Суд о крестьянех а в ней 34 статьи

1.Которые государевы дворцовых сел и черных волостей кре­стьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми бояр­скими, и за иноземцы, и из всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и ыные приказы после московского пожару прошлого 134-го году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в го­сударевы дворцовые села и в черные волости, на старые же же­ребьи по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

134 год – 1626 год.

Дворцовые села – поселения, принадлежащие лично государю.

Черные волости – земли, не принадлежащие непосредственно какому-нибудь конкретному владельцу, а государству.

Бобыли – обедневшие крестьяне, у которых обычно отсутствовали средства производства и они жили у какого-нибудь феодала. Они были свободны от государственного тягла и работали на господина. Бобыли, живущие на «черных» землях зависили не от господина, а от крестьянской общины. В 1620-1632 гг. указами бобыли привлекаются к несению тягла, хотя, и в меньшей степени, чем крестьяне. Происходит сближение правового положения бобылей и крестьян, указом 1631 г. они привлекаются к тяглу в половинчатом размере в отличие от крестьян, а указом 1679 г. – наравне с крестьянами, тем самым бобыли окончательно были  уравнены с крестьянами.

Комнатные люди – придворные, которые прислуживали в комнатах (покоях) государя.

Дети боярские – служилые люди, дворяне (в прошлом термин означал вассалов бояр).

Жеребья – части (жребий – условный знак, применявшийся при разделе земли).

Писцовые книги – акты переписи крестьянских дворов 1626 (7134) года.

Животы – (здесь) имущество.

Урочные лета – давность (срок) сыска беглых крестьян. Были введены указом 1597 г. и устанавливали этот срок в пять лет. В 1607 году Василий Шуйский издал указ об удлинении срока поиска беглых крестьян до пятьнадцати лет, но после его низвержения вернулись к пятилетнему сроку.

2.Такъже будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в госуда­ревых в дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушка­рях, или в ыных в каких нибудь в служилых людех в Замосков-ных и в Украинных городех, или за патриархом, или за митро­политы, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московкими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и дет­ый боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и поме­щики, и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по новым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ от­дали после московского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети, по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.

Книги отдельные – книги для записи актов на выданные земли в соответствии с царским пожалованием, судебным решением или соглашением сторон.

Книги отказные – книги для записи актов на передачу земли другому владельцу.

3.А  кому доведутся беглыя крестьяне и бобыли по суду и по сыску отдать, и тех крестьян отдавати з женами и з детми и со всеми их животы, и с хлебом стоячим и с молоченым. А владенья за тех крестьян на прошлыя годы до сего нынешняго уложе­ния не указывати. И которые крестьяне будучи в бегах дочери свои девки, или сестры, или племянницы выдали замуж за крестьян тех вотчинников и помещиков, за кем они жили, или на сторону в ыное село или в деревню, и того в вину не ставити и по тем девкам мужей их прежним вотчинником и помещиком не отдавать, потому что о том по нынешней государев указ государевы заповеди не было, что ни кому за себя крестьян не приимати, а указаны были беглым крестьяном урочныя годы, да и потому, что после писцов во многие годы вотчины и поместья за многими вотчинники и помещики переменилися.

С хлебом стоячим – с неуранным еще урожаем.

4.А кому беглые крестьяне и бобыли будут отданы, и у тех людей, в тех их крестьянех и в бобылях и в их животах государе­вых дворцовых сел и черных волостей приказным людем и вот­чинником и помещиком имати отписи за их руками впередь для спору. А отписи велети писать на Москве и в городех площад­ным подьячим, а в селех и в деревнях, где площадных подьячих не будет, велеть такие отписи писати иных сел земским или цер­ковным дьячком, и давати такие отписи за своими руками. А ко­торые люди грамоте не умеют, и тем велеть к тем отписям в свое место руки прикладывать отцем своим духовным, или кому они верят, сторонним людем, а своим попом и дьячком и людем ни­кому таких отписей писать не велеть, для того чтоб в таких отписях ни у кого, ни с кем впередь спору не было.

Земский дьячок – писец и делопроизводитель в земской избе.

Церковный дьячок – низший церковный служитель.

5.А у которых вотчинников и помещиков в писцовых книгах написаны крестьянские и бобыльские пустые дворы, или места дворовые, а про крестьян и бобылей тех дворов в писцовых кни­гах написано, что те крестьяне и бобыли бежали из-за них в про­шлых годех до тех писцовых книг, а челобитья их по се время о тех крестьянех ни на кого не бывало, и по тем пустым дворам и по дворовым пустым местам в тех крестьянех и бобылях суда не давать для того, что они во многие годы о тех своих крестьянех ни на кого государю не бивали челом.

6.А из-за кого беглые крестьяне и бобыли по суду, и по сы­ску и по писцовым книгам будут отданы исцом, или бес суда кто отдаст по уложенью, и тех крестьян по челобитью тех людей, за кем они в бегах жили, записывать в Поместном приказе за теми людми, кому они будут отданы. И из-за кого они будут взяты, и с тех помещиков и с вотчинников государевых поборов никаких по переписным книгам за них не имать, а имать государевы вся­кие поборы с тех вотчинников и помещиков, за кем они по отда­че учнут жить во крестьянех.

Переписные книги – сводные документы подворных переписей мужского населения «тяглых» (податных) дворов с указанием возраста и родственных отношений. В отличие от писцовых книг предыдущих переписей новые книги получили название «переписных». В переписных книгах характеризовались многие стороны хозяйственной жизни городского и сельского населения, указывались мощность хозяйства, облажения в пользу государства, феодалов, перечислялось тяглое население. В отличие от писцовых, в этих книгах, как правило, не сообщались размеры пашни и сенокосов, огородов, промышленных заведений. По этому новому типу и была произведена подворная перепись 1646-1648 гг., которая и имеется здесь в виду. Переписные книги были направлены главным образом на определение земельного фонда хозяйства, взымание налогов с дворов, а не с сохи (хотя последнее полностью было реализовано только после второй подворной переписи 1676-1678 гг.). Кроме того, они явлись юридическим документом во всех случаях, когда приходилось доказывать право собственности на описанную в них землю или записанных в них крестьян.

7.А у которых вотчинников по суду и по сыску и по писцо­вым книгам крестьяне взяты будут и отданы исцом ис купленых их вотчин, а купили они те вотчины у вотчинников с теми крестьяны после писцов, и в купчих те крестьяне утних напысаны, и тем вотчинником, вместо тех от даточных крестьян, взяти на про­давцах таких же крестьян со всеми животы и с хлебом стоячим и с молоченым, из ыных их вотчин.

8.А у которых вотчинников и помещиков в прошлых годех о беглых крестьянех и о бобылях суд был, и с суда кому в таких беглых крестьянех, до сего государева указу, отказано прежним указом блаженныя памяти великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указными леты, и веле­но тем беглым крестьяном и бобылям жить за теми людьми, за которыми они указные лета зажили, или у которых помещиков и у вотчинников о беглых же крестьянех и бобылях в прошлых годех до сего государева указу была полюбовная зделка, и по полюбовной зделке кто кому своих крестьян поступился, и записьми укрепилися, или челобитные мировые подали, и тем всем делам быть по тому, как те дела вершены до сего государе­ва указу, а вновь тех дел не всчинать и не переговаривать.

Указные лета – срок сыска беглых крестьян указом Михаила Федоровича от 23 июля 1641 г. был установлен в десять лет, а насильственно увезенных – пятнадцать лет. Таким образом, указные лета это частный случай урочных лет.

Переговаривать – пересматривать.

9.А которые крестьяне и бобыли за кем написаны в переписных книгах прошлых 154-го и 155-го годов, и после тех переписных книг из-за тех людей, за кем они в переписных книгах написаны, збежали, или впредь учнут бегати и тех беглых крестьян и бобылей, и их братью, и детей, и племянников, и внучат з женами и з детьми и со всеми животы, и с хлебом стоячим и с молоченым отдавать из бегов тем людем, из-за кого они выбежат по переписным книгам, без урочных лет, а впредь отнюд
никому чюжих крестьян не приимать, и за собою не держать.

Переписные книги прошлых 154-го и 155-го годов – переписные книги 1646 и 1647 гг. (7154-7155 гг.).

10.А будет кто с сего государева уложенья учнет беглых крестьян, и бобылей, и их детей и братью и племянников прии­мать и за собою держать, а вотчинники и помещики тех своих беглых крестьян за ним сыщут, и им тех их беглых крестьян и бобылей, по суду и по сыску, и по переписным книгам отдавать з женами и з детьми, и со всеми их животы и с хлебом стоячим и с молоченым и з земляным без урочных же лет. А сколько они за кем с сего государева уложенья в бегах поживут, и на тех, за кем учнут жити, за государевы подати и за помещиковы доходы взяти за всякого крестьянина по десяти рублев за год, и отдавати исцом, чьи те крестьяне и бобыли.

Хлеб земляной – посевы.

11.А будет кто на кого учнет государю бити челом о беглых же крестьянех и бобылях, а в писцовых книгах тех крестьян и отцов их за исцом и за ответчиком ненаписано, а написаны те крестьяне за исцом или за ответчиком в переписных книгах про­шлых 154-го и 155-го годов, и тех крестьян и бобылей отдавати по переписным книгам тому, за кем они в переписных книгах на­писаны.

12.А будет у кого с сего же государева указу из вотчины или ис поместья збежит крестьянская дочь девка, и збежав выйдет замуж за чьего кабалнаго человека, или за крестьянина, или кто у кого с сего государева указу крестьянскую дочь девку подгово­рит, и подговоря выдаст за своего кабального человека, или за крестьянина или за бобыля, и тот, из за кого она збежит, учнет об ней бити челом государю, и по суду и по сыску сыщется про то допряма, что та девка збежала, или подговорена, и ее тому, из-за кого она выбежит, отдати и с мужем ея и з детьми, кото­рых она детей с тем мужем приживет, а животов мужа ее с нею не отдавати.

Кабальный человек – первоначально это были вольные люди, обязанные за проценты по взятому долгу работать на заимодавца. В конце XVI в. почти приравниваются к холопам, но в отличие от них, кабальные работали на господина лишь до его смерти и не переходили к его наследникам. Хозяин кабального человека не имел право распроряжаться им как вещью (не мог продавать, закладывать и т.п.).

13.А будет та беглая девка выйдет замужь за чьего человека, или за крестьянина за вдовца, а до нея у того мужа ея будут де­ти с первою его женою, и тех мужа ея первых детей исцу не от­давати, а быти им у того, у кого они в холопстве или во кресть­янстве родилися.

Человек – (здесь) холоп.

14.А будет истец учнет с тою беглою девкою искати сносу, и ему в том дати суд, и с суда учинити указ, до чего доведется.

Снос – (здесь) похищение, увоз с собой вещей, принадлежащих господину.

15.А будет из за кого збежит крестьянка вдова, а муж ея за тем, из за кого она выбежит, написан в писцовых или в отделных книгах и в выписях, или в ыных в каких крепостях во крестьянех или в бобылях, а збежав та крестьянка выдет замуж за чьего кабалного человека, или за крестьянина, и ту крестьянку вдову тому помещику, за кем первой ея муж в писцовых или в переписных книгах, или в выписях и в ыных крепостях написан, отдати с мужем.

16.А будет первой муж тоя вдовы за тем, из за кого она вы­бежит, в писцовых и в переписных книгах и в ыных каких крепо­стях не написан, и той вдове жити за тем, за чьего она человека или за крестьянина замуж выдет.

17.А будет из за кого выбежит крестьянин или бобыль, и в бегах дочь свою девку или вдову выдаст замужь за чьего ка­бального человека или за крестьянина или за бобыля того, к ко­му он прибежит, а после того тот беглой крестьянин по суду до­ведется отдать з женою и з детьми тому, из за кого он выбежит, и с тем беглым крестьянином или и з бобылем прежнему его помещику отдать и зятя его, за кого он в бегах дочь свою выдаст. А будет у того зятя его будут дети с первою его женою, и тех его первых детей челобитчику не отдавати.

18.А будет такой беглой крестьянин или бобыль в бегах дочь свою выдаст замужь за чьего кабального или старинного челове­ка, или за крестьянина, или за бобыля иного помещика или вот­чинника, и ту крестьянскую дочь, которая в бегах будет замужь выдана, отдати исцу с мужем же ея.

Старинный человек – потомственный холоп.

20.А будет к кому в вотчину и в поместье придут какия лю­ди, и скажутся, что они вольныя, и похотят те люди за ними жи­ти во крестьянех или в бобылях, и тем людем, к кому они при­дут, роспрашивати их, какие они вольные люди, и где их роди­на, и за кем жили, и откуды пришли, и не беглые ли чьи люди и крестьяне и бобыли, и есть ли у них отпускныя. Да которые от­пускных у себя не скажут, и помещиком и вотчинником про та­ких людей проведывати подлинно, прямо ли они вольные люди, и проведав подлинно, приводит их того же году к описке к Москве в Поместной приказ, а казанцом и казанских пригоро­дов в Казань, а новгородцем и новгородцких пригородов в Новъгород, а псковичам и псковских пригородов во Псков. А в Поместном приказе и в городех воеводам таких вольных людей по тому же роспрашивати, и речи их записывати подлинно. Да будет те люди, которых приведут к записке доведутся по их роспросным речам отдати во крестианство тем людем, кто их к за­писке приведет, и тем людем, кому они отданы будут во кристианство, вслети тех людей к роспросным речам во взятье руки прикладывати.

21.А будет кто вотчинник или помещик прихожево человека приведет к записке, не проведав подлинно, а за таких людей уч­нут иматися во крестианстве, и тех людей во крестиане исцом от­давать по суду и по сыску и по переписным книгам з женами, и з детьми, и з животы. Да на тех же людех, кто не проведав под­линно примет чюжаго крестьянина, или бобыля, имати на те го­ды, сколько за кем жил, за государевы подати и за вотчинниковы и помещики доходы по десяти рублев на год, для того, не проведав подлинно, не приимай чюжаго.

22.А которые крестианские дети от отцов своих и от матерей учнут отпиратися, и тех пытати.

23.А которые всяких чинов люди, хотя беглых чюжих кресть­ян и бобылей за собою укрепить, возмут на них кабалы или за­писи во многой съсуде, и кому те беглые крестьяне и бобыли по суду и по сыску будут отданы, и они на тех людей по тем ссуд­ным записям и кабалам в той ссуде учнут бити челом, и тем людем, у кого такия ссудныя и кабалы и записи будут, отказывати, и по тем ссудным кабалам и по всяким крепостям им суда не давати и тем кабалам и ссудным записям не верити, а имати те за­писи и кабалы у них в Приказ, и записывати в книги, а тех бе­глых крестьян и бобылей отдавати старым вотчинником и поме­щиком со всею съсудою. А тем людем, у кого те беглые крестья­не или бобыли будут взяты, в той съсуде отказывати, не прии­май чюжих крестьян и бобылей, и не давай им съсуды.

24.А у которых вотчинников и помещиков крестьян их бра­тья, и дети, и племянники написаны в переписных книгах во дворех со отцы своими и с племянем вместе, а после переписки отделилися и учали жити себе дворами, и тех дворов в утайку не ставити, и лишними дворами не называти, и в Поместном прика­зе их не записывати, потому, что они в переписных книгах напи­саны со отцы своими и с племянем вместе. И въпредь, сентября с 1-го числа нынешняго 157 году, о утаеных дворех никому госу­дарю не бити челом, и в Поместном приказе о том ни у кого челобитен не приимати для того, что в прошлом во 154-м и во 155-м годех по государеву указу за всякими вотчинники и за по­мещики крестьян и бобылей переписывали стольники и дворяне московские за крестным целованием, а которые писали не по правде, и в те места посыланы переписывати вдругоряд, а за не­правое писмо перепищиком учинено жестокое наказание.

157 год – 1649 год.

154 и 155 года – 1646 и 1647 года.

25.А которые всяких чинов люди учнут на ком искати беглых своих крестьян и их крестьянских животов, а напишет в ыску тех крестьянских животов рублев на пятьдесят и болши, или кто на ком учнет беглых своих крестьян искати а в ысковой челобитной животов крестьянских имянно, сколко каких животов, и цены им не напишет, а ответчик тех крестьян за собою не скажет, и доведется до веры, и за тех крестьян, против исковой челобит­ной, за всякую голову класти по четыре рубли, а за глухие жи­воты по пяти рублев, а в больших животах вершити по суду.

Глухие животы – имущество беглого крестьянина, стоимость которого неизвестна его господину.

27.А кто на суде в чьем крестьянине запретца и отцелуетца, а после тот крестьянин, в котором он отцелуетца, объявитца у не­го, и того крестьянина взяв у него, отдать исцу со всеми животы против исковой челобитной, а ему за вину, что он крест поцелу­ет не на правде, учинить жестокое наказанье, бить его кнутом по торгом по три дни, что бы про то было ведомо многим людем, за что ему такое наказанье указано учинить, и бив его по торгом кнутом по три дни, посадить его в тюрму на год, и впредь ему ни в чем не верить, и ни в каких делех ни на кого суда не давать.

Отцелуется – принесет присягу в форме целования креста.

28.А в которых крестьянех ответчики на суде не запрутца и доведутца те крестьяне по суду взяв у ответчика отдать исцу, и тех крестьян отдавати исцом во крестьянство з женами и з деть­ми, которых детей тех беглых крестьян хотя и в писцовых кни­гах не написано, а живут они со отцом своим и с матерью вместе, а не в разделе.

29.А которые ответчики учнут на суде в беглых крестьянех и в их крестьянских животах запиратца, а после того у веры у крестнаго целованья тех крестьян они у себя скажут и учнут исцом отдавать, а в животах их учнут попрежнему запиратца, и на них те крестьянские животы велеть доправить, и отдать исцом без крестного целованья, потому что они на суде во всем запиралися, в людех и в животах, а после того крестьян отдают, а живота­ми их сами хотят корыстны быть.

30.А за которыми помещики и вотчинники крестьяне и бобы­ли в писцовых, или во отдельных или во отказных книгах, и в выписях написаны на поместных их и на вотчинных землях по­рознь, и тем помещикам и вотчинником крестьян своих с поме­стных своих земель на вотчинныя свои земли не сводити, и тем своих поместей не пустошити.

31.А будет которыя помещики и вотчинники крестьян своих учнут с поместных своих земель сводити на вотчинныя свои зем­ли, а после того поместья их даны будут кому иным помещиком, и те новые помещики учнут государю бити челом о тех крестья­нех, которыя с поместных земель сцедены на вот инныя земли, что бы тех крестьян с вотчинных земель отдати на поместныя земли, с которых они сведены, и тем новым помещиком тех крестьян с вотчинных земель на поместныя земли отдавати со всеми их крестьянскими животы, и с хлебом стоячим и с моло­ченым.

32.А будет чьи крестьяне и бобыли учнут у кого наймоватися в работу и тем крестьяном и бобылем у всяких чинов людей най­моватися в работу по записям, и без записей, поволно. А тем людем, у кого они в работу наймутся, жилых и ссудных записей и служилых кабал на них не имати и ничим их себе не крепити, и как от них те наймиты отработаются, и им отпущати их от себя безо всякого задержания.

Жилая запись – запись о срочном холопстве, возникающим в силу долга с отработкой процентов или найма, или работы за прокорм.

33.А от которых всяких чинов от помещиков и от вотчинни­ков и с порубежных городов бегают за рубеж люди их и кре­стьяне, а быв за рубежем, пришед из-за рубежа, у старых своих помещиков и вотчинников жити не похотят, учнут просити воли, и тех беглых людей и крестьян роспрашивая отдавати старым их помещиком и вотчинником, из за кого они бегали, а воли им не давати.

34.А от которых вотчинников и помещиков, которыя испомещены в порубежных городех люди их и крестьяне бегают зарубежь в немецкую и в литовскую сторону, и за рубежем женятся на беглых же жонках и на девках разных помещиков, и женяся выходят из за рубежа к старым своим помещиком и вотчинни­ком, и как они выдут, и те их старыя помещики учнут государю бити челом один о девке или о жонке, что шла его крестьянка за того беглого крестьянина, а ответчик его учнет говорить, что крестьянин его на той беглой девке или на жонке женился за ру­бежем в бегах, и им по суду и по сыску в тех их беглых людех и во крестьянех дати жеребей, да кому жеребей выметца, и тому за девку, или за жонку, или за мужика дати выводу пять ру­блев, для того, что они оба были в бегах за рубежем.

Вывод – вознаграждение деньгами.


Глава XII.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: