История советской школы и педагогики этого периода получила отражение в большом количестве диссертаций, монографий, книг, статистических материалов, обобщающих многотомных изданий, огромном количестве статей и других работ самых разнообразных жанров. Этот пласт литературных и статистических источников основывается на материалистической марксистско-ленинской методологии; едва ли не каждая из работ начинается и кончается классовыми, партийными оценками и характеристиками историко-педагогических явлений. Но вместе с разрушением СССР начали звучать другие, часто диаметрально противоположные оценки как итогов, так и самого процесса развития общеобразовательной школы России как одной из бывших социалистических республик Советского Союза. Совершенно очевидно, что в ближайшем будущем история советской школы и педагогики станет предметом исследований с более строгих научно-объективных позиций, чем до настоящего времени. Однако уже и сегодня можно обратить внимание на те факты и явления, которые имеют основание претендовать на историческое значение и без которых невозможно представить объективную и полную картину развития образования в России.
|
|
Многие черты советской общеобразовательной школы принципиально отличали ее от школы дореволюционной. В первые десятилетия были окончательно устранены сословность и частное предпринимательство на ниве просвещения. Не стало тупиковых учебных заведений: в системе образования реализовался принцип преемственности школ различных ступеней. Образование стало доступным детям беднейших слоев населения. Неуклонно ширился охват детей школьного возраста обязательным обучением. За планом всеобщего начального обучения последовал и план всеобщего неполного, а затем и план всеобщего среднего образования. При этом «единая трудовая политехническая школа», по идеологическому и административному определению, во многом оставалась на целые десятилетия единой по главной цели ее деятельности - цели, поставленной теми, кто в 1917 г. насильственным путем пришел к власти в России.
Партийная педагогика представляла собой часть коммунистической идеологии с ее учением о классовой борьбе, о разрушении «старого мира» и построении бесклассового общества. В соответствии с этим сформировавшаяся к началу XX в. система российского образования с ее иерархией ценностей подлежала разрушению. Ее место должна была занять советская школа как «проводник принципов коммунизма», целью которой было воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм. Коммунистическое воспитание объявлялось главной целью деятельности всех звеньев системы образования вообще - начиная с детских садов и кончая высшими учебными заведениями и университетами. Эта цель прокламировалась во всех партийно-государственных документах по народному образованию на протяжении семи десятилетий советской власти.
|
|
Советское правительство запретило возникшие в России в начале XX в. политические партии и движения, в том числе те, которые имели собственные программы развития российского образования. Течения педагогической мысли, в чем-то противоречившие коммунистическим идеям, деятели партийной педагогики объявляли «ненаучными», «реакционными». Народная педагогика принималась в усеченном виде. Православие, церковь, религия клеймились как «враги просвещения». Государственное начало в системе образования подчинялось принципам большевистской партийности. Общественная педагогика с ее установками на гуманизацию образования была объявлена порождением буржуазного индивидуализма.
Радикальным образом отличались в советское время от прошлого научно-педагогические исследования. Если до революции их проводили отдельные ученые и немногочисленные кафедры педагогики, то в советской России наука о воспитании человека стала делом государственной важности. В тяжелейшие годы Великой Отечественной войны (1943) была образована Академия педагогических наук РСФСР, преобразованная затем (1966) во Всесоюзную академию педагогических наук.
Сравнивая, например, научные исследования дошкольного детства или проблемы дефектологии советского периода с аналогичными научными исканиями педагогов-энтузиастов конца XIX в., убеждаешься в превосходстве организации науки на государственной основе.
С годами, по мере развития образования и культуры в советском обществе влияние партийности ослабевало, хотя внешние признаки ее всесилия сохранялись. Важнейшие цели коммунизма: равномерное распределение материальных благ, воспитание нового человека, соединявшего в себе физическое, интеллектуальное и нравственное совершенство, - оставались нереализованными.
При господстве коммунистической идеологии (ведущим пропагандистом которой в школе являлась Н.К.Крупская) проходила деятельность известных советских педагогов А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и многих других.
ОБРАЩЕНИЕ НАРОДНОГО КОМИССАРА ПО ПРОСВЕЩЕНИЮ
29 октября 1917 г.
О народном просвещении
Граждане России!
Восстанием 25 октября трудящиеся массы впервые достигли подлинной власти.
Всероссийский съезд Советов временно передал эту власть своему Исполнительному Комитету и Совету Народных Комиссаров.
