Показ иллюстрации с инструментами

Ход занятия.

 

Организационный момент.

 

Звучит фольклорный ансамбль.

 

                                        Слава нашей стороне!

                                        Слава русской старине!

                                        И про эту старину

                                        Я рассказывать начну,

                                        Чтобы дети знать могли

                                        О делах родной земли!

 

Повторение изученного.

Обобщающая беседа.

- Как называлась наша страна в старину? (Русь.)

- Как назывались племена наших предков? (Славяне.)

- Какими они были? (Добрые, мужественные, сильные, храбрые…)

- Что ценили превыше всего? (Любовь к Родине, честь, совесть, взаимную выручку…)

 

Упражнение на развитие логического мышления.

- Ребята, сложите пословицу из слов, разбросанных на карточках. («Береги честь смолоду…»)

 

 

Введение в тему.

 

- А теперь продолжим наш поход в старину глубокую.

С чего мы начнём разговор, вы определите, расставив книги на полке.

 

   Детям предлагается карточка с изображением книг красного и синего цвета, на переплёте книг размещены буквы. Необходимо соединить буквы и прочитать слова.

 

             Ж   И С Л Л А И Щ В А Я Н

 

- О чём мы сегодня будем говорить? (О жилищах славян.)

- Мы уже с вами начинали разговор о том, как выглядела русская изба. Но славяне жили не только в избах, у них были и другие дома. Вот об этом мы сегодня и поговорим.

 

 

Основная часть.

 

- Вспомните русские народные сказки. Какие виды жилых строений в них упоминаются. («Теремок»- терем; «Василиса Премудрая»-палаты белокаменные, хоромы; «Сказка о рыбаке и рыбке»- землянка; «По щучьему велению»-изба, дворец.)

       

По ходу разговора дефектолог прикрепляет на доску карточки с терминами: терем, палаты, изба, землянка, дворец.

 

- Давайте попробуем определить, какие из перечисленных строений появились раньше других. Для этого я вам зачитаю фрагменты из летописей.

 

«Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга».

 

«Каждый из них выкапывает себе в земле род погреба. К которому приделывают деревянную остроконечную крышу, на крышу накладывают землю».

 

- Какое жильё подходит под это описание? (Землянка.)

Демонстрируется рисунок землянки

 

- Она была небольшой: пол ниже уровня земли, крыша немного выше уровня земли, изнутри её поддерживал столб. Обязательно внутри находилась печь. Топилась она «по-чёрному». Что это значит? Не было тогда дымоходов, труб, по которым, уходил бы дым. Уходил он через дверь. Тепло таким образом сохранялось дольше, но представьте себе, каково при этом было находиться внутри помещения.

  Окон в землянках не было, свет попадал через дверь. Перед входом в жилище делались земляные ступеньки или ставилась лесенка. Из обстановки имелись лишь лавки и стол. Освещалось жилище лучиной. Лучина – тонкая длинная щепка от сухого дерева, которую зажигали для освещения.

  - Какое строение появилось после землянки? (Изба.)

 

Демонстрируется рисунок избы

     

- Из какого материала строились избы? (Из дерева.)

- Почему именно из дерева? (Кругом много лесов.)

- Почему в старину говорили не строить, а рубить избу? (Потому что главным инструментом для строительства был топор…)

- Да, набор инструментов древнего плотника был скуден: кроме топора, в нём числились бурав, лопата, нож и верёвка, позднее к этим инструментам добавились долото, свёрла.

 

Показ иллюстрации с инструментами

 

  - Окошки были маленькие без рам. Вместо стёкол их затягивали бычьем пузырём или слюдой, а для тепла закрывали деревянными задвижками.

  - В таких домах жили простые бедные люди, а где же жили бояре да князья. (Терем, хоромы.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: