Успех дела охраны памятников лежит в правильно поставленной организации учреждений, им заведующих, с привлечением к этому делу большого числа научных и общественных сил. Это положение, по-видимому, разделяется и автором законопроекта. В объяснительной к законопроекту записке (стр.4) г. министр внутренних дел по вопросу «об организации учреждений, которые ведали бы делом охранения памятников древности, считает соответственным обратить преимущественное внимание на долгую и полезную деятельность многих местных археологических учреждений, работавших столько лет совершенно бескорыстно, исключительно из единой любви к науке и родной старине. Войдя в подробное рассмотрение этой деятельности, нельзя не прийти к заключению, — говорит записка, — что она может вполне служить достаточным основанием к тому, чтобы не только не отстранить названные учреждения впредь до общего дела охраны древности, но наоборот — привлечь их к новой организации охраны в качестве основной силы. Признавая, таким образом, совершенно необходимым использовать местные археологические силы, министр внутренних дел в то же время считает крайне существенным улучшить условия их деятельности, порою далеко не благоприятные. В этом последнем отношении следует обратить внимание прежде всего на отсутствие общей планомерности и единства действий различных местных органов в отдельности, за сим приходится отметить полное отсутствие у охраняющих органов той власти, которая сообщала бы их постановлениям известную обязательную силу; наконец, нельзя не указать и на совершенную недостаточность в их распоряжении денежных средств, необходимых для осуществления задач, входящих в понятие охраны древностей».
|
|
Вышеизложенный взгляд г. министра внутренних дел по вопросу об организации охраны памятников старины является безусловно правильным, и выработанный на этих основаниях проект закона отвечал бы потребностям, а потому был бы желательным, полезным и жизнеспособным, но, к сожалению, общие соображения при рассматриваемом законопроекте ничего общего не имеют с основаниями, положенными в самый законопроект, который находится в полном противоречии с указанными выше общими соображениями. Из рассматриваемого законопроекта видно, что для охраны древностей предполагается организовать Комитет (§ 4), как центральный орган, объединяющий деятельность всех учреждений и лиц, признанных к таковой охране, и местные учреждения непосредственно ведающие охрану древностей.
309
Комитет состоит (§ 5) из назначаемого высочайшей властью председателя, 6 членов-представителей научных учреждений (Технич.-стр. комитет МВД не может считаться учреждением научным, а административно-строительным); 7 членов, назначаемых МВД; 5 членов от св. Синода; 2 члена от Мин. народи, проев.; 5 членов от других министерств и лишь 2 члена, избираемых Всероссийским археологическим съездом и областным, по одному на каждого.
|
|
Таким образом, на 8 членов — представителей научных учреждений, 19 членов — чиновников по назначению различных министерств, а те элементы, которые работают на местах, по выражению г. министра внутренних дел, «совершенно бескорыстно, исключительно из одной любви к науке и родной старине», совершенно устранены от участия в Комитете, хотя тот же министр в общих своих соображениях говорит, «что эти местные археологические учреждения следует не только не отстранять впредь, но наоборот, привлечь их к новой организации В качестве основной силы».
Такое же отношение со стороны законопроекта к этим «силам» мы видим и при организации «местных учреждений». Из ст.21 и примечаний к ней, видно, что под местными учреждениями следует подразумевать епархиальные комитеты и губернские архивные комиссии, т.е. учреждения, непосредственно подчиненные епархиальному и губернскому начальству, а научные общественные силы, к которым, главным образом, и могут быть отнесены указанные выше общие соображения г. министра внутренних дел, по законопроекту оказываются уже ненужными и излишними. Между тем, если законодатель действительно желает охранить древние памятники от уничтожения и искажения, то этот нелегкий труд можно сделать только с помощью общественных научных сил, сознающих важность этой работы, не заинтересованных в том или другом решении возбуждаемых вопросов и достаточно независимых от служебных влияний.
Эти соображения касаются общей схемы организации, переходя же к отдельным статьям законопроекта, мы видим:
Ст. 1 редактирована крайне неудачно: в ней, определяя, какие древности охраняются, сказано: древностями, подлежащими охране, почитаются все те памятники, которые признаны имеющими значение исторического познания и любви к отечественной истории(1).
Ст. 2. В объяснениях, предпосланных законопроекту, имеется указание, что «церковные памятники, представляющие собою предметы религиозного почитания и служащие для удовлетворения религиозных потребностей или состоят в обиходе церковного богослужения», выделяются в особую подгруппу (стр.4); здесь, по-видимому, следует подразумевать: особо чтимые иконы, церковную утварь, священные книги, облачения и проч., и это вполне понятно, но в ту же статью включены
310
«церкви и часовни». Памятники эти, и вообще памятники зодчества, |у нет никаких оснований ставить в особые условия и по отношению к ним не должен быть устанавливаем особый порядок, как это предположено по этой статье; мотивы этого соображения будут изложены при рассматривании соответствующей статьи.
Ст. 3. По действующему законоположению (ст. 76, т. XII, ч. 1, изд. 1900 г.) на Министерстве внутренних дел за ответственностью губернаторов и местной полиции лежит наблюдение за тем, чтобы памятников | древности не разрушали. Между тем, мы видим, что это требование закона является в большинстве случаев мертвой буквой; единственно | правильной постановкой этого дела следует признать достаточно независимую организацию охраны памятников, как это указано в проекте законоположения, выработанного императорским Московским археологическим обществом.
Ст. 11. Определяет предметы ведения Комитета. Эту статью необходимо сопоставить со ст. 24, трактующей о том же по отношению местных органов, и мы увидим, что самостоятельная деятельность последних сведена почти на нет; им отводится, главным образом, регистрационная работа и то с ограничениями, обозначенными в ст. 25 и 27 примеч. 1. Вся же основная, живая работа лежит всецело на Комитете, который решает все вопросы не только по реставрациям важнейших памятников, но и все без исключения ремонты всех древних памятников необъятной России. Такая централизация охраны памятников пагубна для дела, непосильна для такого учреждения, каким проектирован Комитет, состоящий из представителей ведомств и учреждений, имеющих свои основные служебные обязанности и по обязанностям членов Комитета не получающих никакого вознаграждения. Стоит только прочесть перечень дел, лежащих на Комитете (ст.11), чтобы без колебаний сказать, что Комитет с этим делом физически справиться не может. Совершенно непонятным является и предполагаемый порядок, признанный «целесообразным» (стр.11), по которому в комитете разрабатывались бы и самые планы реставраций древних памятников, в также сметы (?) расходов по производству реставраций, каковые работы могут быть выполняемы отдельными членами по поручению Комитета.
|
|
Эта монополизация научного и художественного дела реставрации в руках членов Комитета, являющегося не исполнительным учреждением, а разрешающим и имеющим высший надзор и контроль, еще раз Указывает на неверные основания, положенные в основу предлагаемого законопроекта.
Таким образом, из текста законопроекта и объяснений к нему видно, что создается такая организация, которая относится с явным недоверием к местным органам, а потому сосредоточивает все дело, не только главное, но и второстепенное, в центральном органе; последний, в
311
свою очередь, исполнять возложенное на него дело физически не может, а потому вся эта организация является искусственной, для дела вредной и в таком виде не достигающей своей цели.
Ст. 13. В примечании к этой статье охрана почему-то ограничена 1725 годом, между тем следовало бы весь XVIII век и, может быть, даже начало XIX признать подлежащим сохранению, хотя бы в некоторых определенных случаях.
|
|
Ст. 17. По которой достаточно одному из представителей ведомства не согласиться хотя бы с единогласным постановлением Комитета, чтобы решение это не было утверждено и потребовало бы особого сношения министерств между собой, но такого права представителям научных интересов не дано. Подобное право, предоставленное представителям ведомств, является чрезмерным и умаляющим достоинство самого учреждения, а также может внести бесконечную волокиту в живое дело и лишает уверенности в том, что этот закон оградит отечественные памятники в должной мере от посягательства на них со стороны заинтересованных ведомств.
Эта статья еще раз доказывает всю нежизнеспособность представленного законопроекта; при огромных своих обязанностях (стр.11) Комитет может быть поставлен один раз одним, а другой раз другим своим членом в полное бездействие; при этом еще возникает вопрос о том, насколько такой представитель ведомства сам будет компетентен разобраться в решаемых научных вопросах. Ведь нет гарантии, что все члены Комитета будут ученые или лица, подготовленные для этой деятельности, а не обыкновенные чиновники.
Ст. 21. Наши древние памятники, в особенности зодчества, по преимуществу церковные, а потому, согласно примечания к этой статье, обязанности местных органов прежде всего будут возложены на церков-но-археологические комитеты, находящиеся в зависимости епархиального начальства.
Таким образом, дело охраны древних памятников передается в руки учреждений и лиц, наименее заинтересованных в этой охране. Нельзя закрывать глаза на то, что обвинения в уничтожении и искажении церковных памятников падают главным образом на лиц, которые заведуют этими памятниками; стоит только припомнить, что с разрешения епархиального начальства был распродан церковный музей и ризница в Смоленске и лишь благодаря случайности (вещи куплены кн. Тенише-вой) интереснейшие древние предметы остались в России; наконец, сломку древнего храма XVII века в Богоявленском монастыре в Москве, где имеет пребывание викарный епископ, для постройки на этом месте доходного дома; обмен весьма древних и ценных икон у иконописцев на новые, продажу древней утвари, икон, отдачу древних облачений на выжиг серебра и проч. А сколько поползновений в угодУ
312
'жертвователям перестроить или сломать памятник для постройки нового, заменить ценный художественный иконостас новым, сломать древнюю колокольню и построить на ее месте новую лишь потому, что жерт-ь вуемый колокол не помещается на древней колокольне и т.д.
Кто имел возможность познакомиться с отчетами археологических (обществ и учреждений, тот знает, что борьба за сохранение памятников [родной старины ведется, главным образом, с учреждениями и лицами, |в ведении которых находится церковная старина; есть, конечно, отдель-(ные исключения, но это отрадное явление весьма редко.
Ст.26. На местные органы возлагается регистрация и обследование (памятников; эта работа требует больших, сравнительно, расходов на по-|ездки, снятие фотографий, чертежи и т.п., между тем денежное пособие [выдается только на охрану памятников; из каких же средств будет про-• изводиться расход на их обследование?
Ст. 27. В примечании к этой статье требуется согласие духовного ведомства по вопросу о регистрации церквей и часовен, — это требование, не может быть признано правильным, потому что регистрацией цер-1ковь или часовня не уничтожаются, а лишь ограничивается право самовольно их перестраивать, ломать и ремонтировать; ограничение это со-I вершенно не касается религиозной стороны, которая и является компетенцией недуховного ведомства, а археологической, научной и художественной, т.е. такой области, в которой духовное ведомство не может быть признано компетентным.
Ст. 29 не согласована со ст. Пж, 13, 17 и 24.
Из всего вышеизложенного видно, что существенными недостатками представленного законопроекта являются:
а) централизация, уничтожающая самодеятельность местных орга
нов. Комитет, вместо того, чтобы быть органом, направляющим и кон
тролирующим деятельность местных учреждений, принимает на себя
функции и исполнительного органа.
б) Неисполнимость возлагаемых на Комитет обязанностей.
в) Образование центрального Комитета с преобладающим боль
шинством представителей ведомств в ущерб научным силам, а потому
этот орган не может быть достаточно авторитетен в решении научных
вопросов.
г) Полное игнорирование существующих и уже работающих в этой
области и сравнительно независимых научных обществ и учреждений.
д) Чрезмерное ограничение обязанностей и прав местных органов.
е) Стремление передать охрану памятников на местах духовному ве
домству, наиболее заинтересованному в том, чтобы научные интересы
не мешали интересам практическим, а потому наименее подходящему
для ведения ответственного дела охраны памятников от посягательства
на них со стороны лиц, ими заведующих.
313
ж) Совершенно законопроектом не предусматривается охрана художественных памятников и памятников, связанных с замечательными историческими событиями.
Таким образом, если законопроект сделается законом, то он не только не улучшит дела охраны памятников России, но в настоящем своем виде это дело ухудшит.
Ввиду чего императорское Московское археологическое общество на основаниях, предложенных Министерству внутренних дел в виде основных положений, выработанных Комиссией по пересмотру действующих постановлений об охране древних памятников, и предлагает составленный им по соглашению с другими учеными обществами соответствующий законопроект, предложенный вниманию гг. членов Государственной думы и Государственного совета.
Охрана памятников истории и культуры в России. XVIII — начало XX вв. Сборник документов. М., 1978. С. 290-298.
№181. 1912 г. мая 16.
Доклад комиссии Государственной думы для рассмотрения законопроекта об охране древностей по законопроекту о мерах к охранению памятников древности
Настоящий законопроект постановлением Государственной думы 10 декабря 1911 г. передан в комиссию и рассмотрен ею в заседаниях 9 и 19 апреля и 3 мая 1912г. в присутствии представителей ведомств: члена Совета министра внутренних дел Гурлянда, начальника библиотеки и архива святейшего Синода Здравомыслова и юрисконсультов Министерства юстиции Ширкова и Краузе.
Необходимость издания особого закона об охранении древностей в настоящее время, несомненно, вполне назрела. Это усматривается как из многочисленных пожеланий археологических съездов, ученых и художественных обществ, так равно и из суждений, имевших место в Государственной думе при рассмотрении ею законопроекта о выдаче пособий губернским ученым архивным комиссиям, а вместе с тем и из постоянно поступающих сведений о разрушении и истреблении древних памятников, о случаях продажи за границу ценных для отечественной истории и археологии собраний русских древностей, наконец — о случаях расхищения древностей из всякого рода хранилищ, причем обыкновенно узнается об этом лишь тогда, когда уже поздно принять какие-либо целесообразные меры для исправления причиненного зла.
На пространстве Российской Империи сохранилось до наших дней огромное количество различного рода памятников древности, являющихся свидетелями тысячелетней исторической жизни русского народа
314
и племен, ныне населяющих Россию или некогда обитавших в ее пределах. По своему разнообразию, многочисленности и важному значению не только для отечественной истории, но и для науки и для искусства, все эти памятники представляют ценный материал, подлежащий государственной охране с целью обезопасить его от расхищения, гибели и вообще от всякого покушения на изменение его целости.
Первые попытки поставить памятники древности под охрану правительственной власти относятся к Петровской эпохе, но эти попытки имеют характер лишь отдельных мероприятий. В царствование императора Николая I правительство признало необходимым предпринять уже более систематические меры к охранению памятников древности; к числу таковых мер принадлежит высочайшее повеление от 31 декабря 1826 года, которым предписывалось собрать немедленно сведения по всем губерниям о том, в каких городах есть остатки древних замков и крепостей или других зданий древности, и в каком состоянии они находятся. Последствием означенного высочайшего повеления было доставление в Министерство внутренних дел из разных губерний многочисленных описаний и планов зданий.
В общем наказе гражданским губернаторам 3 июня 1837 г. на последних была возложена обязанность иметь попечение о сбережении от разрушения всех остатков старых замков, крепостей и других памятников древности; о всех находимых вновь древностях велено доносить Министерству внутренних дел с надлежащею точностью и подробностью. В 1848 г. вновь строго было подтверждено — воспретить разрушать памятники древности и непременно блюсти за их сохранением. Наконец, в Городовом положении 1870 г. постановлено, что на городские средства обязательно относится, между прочим, содержание городских общественных зданий и памятников.
Помимо сего, Министерство внутренних дел неоднократно подтверждало, путем циркуляров, о необходимости охраны памятников древности и заботилось о приведении их в известность.
Правила, установленные в нашем законодательстве, и меры, предпринятые Министерством внутренних дел, к сожалению, не достигали своей цели. На археологических съездах, с самого начала образования последних, слышались постоянные жалобы на искажение памятников древности и поступали заявления о варварском их истреблении.
В 1859 г. была учреждена императорская Археологическая комиссия, имеющая целью разыскание предметов древности, собирание сведений о находящихся в государстве, как народных, так и других памятников прошлого времени и, наконец, ученую оценку открываемых Древностей. Тем не менее, возлагать на названную Комиссию задачи особого учреждения по охранению древностей не представлялось возможным, ибо такое поручение отвлекло бы ее от ее ученых целей.
315
Первый Археологический съезд, собравшийся в Москве в 1869 г., обсуждал вопрос об охранении памятников древности и поручил разработку этого вопроса комиссии, составленной из членов археологических обществ. Выработанный комиссией проект был затем одобрен на втором археологическим съезде в С.-Петербурге в 1871 г. и представлен в Министерство народного просвещения. Вследствие сего была образована особая междуведомственная комиссия, подпредседательствовани-ем статс-секретаря князя Лобанова-Ростовского. Комиссия эта выразила единодушное убеждение в необходимости принятия решительных мер к охранению древних памятников, причем были приведены факты поразительного невежества и посягательства на драгоценные остатки старины. Предположения комиссии 1876 г. не получили, однако, законодательного утверждения.
В 1884 г. были учреждены, первоначально в виде опыта, губернские ученые архивные комиссии в четырех губерниях; впоследствии были открыты в разное время еще 23 комиссии, и, таким образом, ныне в России существует всего 27 архивных комиссий.
В круг обязанностей, возложенных на архивные комиссии со времени их учреждения, входило рассмотрение дел и документов, предназначенных местными правительственными установлениями к уничтожению, с целью выделения из них тех дел и документов, которые имеют научное значение.
Засим некоторые категории архивных дел, кои уничтожались раньше губернскими учреждениями с разрешения министра внутренних дел или финансов, по принадлежности, разрешено уничтожать распоряжениями местных учреждений в порядке, установленном инструкцией министра, по соглашению с учеными архивными комиссиями в местностях, где таковые учреждены.
Таким образом, губернские ученые архивные комиссии являются в настоящее время отчасти и органами охраны известного вида памятников древности, а именно — ценных в историческом отношении архивных дел и документов. По закону 7 июня 1909 г., каждая из них получает из средств государственного казначейства ежегодное пособие всего по 200 р., каковая сумма полностью расходуется на покрытие одних только почтовых расходов по обратной пересылке предназначенных к уничтожению архивных дел, по просмотре их архивными комиссиями.
В 1901 г. вновь был поднят вопрос о необходимости принятия действительных мер к охране древних памятников от разрушения. Вследствие сего Министерство внутренних дел предварительно разработки таковых мер и выяснения, какие именно памятники древности заслуживают охранения, циркуляром предложило губернаторам, градоначальникам и обер-полицмейстерам доставить сведения о существующих в Империи памятниках, а также о том, в чьем ведении и в каком состоянии они на-
316
холятся. Сведения эти, поступившие только в 1905 г, страдают, однако, неполнотою и во многих отношениях представляются случайными. По ближайшем рассмотрении выяснилось, по мнению Министерства внутренних дел, что едва ли возможно придавать им значение хотя бы неко-|торого описания существующих в империи памятников древности.
Таким образом, вопрос об охране памятников древности, возбуж-| денный уже более 75 лет тому назад, не получил до сих пор надлежаще -|го разрешения в законодательном порядке.
Полагая, что в настоящее время едва ли возможно сомневаться в необходимости выработать надлежащие мероприятия к действительной охране отечественных древностей, министр внутренних дел считает, что мероприятия эти должны касаться, главным образом, двух существенных сторон дела. Во-первых, должны быть точно установлены нормы, положенные в основание нового закона об охране древностей, и, во-вторых, следует создать особый строй учреждений, которые ведали бы делом охраны.
Одним из коренных вопросов первой категории является определение тех общих признаков, которые могли бы служить юридическим основанием к признанию предмета требующим охраны государства. Не находя достаточных оснований к тому, чтобы ограничить действие правил охраны какими-либо точными, узко-определенными разрядами древних памятников, а равно считая, что установление каких-либо общих признаков, которые могли бы служить определительной характеристикой понятия о подлежащем охранении древнем памятнике, вообще едва-ли достижимо, министр внутренних дел полагает, что единственно правильным путем в данном случае должен почитаться путь регистрации, понимая под последним изучение памятников на месте, классифицирование их и занесение в особые реестры, в точном порядке, имеющем значение юридического акта. Преимущества этого последнего способа состоят прежде всего в том, что, уже благодаря самой его сущности, регистрации древностей будет предшествовать их открытие, обследование и изучение, а это само по себе окажет немалую пользу делу охраны древностей. Далее, при указанном способе, древностями могут быть признаваемы предметы всякого рода, и, таким образом, законом будут охраняемы как памятники первобытной древности, так и замечательные памятники живописи, ваяния, зодчества и всякого вообще искусства, памятники письменности, архивы, акты и рукописи, наконец, те объекты, которым, например, в Германии усвоено наименование «памятников естественных» («МаШгйепктПег»), понимая под сими последними замечательные в историческом отношении места, скалы, сады, рощи и т.д.
Следующим основным вопросом является деление древних памятников на категории, соответственно степени распространения на них
317
правил охраны. В сих видах правительственный проект полагал бы возможным произвести деление памятников на две главных группы: первую должны составлять памятники, состоящие в пользовании и распоряжении разных ведомств и учреждений, и вторую — памятники, принадлежащие частным собственникам. Однако, принимая во внимание, что в пределах первой группы действие правил охраны будет, очевидно, иным по отношению к памятникам гражданским, и иным по отношению к тем церковным памятникам, которые представляют собою предметы религиозного почитания и служат для удовлетворения религиозных потребностей или состоят в обиходе церковного богослужения, министр внутренних дел полагал бы необходимым выделить эти последние в особую подгруппу.
Ввиду особенностей, представляемых памятниками церковной старины, служащими предметом религиозного почитания или состоящими в обиходе церковного богослужения, министр внутренних дел признает соответственным установить правило, по которому регистрация всех таковых памятников должна происходить не иначе, как по сношении с местным епархиальным начальством, причем все разномыслия, прежде разрешения дела Комитетом по охране древностей, должны быть вносимы на уважение святейшего Синода, определение коего и приводится в исполнение синодальным обер-прокурором, по соглашению с министром внутренних дел. То же правило должно быть соблюдаемо и в случаях, когда святейший Синод по собственному почину определит о своем несогласии на внесение предмета в регистрационные списки.
Вопрос о том, как установить начала государственной охраны древностей тех памятников старины, которые находятся в частной собственности, разрешается правительственным проектом на следующих началах. По мнению проекта, если предоставить эту группу памятников на полную волю их собственников и объявить государственную власть некомпетентной, раз памятник находится в частной собственности, то последствием этого, как уже достаточно показал опыт, явилась бы, во-первых, гибель многих памятников, и во-вторых, — значительное их поступление в торговый оборот, при котором массами они будут вывозиться из страны, что едва ли может соответствовать интересам русского просвещения и культуры. С другой же стороны, было бы нецелесообразно, помимо общих соображений, даже и со специальной точки зрения всего дела охраны древностей, теперь же, на первых порах, пока в обществе еще не заложено сознание действительной необходимости возможно широкой охраны древностей, рисковать принятием каких либо особых интенсивных мер по охране древностей, находящихся в частной собственности. В этих видах министр внутренних дел полагал бы достаточным, во-первых, предоставить правительству право на преимущественную покуп-
318
ку древностей, находящихся в частной собственности, когда таковые продаются; во-вторых — установить некоторые ограничительные правила, касающиеся вывоза означенных древностей за границу; в-третьих, определить ограничения для производства археологических раскопок, | хотя бы таковые имел производить сам собственник земли.
Что касается всех прочих памятников древности, то они, согласно травительственному проекту, подлежат регистрации на общем основами, т.е. они вносятся в списки и признаются подлежащими охране единственно в силу постановления особого учреждения по охране древ-"ностей.
По вопросу об организации установлений по охране древних памятников министр внутренних дел, в представлении своем в Государственную думу, указывает, что, прежде всего, представляется настоятельно необходимым образовать в С.-Петербурге центральный охраняющий орган, который, состоя из представителей заинтересованных ведомств и ученых специалистов, объединял бы деятельность местных охраняющих учреждений, являлся бы для них органом руководства и надзора и вместе с тем наблюдал бы за повсеместным исполнением закона об охране древностей. Предполагая сообщить такому центральному органу известную долю власти, без чего он не мог бы надлежащим образом исполнять свое назначение, министр внутренних дел считает желательным построить обязательные отношения между этим органом и местными учреждениями на началах добровольного между ними соглашения. Главными предметами упомянутого соглашения должны служить: принятие местным органом известных обязанностей по общей охране древностей, сообщение ему соответственной доли власти и, наконец, определение отношений его к центральному охраняющему учреждению.
Принимая во внимание, что при всей наличности многочисленных местных органов охраны на деле могут оказаться такие местности, где их совершенно не имеется, или же где почему- либо не состоится между существующими органами и центральным охраняющим учреждением надлежащего соглашения, министр внутренних дел признает возможным предоставить будущему центральному органу охраны право образовывать в таких местах, по мере надобности, особые учреждения по охране древних памятников.
По предположениям правительственного проекта центральный орган, с наименованием «Комитета по охране древностей», должен быть Учрежден в составе Министерства внутренних дел, и состав его должен определиться на следующих основаниях.
Общая обязательность правил охраны древностей для всех без исключения ведомств и учреждений необходимо требует, чтобы в Комитете были надлежащим образом обеспечены интересы всех тех ведомств и Учреждений, в распоряжении коих могут находиться охраняемые древ-
319
ности. Равным образом, в Комитете должны быть обеспечены и интересы науки, для каковой цели необходимо участие в нем представителей ученых учреждений. Исходя из приведенных оснований, было бы возможно установить, что представителями научных интересов в Комитете по охране древностей должны являться: представитель от императорской Академии наук, два представителя от императорской Академии художеств (ввиду несомненной многочисленности и особой сложности вопросов, связанных с охраной памятников искусства), по одному представителю от императорской Археологической и императорской Археографической комиссий, от высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи и от Техническо-строительного комитета при Министерстве внутренних дел. Что же касается ведомственных представителей, то таковых должно быть, прежде всего, двое от Министерства народного просвещения, из коих собственно представителем названного Министерства должен являться только один, вторым же представителем ведомства мог бы быть директор императорского Археологического института в С.-Петербурге. Далее, в состав Комитета представляется целесообразным включить трех представителей от ведомства православного исповедания (в виду особой многочисленности находящихся в распоряжении названного ведомства церковных памятников древности) и засим — по одному представителю от Министерств: императорского двора, внутренних дел, военного, юстиции, финансов и государственного контроля.
Устанавливая приведенным образом состав ведомственных представителей в Комитете по охране древностей, надлежит иметь в виду, что ведомства будут несомненно назначать представителей из числа лиц, особо известных своими трудами и познаниями в области истории, археологии и искусства. Одновременно следует признать целесообразным пополнение Комитета также представителями местных археологических сил. С этой целью явилось бы соответственным привлечь в состав Комитета представителей действующих в настоящее время организаций, археологических деятелей и учреждений, а именно, — представителей археологических съездов. В этих видах было бы желательно включить в состав Комитета по охране древностей двух членов: одного по избранию Всероссийского археологического съезда и другого по избранию Областного археологического съезда. При сем являлось бы целесообразным установить, что каждое из этих двух лиц избирается на срок до собрания следующего соответствующего съезда, но не более чем на три года.
Дабы предоставить Комитету возможность располагать трудами и знаниями особо выдающихся специалистов, представлялось бы необходимым снабдить также министра внутренних дел правом назначать в состав Комитета еще пять членов из числа деятелей, особо известных
320
своими трудами по истории, археологии и искусству. Независимо сего, ввиду того, что памятники церковной старины составляют едва ли не две трети всех русских памятников древности, было бы соответственно предоставить святейшему Синоду право назначать еще двух членов Комитета, избирая их из состава комиссии для описания синодального ар-|хива и из Техническо-строительного комитета хозяйственного управления при святейшем Синоде.
Помимо сего, председателю Комитета надлежит предоставить право приглашать в заседания с правом совещательного голоса всех лиц, участие коих он признает полезным.
По вопросу об установлении предметов ведения, а также способов и порядка деятельности Комитета, министр внутренних дел указывает, что задачей Комитета является: 1) объединять дело охраны древностей на всем пространстве империи, в частности — объединять деятельность местных органов, 2) распределять между сими последними денежные пособия для развития их деятельности; 3) слить в целях более успешной охраны памятников отдельные ведомственные интересы; 4) образовать орган охраняющей власти и 5) наблюдать за точным исполнением закона об охране древностей на всем пространстве империи. В развитие первого из указанных положений следует установить, что Комитетом определяются в руководство местным органам ближайшие способы регистрации подлежащих охране древностей; по составлении местными органами списков означенных древностей, таковые утверждаются Комитетом и входят в составляемые им общие по всей империи списки древних памятников, признанных требующими охраны. Означенные общие списки подлежат затем опубликованию во всеобщее сведение в установленном порядке.
Далее, в развитие того же принципа объединения деятельности местных учреждений, министр внутренних дел считает необходимым возложить на Комитет по охране древностей право определять, а в случае надобности — образовывать те местные учреждения, которые по поручению Комитета, могли бы принять на себя на местах ближайшие заботы по охранению местных древностей. Нисколько не имея в виду стеснять в этом отношении как самый Комитет, так и самостоятельность существующих местных учреждений, министр внутренних дел полагает \ предоставить Комитету возможность выбирать в каждой губернии, где имеются подлежащие охране древности, то учреждение, на которое, в случае на то согласия последнего, могла бы быть с наибольшей пользой для дела возложена охрана местных древностей. Определение условий такого соглашения представляется возможным возложить всецело на Комитет, которому при этом надлежит сообразоваться с положениями общих правил об охране древностей, а равно со всеми местными особенностями. Чтобы не стеснять Комитет в выборе среди местных уч-
321
реждений обязательными территориальными пределами каких- либо определенных административных единиц, министр внутренних дел полагает целесообразным предоставить Комитету право определить местные органы охраны, в случае надобности, также и в отдельных уездах, а с другой стороны, и в округах, понимая под сими последними истори-ческо-археологические районы, охватывающие несколько губерний полностью или в частях.
В тех местностях, где Комитет почему- либо не будет иметь возможности определить местное учреждение охраны древностей, является соответственным предоставить ему право образовывать попечительства о древностях, на основаниях, им же вырабатываемых. Наконец, в виду затруднительности образования в иных местах таких попечительств как по недостатку денежных для сего средств, так и по недостатку компетентных лиц, которые могли бы быть полезны делу охраны древностей, министр внутренних дел признает целесообразным включить в круг ведения Комитета снаряжение ученых командировок для освидетельствования особо важных памятников древности, а равно снаряжение археологических экспедиций.
Признавая необходимым придать вновь учреждаемому органу достаточную долю влияния и самостоятельности, министр внутренних дел признает необходимым установить, чтобы всякое предположение правительства, требующее разрешения в законодательном порядке или в порядке верховного управления, от какого бы ведомства ни исходило, в той части, в какой относится в задачам Комитета по охране древностей, получало дальнейшее движение не иначе, как по предварительном рассмотрении в Комитете, а также считает нужным определить, что с открытием действий Комитета по охране древностей другие учреждения, ныне имеющие отношение к сему предмету, не располагают решающим голосом по соответствующим вопросам, поскольку это прямо не указано в настоящем законе. Представляется также весьма существенным особо оговорить полномочия Комитета во всем вопросам ремонта и реставрации древних памятников. Признавая такой ремонт и реставрацию делом огромной важности, делом, которым должны ведать только лица, достаточно в нем компетентные, следует иметь в виду, что местные органы едва ли будут всегда располагать для этого достаточными научными силами. Между тем, неумелая реставрация древнего памятника может иногда равняться почти совершенной его порче. Является необходимым поэтому настаивать, чтобы никакой ремонт и никакая реставрация древних памятников не совершались иначе, как по планам, утвержденным самим Комитетом по охране древностей или же теми учреждениями, которые будут иметь на то особое от Комитета уполномочие.
В связи с этим, ведению Комитета должны подлежать все без исключения вопросы, касающиеся реставрации и ремонта памятников
322
древности, а сверх того, должно быть установлено, что работы по сломке и перестройке древних зданий и сооружений, признанных подлежащими охране, а также переделка признанных подлежащими охране предметов производится не иначе, как по предварительном соглашении с Комитетом. Равным образом, представляется целесообразным требовать, чтобы без надлежащего каждый раз соглашения с Комитетом не могло быть производимо и отчуждение признанных подлежащими охране предметов. Последнее устанавливается с тою целью, чтобы Комитет, во-первых, был всегда осведомлен о том, в чьих именно руках находятся подлежащие охране древние предметы, во-вторых же — чтобы он мог соответственным образом противиться переходу их во владение учреждений и лиц, от которых либо возможно ожидать нарушения правил охраны, либо самое владение коих ограничивало бы в известной степени действие охраны по отношению к данному предмету (как, напр., при отчуждении древнего памятника от правительственных учреждений в собственность частных лиц).
Является также необходимым предоставить Комитету право, в случаях, если кто-либо приступит без требуемого с ним соглашения к работам по сломке и перестройке древних зданий и сооружений, принимать немедленные меры к прекращению таких работ, а в случаях распоряжений, без такового же соглашения, об отчуждении или переделке предметов, принимать меры к немедленной отмене означенных распо-
1 ряжений.
Относительно компетенции местных органов охраны, следует при-
I пять прежде всего в соображение, что едва ли возможно установить какие-либо точные по сему предмету правила, кроме разве нескольких
(общих норм, намечающих пределы, в которых могла бы слагаться деятельность таких учреждений. Нормы эти определяются делами трех основных категорий. К первой относятся работы по регистрации древних памятников, а равно и по подготовке таковой, путем приведения в известность и исследования регистрируемых памятников. Во вторую категорию надлежит включить действия по наблюдению за сохранностью тех местных древностей, которые будут признаны в установленном порядке подлежащими охране. Наконец, к третьей категории следует отнести некоторые действия по ремонту подлежащих охране памятников. Вполне сознавая, как было указано, необходимость сосредоточить все дела по ремонту и реставрации в Комитете по охране древностей и полагая возможным предоставлять известную по сему предмету самостоятельность лишь тем из местных органов, кои получат на то особое от Комитета уполномочие, министр внутренних дел находит, тем не менее, целесообразным предоставить всем без исключения местным учреждениям охраны право производить ремонт древних памятников в особых случаях, не терпящих никакого отлагательства, и при условиях,
323
когда всякое промедление угрожало бы целости или безопасности данного памятника.
Озабочиваясь, засим, принятием мер против рассеивания и расхищения принадлежащих к правительственным собраниям предметов, министр внутренних дел касается также вопроса об обеспечении самой сохранности таковых предметов как от расхищения, так и от гибели и порчи их вследствие различных неблагоприятных условий места их хранения, а также и иных подобных обстоятельств.
В этом отношении по составу деяний, которые подлежали бы судебному преследованию, намечаются: 1) умышленное повреждение или истребление древностей; 2) незаконное изъятие предметов из собраний правительственных мест, музеев и т.п.; 3) вывоз древностей за границу без надлежащего на то разрешения; 4) производство раскопок с нарушениями установленных правил, а также кладоискательст-во и 5) утайка случайно найденных древностей. При этом министр внутренних дел полагает, что вывоз за границу древностей без надлежащего на то разрешения надлежало бы карать возможно более строгим образом.
Вырабатывая на изложенных началах проект особого Положения об охране древностей, министр внутренних дел полагает целесообразным ввести в него, в виде приложения к одной из его статей, положение о губернских ученых архивных комиссиях. Издание этого положения в законодательном порядке является тем более необходимым, что область деятельности названных комиссий была до сих пор намечена лишь частично, и вместе с тем, как показывает опыт, без достаточного соответствия с действительной потребностью, вследствие чего деятельность комиссий, их права и полномочия представляются в настоящее время весьма неопределенными.
В основу проекта положения министр внутренних дел счел возможным положить те пожелания, которые в порядке ходатайства исходили от ряда различных ныне существующих комиссий. Определив, что губернские ученые архивные комиссии состоят в ведомстве Министерства внутренних дел и учреждаются по представлению местного губернатора с разрешения министра внутренних дел, проект положения о комиссиях переходит к установлению предметов ведения комиссии. На комиссии проект возлагает: 1) разбор предназначенных к уничтожению дел и документов в губернских и уездных архивах правительственных, сословных и общественных учреждений всех ведомств и выделение из них дел и бумаг, которые по представляемому ими интересу в научном отношении подлежат передаче для хранения в исторические архивы, а равно и разбор архивов упраздненных учреждений. При этом все дела, принадлежащие к перечисленным архивам, должны быть уничтожаемы не ранее, чем по получении на то разрешения подлежащей архивной
324
комиссии; образование исторических архивов; 3) составление документам и делам сих архивов надлежащих описей и указателей; 4) расположение документов и дел в таком порядке, чтобы они были доступны для ученых занятий и справок, и 5) образование местных историко-архео-логических музеев и библиотек.
По вопросу о средствах, необходимых для проведения в жизнь законопроекта об охране памятников древности, министр внутренних дел полагает необходимым отпускать в распоряжение Комитета по охране древностей, в первые три года по утверждении настоящего узаконения, суммы на выдачу пособий местным учреждениям, принявшим на себя охрану древностей, по среднему расчету из пятисот рублей в год на каждое из означенных учреждений.
Засим министр предполагает отпускать в распоряжение Комитета, точно также в первые три года по утверждении настоящего закона, на ремонт и реставрацию памятников древности — по пятнадцати тысяч
^рублей в год; на приобретение древностей от частных владельцев — по десяти тысяч рублей в год; на делопроизводство Комитета — по десяти тысяч рублей в год; на выдачу вознаграждений членам Комитета и на
•разъезды их по десяти тысяч рублей год, а всего 45 000 рублей. При |^этом, однако, министр внутренних дел считает долгом заметить, что предполагаемые к отпуску суммы исчислены лишь предположительно, и что первые годы существования Комитета дадут возможность более точным образом определить потребные для его деятельности расходы. Засим, по истечении первых трех лет деятельности Комитета, необходимый расход мог бы быть, в соответствии с указаниями опыта, определен уже в сметном порядке.
Комиссия для рассмотрения законопроекта об охране древностей, приступив к обсуждению внесенного министром внутренних дел законопроекта, признала, прежде всего, настоятельно необходимым прочную постановку дела государственной охраны древних памятников в
|России. Действующие в настоящее время по сему предмету постановле-•гая закона и распоряжения административной власти не достигают це-1и; сплошь и рядом старейшие и интереснейшие памятники нашего
^зодчества, как, например, Успенский собор и храм Василия Блаженного в Москве, при отсутствии надлежащего надзора и своевременного и умелого ремонта, приходят в такое состояние, угрожающее даже их безопасности, что для реставрации их требуются огромные суммы; древ-1ие церкви и часовни подвергаются перестройкам в чисто практических целях их расширения, не только без соблюдения всех особенностей кудожественного стиля и эпохи, но нередко даже и в разрез с ними; старинная церковная живопись замазывается и заменяется «свежими» но-' вьщи произведениями; ценнейшие собрания или раздробляются, или Уходят за границу. Необходимость принятия самых серьезных и неот-
325
ложных мер к ограждению от разрушения, порчи и уничтожения наших разнообразнейших древних памятников очевидна.
Признавая внесенный министром внутренних дел законопроект о мерах к охранению памятников древности в известных частях приемлемым и целесообразным, Комиссия нашла, однако, необходимым внести в него некоторые существенные изменения. В целях наиболее правильного и всестороннего освещения вопроса об организации дела охраны наших древних памятников были собраны по означенному предмету мнения и заключения авторитетных учреждений и лиц, которые и были приняты Комиссией во внимание при обсуждении ею проекта министра внутренних дел.
По вопросу охраны древних церквей и часовен Комиссия не сочла возможным согласиться с предложениями правительственного проекта, согласно коему на церкви, часовни и вообще священные предметы церковной старины, поскольку таковые представляют собою предметы религиозного почитания и служат для удовлетворения религиозных потребностей или состоят в обиходе церковного богослужения, и непосредственная охрана коих лежит на обязанности православной церкви, действие проектируемого законоположения распространяется в особом порядке, а именно: регистрация их происходит по сношении с местным епархиальным начальством, причем все разномыслия, предварительно разрешения дела Комитетом, вносятся на уважение святейшего Синода, определение коего приводится в исполнение обер-прокурором святейшего Синода, по соглашению с министром внутренних дел. То же правило соблюдается и в тех случаях, когда святейший Синод по собственному почину определит о своем несогласии на внесение данного предмета в регистрационные списки.
Стремясь к определению, по возможности, наиболее общим способом порядка охраны памятников, Комиссия нашла возможным подчинить единому общему порядку охранения все памятники древности, за исключением составляющих частную собственность, а также за исключением священных предметов церковной старины, поскольку таковые представляют собою предметы религиозного почитания и служат для удовлетворения религиозных потребностей или состоят в обиходе церковного богослужения, и непосредственная охрана коих лежит на обязанности православной церкви. Только предметы последней категории, в виду особых их свойств, должны подлежать особому порядку охраны, по соглашению с епархиальным начальством. Что касается церквей и часовен, то нет никакого основания выделять их из общего правила, и регистрация их должна производиться на общем основании.
Независимо от сего, Комиссия считала необходимым установить в законе такой же особый порядок для регистрации священных предметов церковной старины инославных и иноверных исповеданий и вероуче-
326
т
ний и старообрядческих, определив, что предметы указанной категории подлежат регистрации по соглашению с местным подлежащим духовным начальством. Такого рода постановление представляется по существу вполне правильным и логичным последствием однородного правила о регистрации священных предметов исповедания православного.
Что касается древних памятников, составляющих частную собственность, то законопроект министра внутренних дел, предоставляя правительству право преимущественной покупки у частных лиц и учреждений древностей, с привлечением этих лиц, в случае неисполнения сего требования, к уголовной ответственности, является, по мнению комиссии, весьма ощутительным стеснением права частной собственности и нарушением частных интересов и очень спорным с принципиальной точки зрения, практически же, как показывает опыт применения иностранных законодательств, например, итальянского, не приводит к желательным результатам. Действительно, за невозможностью установить на пограничных пунктах надзор за вывозом за границу коллекций и предметов древности, все меры такого рода могут свестись лишь к наблюдению за коллекционерами и, вообще, за покупкою и продаже древностей. А при таких условиях скорее всего могут пострадать случайные любители и некрупные продавцы, а скупщики, комиссионеры и, вообще, более значительные продавцы несомненно найдут способы и средства обойти столь несовершенные меры охраны и вывезти за границу ценные собрания. Таким образом, проектируемая правительственным проектом мера, стесняя право частной собственности, едва ли может достичь намеченной цели, напротив, она может даже послужить препятствием к собиранию и составлению частных художественных коллекций и предметов из страха ответственности за продажу их частному лицу или по каким- либо другим обстоятельствам. Полагая необходимым принять какие-либо меры для охраны древностей и защиты их от вывоза из России, однако, без нарушения чьих- либо прав, Комиссия постановила, взамен проектированной меры правительственного проекта, установить правило, в силу которого на Центральный комитет возлагалась бы обязанность приобретения от частных лиц предметов и коллекций древностей, рассмотрения каждого предложения частного лица или учреждения о покупке таковых предметов или коллекций и предотвращения вывоза их за границу. В силу означенного постановления все составляющие частную собственность древности изъемлются из действия настоящего законопроекта, а вывоз предметов древности за границу не карается законом и почитается свободным от всяких запретов.
Проектируемый правительственным проектом состав Комитета по охране древностей не соответствует, по мнению Комиссии, возлагаемым на него задачам и не может почитаться удовлетворительным. Имея в виду, что на это учреждение будут возложены обязанности по охране,
327
ремонту и реставрации разнообразнейших памятников искусства и древности в различных местностях империи, необходимо придать Комитету характер немногочисленной коллегии, состоящей из представителей науки и искусства, а не представителей ведомственных, интересов.
Между тем, преобладание в составе комитета, согласно правительственного проекта, представителей различных ведомств сделало бы это учреждение совершенно нежизненным, бюрократическим междуведомственным совещанием, некомпетентным во многих вопросах, представляемых на его обсуждение; кроме того. Комитет, в составе почти 30 лиц, По проекту министра внутренних дел, был бы слишком многолюдным и громоздким учреждением. Ввиду изложенного, ядро Комитета должно состоять, по мнению Комиссии, из специалистов всех, по возможности, отраслей, охватывающих области истории, науки и искусства, а именно, специалистов археологии первобытной и классической, исторической, церковной, восточной, по иконописи, по археографии, по архитектуре, по ваянию и по живописи, по одному от каждой отрасли. Определение указанных лиц в состав Комитета на трехлетний срок должно производиться подлежащими установлениями, наиболее компетентными в данной области, а именно: специалист по археологии первобытной и классической командируется императорской Археологической комиссией, по археологии исторической — императорской Академией наук, по археологии церковной — ведомством православного исповедания, по археологии восточной — восточным факультетом С.- Петербургского университета, по иконописи — высочайше учрежденным Комитетом попечительства о русской иконописи, по археографии — императорской Археографической комиссией, по архитектуре, живописи и ваянию — императорской Академией художеств. Помимо 9 означенных лиц, Комитет должен состоять из председателя, назначаемого высочайшею властью, представителя Министерства внутренних дел, как представителя правительства в Комитете, и представителя Министерства юстиции, как юрисконсульта. Такой состав Комитета из 12 постоянных членов представляется Комиссии наиболее целесообразным и практически способным к исполнению возлагаемых на него обязанностей. Представители заинтересованных ведомств участвуют в заседаниях Комитета лишь по вопросам, к предмету их ведомства относящимся, равно как и представители местных организаций по охране древностей; что же касается представителей министерства финансов и Государственного контроля, то участие их в Комитете по всем делам, связанным с отпуском денежных средств, почитается обязательным и заменяет собою сношения Комитета с подлежащими ведомствами. Участие в Комитете выборных представителей всероссийского и областного археологических съездов Комиссия сочла излишним, так как опыт свидетельствует, что подобного рода избрания нередко бывают случайными. Точно также Комиссия не полагала целе-
328
сообразным включать в состав Комитета еще особых лиц, известных своими трудами по истории, археологии или искусству, по назначению министра внутренних дел, и двух членов из состава Комиссии для описания Синодального архива и Техническо-строительного комитета Хозяйственного управления при святейшем Синоде, преследуя цель сокра-
|щения численного состава Комитета.
Что касается местных учреждений по охране древностей, то поста-
|новления по сему предмету правительственного проекта, в общем, бы-1И приняты Комиссией. При этом, однако, Комиссия полагала необхо-
Рдимым оговорить, что местным учреждениям по охране древностей должна быть предоставлена необходимая свобода деятельности, и организация их должна отличаться надлежащею гибкостью.
Наконец, по вопросу об археологических раскопках, право на производство коих на всех землях, за исключением составляющих частную собственность, предоставлено, согласно ныне действующим узаконениям, исключительно императорской Археологической комиссии, Комиссия не нашла возможным согласиться с предположениями правительственного проекта, который, подтверждая вышеуказанное право Археологической комиссии, полагал распространить его и на земли, составляющие частную собственность. Считая правильным, как уже было указано выше, изъять принадлежащие частным лицам древние памятники из под действия настоящего закона с одной стороны, а с другой — преследуя главную цель создания нового закона об охране древних памятников и полагая настоятельно необходимым и существенным организовать надлежащим образом именно дело охраны памятников, Комиссия сочла более правильным не касаться в данном законопроекте некоторых побочных вопросов, связанных с охраной древностей, в том числе и вопроса о раскопках. Точно также Комиссия постановила не касаться реорганизации губернских ученых архивных комиссий, как вопроса, не относящегося непосредственно к основному предмету настоящего закона и который, по ее мнению, не требует беззамедлительного разрешения и мог бы быть отложен до внесения ведомством на сей предмет особого законодательного предположения.
Сборник материалов, относящихся до архивной части в России. Т. I. Пг, 1916. С. 605-618.
№ 182. 1912 г.