиненным оказывался тот, кто богаче, чье имущество можно было конфисковать. Лисий, критикуя демос, писал, что демагоги подчас заявляли: «Если вы не осудите тех, кого они велят, то не хватит денег на жалованье вам (т.е. гелиастам. - А.Р.)» (Лисий, XXVII,1). Но это уже было другое время, когда афинское общество под влиянием событий второй половины V в. до н.э. существенно изменилось. В принципе же афинская гелиэя являлась самым демократическим органом государственности, и подкупить судью было невозможно.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: