Культурно-исторические типы

И некоторые законы их движения или развития

 

Начну прямо с изложения некоторых общих выводов, или законов, исторического развития, вытекающих из группировки его явлений по культурно-историческим типам.

ЗАКОН 1. Всякое племя или семейство народов, характери­зуемое отдельным языком или группою языков, довольно близ­ких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось не­посредственно, без глубоких филологических изысканий – со­ставляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческо­му развитию и вышло уже из младенчества.

ЗАКОН 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развивать­ся, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользо­вались политическою независимостью.

ЗАКОН 3. Начала цивилизации одного культурно-истори­ческого типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.

ЗАКОН 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнооб­разия и богатства, когда разнообразны этнографические эле­менты, его   составляющие, – когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, состав­ляют федерацию или политическую систему государства.

ЗАКОН 5. Ход развития культурно-исторических типов все­го ближе уподобляется тем многолетним одноплодным расте­ниям, у которых период роста бывает неопределенно продол­жителен, но период цветения и плодоношения – относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

 

Славянский культурно-исторический тип

(вместо заключения)

 

Общих разрядов культурной деятельности, в обширном смысле этого слова, не могущих уже быть подведенными один под другой, которые мы должны, следовательно, признать за высшие категории деления, – насчитывается ни более ни ме­нее четырех, а именно:

1) Деятельность религиозная, объемлющая собою отношения человека к Богу, – понятие человека о судьбах своих, как нравственного неделимого в отношении к общим судьбам че­ловечества и Вселенной, то есть, выражаясь более общими тер­минами: народное мировоззрение не как теоретическое, более или менее гадательное знание, во всяком случае, доступное только немногим, – а как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности человека.

2) Деятельность культурная, в тесном значении этого слова, объемлющая отношения человека к внешнему миру: во-пер­вых, теоретическое, научное; во-вторых, эстетическое, худо­жественное (причем, конечно, к внешнему миру причисляется и сам человек как предмет исследования, мышления и художественного воспроизведения) и, в-третьих, техническое, промышленное <...>.

3) Деятельность политическая, объемлющая собою от­ношения людей между собой как членов одного народного це­лого и отношения этого целого как единицы высшего порядка к другим народам. Наконец –

4) Деятельность общественно-экономическая, объемлю­щая собою отношения людей между собою не непосредствен­но, как нравственных и политических личностей, а посредствен­но – применительно к условиям пользования предметами внеш­него мира, следовательно, и добывания, и обработки их.

<...> Славянский культурно-исторический тип в первый раз представит синтез всех сторон культурной деятельности в обшир­ном значении этого слова, – сторон, которые разрабатывались его предшественниками на историческом поприще в отдельности или в весьма неполном соединении. Мы можем надеяться, что славянский тип будет первым полным четырех основным куль­турно-историческим типом. Особенно оригинальною чертою его должно быть в первый раз имеющее осуществиться удов­летворительное решение общественно-экономической задачи.

1869 г.

1875 г.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. – СПб., 1995. – С. 71–75, 77–78, 400, 430.

К. Н. ЛЕОНТЬЕВ

ВИЗАНТИЗМ И СЛАВЯНСТВО1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: