Партийно-государственная, Советская педагогика

История советской школы и педагогики этого периода получила отражение в большом количестве диссертаций, монографий, книг, статистических материалов, обобщающих многотомных изданий, огромном количестве статей и других работ самых разнообразных жанров. Этот пласт литературных и статистических источников осно­вывается на материалистической марксистско-ленинской методоло­гии; едва ли не каждая из работ начинается и кончается классовыми, партийными оценками и характеристиками историко-педагогических явлений. Но вместе с разрушением СССР начали звучать другие, час­то диаметрально противоположные оценки как итогов, так и самого процесса развития общеобразовательной школы России как одной из бывших социалистических республик Советского Союза. Совершенно очевидно, что в ближайшем будущем история советской школы и пе­дагогики станет предметом исследований с более строгих научно-объективных позиций, чем до настоящего времени. Однако уже и се­годня можно обратить внимание на те факты и явления, которые имеют основание претендовать на историческое значение и без кото­рых невозможно представить объективную и полную картину разви­тия образования в России.

Многие черты советской общеобразовательной школы принципи­ально отличали ее от школы дореволюционной. В первые десятилетия были окончательно устранены сословность и частное предпринима­тельство на ниве просвещения. Не стало тупиковых учебных заведе­ний: в системе образования реализовался принцип преемственности школ различных ступеней. Образование стало доступным детям бед­нейших слоев населения. Неуклонно ширился охват детей школьного возраста обязательным обучением. За планом всеобщего начального обучения последовал и план всеобщего неполного, а затем и план всеобщего среднего образования. При этом «единая трудовая политех­ническая школа», по идеологическому и административному опреде­лению, во многом оставалась на целые десятилетия единой по главной цели ее деятельности - цели, поставленной теми, кто в 1917 г. насиль­ственным путем пришел к власти в России.

Партийная педагогика представляла собой часть коммунистиче­ской идеологии с ее учением о классовой борьбе, о разрушении «старого мира» и построении бесклассового общества. В соответствии с этим сформировавшаяся к началу XX в. система российского обра­зования с ее иерархией ценностей подлежала разрушению. Ее место должна была занять советская школа как «проводник принципов коммунизма», целью которой было воспитание поколения, способно­го окончательно установить коммунизм. Коммунистическое воспита­ние объявлялось главной целью деятельности всех звеньев системы образования вообще - начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями и университетами. Эта цель прокламировалась во всех партийно-государственных документах по народному образо­ванию на протяжении семи десятилетий советской власти.

Советское правительство запретило возникшие в России в начале XX в. политические партии и движения, в том числе те, которые име­ли собственные программы развития российского образования. Тече­ния педагогической мысли, в чем-то противоречившие коммунистиче­ским идеям, деятели партийной педагогики объявляли «ненаучными», «реакционными». Народная педагогика принималась в усеченном виде. Православие, церковь, религия клеймились как «враги просве­щения». Государственное начало в системе образования подчинялось принципам большевистской партийности. Общественная педагогика с ее установками на гуманизацию образования была объявлена порож­дением буржуазного индивидуализма.

Радикальным образом отличались в советское время от прошлого научно-педагогические исследования. Если до революции их прово­дили отдельные ученые и немногочисленные кафедры педагогики, то в советской России наука о воспитании человека стала делом государ­ственной важности. В тяжелейшие годы Великой Отечественной вой­ны (1943) была образована Академия педагогических наук РСФСР, преобразованная затем (1966) во Всесоюзную академию педагогиче­ских наук.

Сравнивая, например, научные исследования дошкольного детства или проблемы дефектологии советского периода с аналогичными научными исканиями педагогов-энтузиастов конца XIX в., убежда­ешься в превосходстве организации науки на государственной основе.

С годами, по мере развития образования и культуры в советском обществе влияние партийности ослабевало, хотя внешние признаки ее всесилия сохранялись. Важнейшие цели коммунизма: равномерное рас­пределение материальных благ, воспитание нового человека, соединяв­шего в себе физическое, интеллектуальное и нравственное совершенст­во, - оставались нереализованными.

При господстве коммунистической идеологии (ведущим пропаган­дистом которой в школе являлась Н.К.Крупская) проходила деятель­ность известных советских педагогов А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и многих других.

 

ОБРАЩЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРА ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ

 

29 октября 1917 г.

О народном просвещении

Граждане России!

Восстанием 25 октября трудящиеся массы впервые достигли под­линной власти.

Всероссийский съезд Советов временно передал эту власть своему Исполнительному Комитету и Совету Народных Комиссаров.

Волею революционного народа я назначен народным комиссаром по просвещению. Дело общего руководства народным просвещением, поскольку таковое остается за центральной государственной властью, поручается, впредь до Учредительного собрания, Государственной комиссии по народному просвещению, председателем и исполнителем которой является народный комиссар.

Децентрализация

 

Государственная комиссия по просвещению отнюдь не является центральной властью, управляющей учебными и образовательными учреждениями. Наоборот, все школьное дело должно быть передано органам местного самоуправления. Самостоятельная работа само­чинных классовых рабочих, солдатских, крестьянских культурно-просветительных организаций должна обладать полной автономией как по отношению к государственному центру, так и по отношению к центрам муниципальным.

Дело Государственной комиссии - служить связью и помощницей, организовать источники материальной, идейной и моральной под­держки муниципальным и частным, особенно же трудовым и классо­вым просветительным учреждениям в государственном общенарод­ном масштабе.

 

Педагоги и общество

Государственная комиссия приветствует педагогов на арене свет­лого и почетного труда просвещения народа - хозяина страны.

Ни одна мера в области народного просвещения не должна прини­маться какой бы то ни было властью без внимательного взвешивания голоса представителей педагогического мира.

С другой стороны, решения отнюдь не могут приниматься исключительно кооперацией специалистов. Это относится также к рефор­мам учреждений общего образования.

Сотрудничество педагогов и сил общественных - вот это будет преследоваться Комиссией и при составлении ее, и в Государственном комитете, и во всей ее деятельности.

Первейшей задачей своей Комиссия считает улучшение положения учителей, и прежде всего самых обездоленных и едва ли не самых важных работников культурного дела - народных учителей началь­ных школ. Их справедливые требования должны быть удовлетворены немедленно и во что бы то ни стало. Пролетариат школ тщетно требу­ет повышения заработка до 100 рублей в месяц. Было бы позором держать дольше в нищете учителей огромного большинства россий­ских детей.

Залог спасения страны - в сотрудничестве живых и подлинно де­мократических сил ее.

Мы верим, что дружные усилия трудового народа и честной про­свещенной интеллигенции выведут страну из мучительного кризиса и поведут ее через законченное народовластие к царству социализма и братства народов.

Народный комиссар по просвещению А. В. Луначарский

Сборник декретов. - Вып. 1. - С. 156-159.

 

ИЗ ПРОГРАММЫ РКП(Б)

 

Принята на VIII съезде РКП (б)

18-23 марта 1919 г.

В области народного просвещения

12. В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело пре­вращения школы из орудия классового господства буржуазии в ору­дие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие ком­мунистического перерождения общества.

В период диктатуры пролетариата, т. е. в период подготовки усло­вий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вооб­ще, но и проводником идейного, организационного, воспитательно­го влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм. Ближайшей задачей на этом пути является в настоящее время дальнейшее развитие установлен­ных уже Советской властью следующих основ школьного и просве­тительного дела:

1) Проведение бесплатного и обязательного общего и политехниче­ского (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отрас­лями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет.

2) Создание сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т.п. в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины.

3) Полное осуществление принципов единой трудовой школы с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обое­го пола, безусловно светской, т.е. свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общест­венно-производительным трудом, подготовляющей всесторонне раз­витых членов коммунистического общества.

4) Снабжение всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства.

5) Подготовление новых кадров работников просвещения, про­никнутых идеями коммунизма.

6) Привлечение трудящегося населения к активному участию в деле просвещения (развитие «советов народного образования», мобилиза­ция грамотных и т.д.).

7) Всесторонняя государственная помощь самообразованию и са­моразвитию рабочих и крестьян (создание сети учреждений внешколь­ного образования: библиотек, школ для взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекций, кинематографов, студий и т.п.).

8) Широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими политехническими знаниями.

9) Открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград между све­жими научными силами и кафедрой; материальное обеспечение уча­щихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и кресть­янам воспользоваться высшей школой.

10) Равным образом необходимо открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе экс­плуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров.

11) Развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей и использование для этой цели аппарата и средств государственной власти.

Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917-1973/Сост. А.А.Абакумов и др. -

М., 1974. - С. 18.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: