Феноменология и жизненный мир

 

Основатель феноменологической философии Эдмунд Гуссерль незадолго до своей смерти назвал ее философией, которая «возвратилась к познающему субъекту как средоточию всех объективных смыслов и значений бытия». Гуссерль утверждал, что объект с необходимостью относится к субъекту. Это означает, что справедливо и обратное утверждение о том, что не существует чистого сознания, а сознание всегда есть лишь сознание чего-либо. Поэтому важным предметом феноменологии является тот мир, с которым человек вступает в отношение в своем сознании. Опыт человека в мире есть часть его опыта жизни в мире совместно с другими людьми. Мир, который кажется нам несомненным, основан на доверии к нему. Этот само собой разумеющийся мир смыслового опыта Гуссерль называет жизненным миром. Он «является пространственно-временным миром вещей, каким мы его воспринимаем до и вне всякой науки». Этот мир просто существует, он сам себя утверждает и не требует никаких дополнительных обоснований. По отношению нему мы обладаем естественной установкой, которая удивительно непроблематична. По словам Шюца, именно эта мысль больше всего заинтересовала его в феноменологии Гуссерля. Естественная установка является нерефлексируемой и постоянно подтверждает себя через рутину повседневного повторения одного и того же. Жизненный мир есть несомненная реальность.

Шюц соединяет концепцию жизненного мира Гуссерля с понимающей социологией Макса Вебера. Он пишет: «Науки об истолковании и объяснении человеческого действия и мышления должны начать с описания базовых структур донаучного знания, которое является само собой разумеющейся реальностью для людей с естественной установкой. Эта реальность представляет собой повседневный жизненный мир». Человек принимает в этом мире постоянное и неизбежное участие. Это тот мир, к которому человек постоянно ощущает свою принадлежность, и одновременно это тот мир, в котором он постоянно живет вместе с другими людьми. Как это возможно, будет показано в дальнейшем, а сейчас нам необходимо выяснить, как человек находит свой путь к такой реальности. В этой связи следует воспользоваться несколько иным определением понятия жизненного мира: «Под повседневным жизненным миром понимается та область реальности, которая свойственна в качестве простой данности нормальному бодрствующему взрослому человеку в здравом рассудке. Простой данностью мы называем все, что переживаем как несомненное, то есть любое положение дел, которое до поры до времени является для нас непроблематичным». В этом определении жизненный мир предстает как не подлежащая сомнению основа естественного мировоззрения». Каким образом человек приходит к своему естественному мировоззрению? В этом заключается основной вопрос феноменологии.

Феноменология изучает путь человека к социальной реальности, в которой он живет. Единственная возможность найти путь к ней – это сознание, однако эта реальность далеко не единственная. Для меня такой реальностью является одно (родительский дом, о котором я сохраняю добрую память), для других – другое (например неудачная попытка начать беседу). Одни части окружающей действительности кажутся нам раз и навсегда данными и неизменными (например местоположение города, климат), другие мы можем менять по своей воле (плохие соседи или старый автомобиль). Доступ к этим частям реальности возможен лишь посредством сознания. Сознание всегда направлено на нечто, существующее вне его самого. Отныне феноменология не претендует на знание о вещах в себе, а ограничивается лишь тем, чтобы показать отражение вещей в сознании, направленном на них.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: