Ниже приводится извлечение из исторической справки «Правда о политике западных держав в германском вопросе», подготовленной в 1959 г. МИД СССР и МИД ГДР, в которой освещается политика СССР, США и Англии в германском вопросе в годы второй мировой войны.
Еще в декабре 1941 года вопрос о послевоенном устройстве Германии был обсужден американскими и английскими государственными деятелями во время встречи английского премьера Черчилля и американского президента Рузвельта в Вашингтоне. Эксперт американского государственного департамента профессор Мосли свидетельствует в связи с этими переговорами: «Имеется основание полагать, что Черчилль во время своего первого визита к Рузвельту в декабре 1941 года поставил на обсуждение вопрос о расчленении Германии». Отметив, что этим вопросом в дальнейшем занялся государственный департамент США, Мосли далее пишет: «Были составлены планы разделения Германии после войны на три, пять или семь отдельных государств и проанализированы возникающие в этой связи политические, экономические и демографические проблемы»[31].
|
|
Конкретный план раскола Германии появился вянваре 1942 года в результате работы созданного Рузвельтом Консультативного комитета по послевоенным вопросам. Он получил название «план Уэллеса» (по имени его автора-заместителя государственного секретаря США Самнера Уэллеса). Этот план предусматривал создание в Германии трех самостоятельных государств: южногерманского государства в составе Баварии, Вюртемберга, Бадена, Гессен-Дармштадта, Рейнской области и Саарской области; западногерманского государства в составе Верхнего Гессена, Тюрингии, Вестфа-лии, Ганновера, Ольденбурга и Гамбурга; восточногерманского государства в составе Пруссии (за исключением Восточной Пруссии), Мекленбурга и Саксонии.
Во время переговоров английского министра иностранных дел Идена в Вашингтоне в марте 1943 года вопрос о расчленении Германии вновь подвергся подробному обсуждению, причем Иден и Рузвельт, как об этом свидетельствуют опубликованные в 1949 году документы Гарри Гопкинса, в принципе договорились о том, что после войны Германия будет разделена на несколько государств[32].
В соответствии с этой установкой государственный секретарь США Корделл Хэлл перед отъездом в Москву на конференцию министров иностранных дел трех держав в октябре 1943 года получил указание отстаивать при обсуждении германской проблемы план расчленения Германии. Сам Корделл Хэлл пишет об этом в своих мемуарах следующее: «Что касается Германии, то президент категорически заявил, что он выступает за расчленение Германии на три или несколько государств, которые будут сами по себе совершенно самостея-тельными и связанными между собой лишь по вопросам. средств сообщения, связи, шоссейных дорог, пошлин и, возможно, обмена электроэнергией»[33].
|
|
На самой конференции министров иностранных дел СССР, США и Англии (октябрь 1943 года) американская делегация при полной поддержке английской делегации выдвинула предложение о расчленении Германии на несколько государств.
На конференции руководителей трех союзных держав в Тегеране (28 ноября - 1 декабря 1943 года) государственный секретарь США Хэлл предложил от имени своего правительства конкретный план расчленения Германии на пять государств: Пруссию, Ганновер, Саксонию, Баварию и Гессен. По американскому плану Саарская область, Рурская область, а также Гамбург и Киль должны были быть поставлены под международный контроль. Черчилль поддержал в Тегеране основные положения американского плана. В своих мемуарах он следующим образом излагает свое выступление в Тегеране 1 декабря 1943 года: «Далее я хотел бы отделить от Германии Баварию, Вюртемберг, Пфальц, Саксонию и Баден. В то время как с Пруссией я обошелся бы очень строго, для второй группы государств я бы допустил более легкое обращение. Я охотно бы способствовал их объединению в Дунайскую федерацию»[34].
Осенью 1944 года президент Рузвельт поручил дальнейшую разработку планов послевоенного устройства Германии специальному «правительственному комитету по Германии». 5 сентября 1944 года комитет одобрил план послевоенного устройства Германии, представленный министром финансов США Моргентау. В историческую литературу этот документ и вошел под названием «план Моргентау».
Территориальные положения «плана Моргентау» предусматривали отделение от Германии Саарской области и всей территории между Мозелем и Рейном и передачу их Франции. Над Рурской областью предполагалось установить международный контроль. Остальная территория Германии должна была быть разделена на два государства: южногерманское (Бавария, Вюртемберг, Баден и некоторые более мелкие области) и северогерманское (остающаяся часть Пруссии, Саксония, Тюрингия и некоторые другие области). «План Моргентау» предполагал полную «аграризацню» Германии, которая, по образному выражению американских комментаторов этого плана, должна была стать «картофельным полем».
«План Моргентау» лег в основу англо-американского соглашения от 16 сентября 1944 года, которое было достигнуто Черчиллем и Рузвельтом во время двусторонней конференции США и Англии в Квебеке. Цель всего послевоенного переустройства Германии была сформулирована ими в Квебекском соглашении следующим образом: «Эта программа ставит себе задачей превратить Германию в страну, которая по своему характеру являлась бы в первую очередь страной полей и пастбищ»[35].
Нетрудно видеть, что англо-американское соглашение было направлено на расчленение и «аграризацию» Германии, что полностью соответствовало линии западных держав на то, чтобы ослабить Германию как конкурента, лишить ее возможности проводить самостоятельную внешнюю политику, превратить Германию в послушное орудие их собственной внешней политики и в то же время не допустить подлинно демократического развития страны и сохранить таким образом в Германии социальные и политические основы милитаризма и реваншизма, которые могли бы быть еще раз обращены против Советского Союза. Весьма характерно в этой связи. что ни «план Моргентау», ни Квебекское соглашение не предусматривали никаких мер, направленных против германской реакции и милитаризма...
Советское правительство твердо стояло на том, что нельзя отождествлять германский народ с гитлеровской кликой и проводить по отношению к нему политику мести, национального унижения и гнета, что, наоборот, необходимо обеспечить условия для развития Германии как единого, миролюбивого и демократического государства. Эту позицию Советский Союз отстаивал на всем протяжении войны и не отступил от нее ни на шаг в переговорах со своими западными союзниками о послевоенном устройстве Германии. Достаточно напомнить хотя бы следующие факты, которые никто не может оспорить.
|
|
На заседаниях Европейской Консультативной Комиссии, созданной еще в 1943 году, английский представитель Стрэнг неоднократно настаивал на том, чтобы комиссия практически изучила вопрос о расчленении Германии. 26 января 1944 года он внес по поручению правительства Англии предложение о создании особого Комитета по расчленению Германии и проект положения о работе Комитета[36]. Американский представитель в Европейской Консультативной Комиссии Вайнант от имени своего правительства поддержал предложение Стрэнга. Однако по предложению советской делегации в Европейской Консультативной Комиссии 18 февраля 1944 года было принято решение отложить обсуждение предложения Стрэнга. В дальнейшем Европейская Консультативная Комиссия к этому вопросу уже не возвращалась.
Во время визита в Москву в октябре 1944 года Черчилль и Идеи выдвинули в ходе переговоров с представителями Советского правительства план расчленения Германии на три отдельных государства, основанный на Квебекском англоамериканском соглашении. Они добивались хотя бы принципиального одобрения этого плана Советским правительством. Однако такого одобрения они от Советского правительства не получили.
На Крымской конференции руководителей трех держав в феврале 1945 года по настоянию Черчилля и Рузвельта было принято решение создать комиссию для изучения вопроса о послевоенном устройстве Германии, в частности о возможности ее расчленения. В марте 1945 года английский представитель в этой комиссии направил советскому представителю проект директивы, в которой предусматривалось рассмотрение комиссией вопроса о том, «каким образом Германия должна быть разделена, на какие части, в каких границах и каковы должны быть взаимоотношения между частями». 26 марта 1945 года советский представитель направил английскому представителю письмо, в котором отмечалось,что Советский Союз рассматривает план расчленения Германии лишь «как возможную перспективу для нажима на Германию с целью обезопасить ее, в случае если другие средства окажутся недостаточными»[37]. Тем самым вопрос о расчленении Германии был по инициативе советской стороны снят с обсуждения и на этот раз.
|
|
Очередную попытку навязать Советскому Союзу обсуждение планов расчленения Германии западные державы сделали на Потсдамской конференции в июле-августе 1945 года. Однако и на этот раз Советское правительство отказалось поддержать разработанные западными державами планы расчленения Германии, не имевшие ничего общего с интересами мира и безопасности.
Таким образом, в результате твердой и последовательной политики Советского Союза западные державы оказались вынужденными пойти на заключение таких межсоюзнических соглашений, которые отвечали справедливому характеру войны свободолюбивых народов против гитлеровской Германии, хотя эти соглашения и не соответствовали корыстным политическим планам западных держав...
На Потсдамской конференции было заключено историческое соглашение, направленное на мирное и демократическое переустройство Германии, на превращение Германии в миролюбивое и демократическое государство.
В этом соглашении, к которому в дальнейшем присоединилась Франция, был зафиксирован не диктат победителен побежденным. В нем был закреплен великий опыт народов, который гласит: для того чтобы жили и свободно развивались народы Европы, а среди них и трудолюбивый, талантливый германский народ, должен быть навсегда уничтожен германский милитаризм, должны быть вырваны его корни.
Потсдамское соглашение не было проникнуто духом мести или «сведения счетов». Дух справедливости и заботы о мире пронизывает это соглашение от первой до последней строчки.
В Потсдамском соглашении содержался целый ряд постановлений по вопросам, представлявшим значение, конечно, лишь в первое время после окончания войны, например, постановления о полномочиях оккупационных властей, об ограничении уровня производства в тяжелой промышленности и т. д. Эти положения с точки зрения задач сегодняшнего дня, естественно, представляют собой уже давно пройденный для Германии этап. Зато основные принципы. Потсдамского соглашения сохраняют свое значение и сейчас, так как они указывают путь мирного и демократического развития Германии. Вот эти основные принципы:
демократическое переустройство всей политической жизни Германии, причем германскому народу должны быть предоставлены все возможности самому «осуществить реконструкцию своей жизни на демократической и мирной основе»;
ликвидация навсегда германского милитаризма и фашизма, с тем чтобы «Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире»;
ликвидация нацистской партии и всех ее филиалов, причем необходимо «обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме»;
уничтожение немецких монополистических объединений, поскольку именно они несут главную ответственность за развязывание двух мировых войн;
подготовка и заключение мирного договора с Германией, отвечающего принципам Потсдамского соглашения.
Потсдамское соглашение ознаменовало собой победу демократических принципов в определении путей решения германской проблемы...
Правда о политике западных держав в германском вопросе (Историческая справка). М., 1959. С.7-10, 12-15. Цит. по:Хрестоматия.. Т.2. С. 118-123.