Волею революционного народа я назначен народным комиссаром по просвещению. Дело общего руководства народным просвещением, поскольку таковое остается за центральной государственной властью, поручается, впредь до Учредительного собрания, Государственной комиссии по народному просвещению, председателем и исполнителем которой является народный комиссар.
Децентрализация
Государственная комиссия по просвещению отнюдь не является центральной властью, управляющей учебными и образовательными учреждениями. Наоборот, все школьное дело должно быть передано органам местного самоуправления. Самостоятельная работа самочинных классовых рабочих, солдатских, крестьянских культурно-просветительных организаций должна обладать полной автономией как по отношению к государственному центру, так и по отношению к центрам муниципальным.
Дело Государственной комиссии - служить связью и помощницей, организовать источники материальной, идейной и моральной поддержки муниципальным и частным, особенно же трудовым и классовым просветительным учреждениям в государственном общенародном масштабе.
|
|
Педагоги и общество
Государственная комиссия приветствует педагогов на арене светлого и почетного труда просвещения народа - хозяина страны.
Ни одна мера в области народного просвещения не должна приниматься какой бы то ни было властью без внимательного взвешивания голоса представителей педагогического мира.
С другой стороны, решения отнюдь не могут приниматься исключительно кооперацией специалистов. Это относится также к реформам учреждений общего образования.
Сотрудничество педагогов и сил общественных - вот это будет преследоваться Комиссией и при составлении ее, и в Государственном комитете, и во всей ее деятельности.
Первейшей задачей своей Комиссия считает улучшение положения учителей, и прежде всего самых обездоленных и едва ли не самых важных работников культурного дела - народных учителей начальных школ. Их справедливые требования должны быть удовлетворены немедленно и во что бы то ни стало. Пролетариат школ тщетно требует повышения заработка до 100 рублей в месяц. Было бы позором держать дольше в нищете учителей огромного большинства российских детей.
Залог спасения страны - в сотрудничестве живых и подлинно демократических сил ее.
Мы верим, что дружные усилия трудового народа и честной просвещенной интеллигенции выведут страну из мучительного кризиса и поведут ее через законченное народовластие к царству социализма и братства народов.
Народный комиссар по просвещению А. В. Луначарский
Сборник декретов. - Вып. 1. - С. 156-159.
ИЗ ПРОГРАММЫ РКП(Б)
Принята на VIII съезде РКП (б)
18-23 марта 1919 г.
В области народного просвещения
12. В области народного просвещения РКП ставит своей задачей довести до конца начатое с Октябрьской революции 1917 г. дело превращения школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества.
|
|
В период диктатуры пролетариата, т. е. в период подготовки условий, делающих возможным полное осуществление коммунизма, школа должна быть не только проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного, воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс в целях воспитания поколения, способного окончательно установить коммунизм. Ближайшей задачей на этом пути является в настоящее время дальнейшее развитие установленных уже Советской властью следующих основ школьного и просветительного дела:
1) Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет.
2) Создание сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т.п. в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины.
3) Полное осуществление принципов единой трудовой школы с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола, безусловно светской, т.е. свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общественно-производительным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества.
4) Снабжение всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства.
5) Подготовление новых кадров работников просвещения, проникнутых идеями коммунизма.
6) Привлечение трудящегося населения к активному участию в деле просвещения (развитие «советов народного образования», мобилизация грамотных и т.д.).
7) Всесторонняя государственная помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян (создание сети учреждений внешкольного образования: библиотек, школ для взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекций, кинематографов, студий и т.п.).
8) Широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими политехническими знаниями.
9) Открытие широкого доступа в аудитории высшей школы для всех желающих учиться, и в первую очередь для рабочих; привлечение к преподавательской деятельности в высшей школе всех, могущих там учить; устранение всех и всяческих искусственных преград между свежими научными силами и кафедрой; материальное обеспечение учащихся с целью дать фактическую возможность пролетариям и крестьянам воспользоваться высшей школой.
10) Равным образом необходимо открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда и находившиеся до сих пор в исключительном распоряжении эксплуататоров.
11) Развитие самой широкой пропаганды коммунистических идей и использование для этой цели аппарата и средств государственной власти.
Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: Сб. документов 1917-1973/Сост. А.А.Абакумов и др. -
М., 1974. - С. 18.