О салфе кондукте или о свободном отпуске

1.Салф кондукт есть явная грамота, которая от вышняго началства земли преступления ради ушедшему (когда оного поймать не мочно) дается. В той же грамоте определяется ему несколко времяни, в которое он принужден быть в суде, и оправдание в деле своем проносить, буде он себя почает невинна, и мнит себе вывести из невинности. А между тем времянем может он в суде явитца и от суда отлучится свободно, и всякую при том иметь волность.

Салф кондукт – (от сильно искаженного латинского термина salvus conductus (обнадеживание обвиняемого))  особый вид охранной грамоты на определенный срок, на основании которой обвиняемый, скрвывшийся от преследования, может свободно являться в суд и свободно отлучаться от него.

От вышняго началства земли – от высшего начальства земли. В российских условиях XVIII в. не имеет смысла, поскольку земель как территориальной единицы в России не существовало, в отличие от Германии. Возможно речь идет о царе или Сенате.

2.Ежели беглый преступитель такой грамоты пожелает, то оную никакой высокой суд, ниже губернатор не имеет власти ему прежде дать, пока не получит от вышняго началства той земли соизволения.

3.Однако ж находится такое обыкновение, что фелть мар­шалы или генералы, (когда одни особливо отправленное вой­ско, яко главнейшие командуют) такие безопасные грамоты без полученного соизволения от государей своих дают токмо сих ради причин, чтоб беглый для долгого замедления к неприятелю не ушел, от чего злыя следования почасту проис­ходят.

4.Между тем таковые безопасные грамоты даются тогда, когда преступитель в таком месте обретается, откуда может всегда свободно уйтить.

5.В таковой грамоте надлежит всеконечно упомянуть, кой ради причины беглому дана оная грамота, и обещав безопасность не нарушимо содержать так, что ежели кто над беглым действительно что учинит, оный может живота cвоего лишен быть.

Живот – (здесь) жизнь.

6.Напротив же надлежит беглому равным образом содержать себя, однако ж хотя он между тем времянем какое другое преступление учинит, на которое ему грамоты безопасной не дано, и тогда не может он ради онаго действия в тем посажен быть. Также беглому с заряженым ружьем или проселошными дорогами ехать не мочно, толко знатным офицерам позволяется прибочное ружье или не заряженыя пистоли при седле иметь.

Глава третия

О челобитчике

1.Челобитчик есть оный, который другого некоторой причины в суд позывает и от судьи правомерного приговору и вспоможения в правом своем деле требует.

Челобитчик – (здесь) – истец и частный обвинитель.

Приговор – (здесь) постановление по уголовному делу и решение по гражданскому делу.

2.Кто на кого бить челом хочет, тому надлежит противника своего во оный суд требовать, где он судим есть, ибо ежели он его в такой суд позовет, который ему никакого не может учинить принуждения, тогда позыв его без жаднаго есть действа.

3.Ежели челобитчик и ответчик явятся в суд и судье довольны, тогда надлежит челобитчику в присудствии ответчика жалобу свою кратко и явно приносить, и от чего ж приходит, объявить, потом о справедливом просить решении.

Глава четвертая

О ответчике

1.Ответчик есть оный, который какой ради нибудь причины от другого в суд позван будет, и на него правом вспоможение от судьи решение требуется.

2.Сему надлежит, когда он суде жалобу челобитчика услышит, того ж часу явственно ответствовать; при сем примечания достойно есть, что ежели дело пространно есть, вышепомянутые оба пожелают жалобы и ответ писмянно подавать, в которых кроме сущаго их дела ничего иного содержано не будет, то оным позволяется и в кригсрехтах. позволено челобитчику писменно жалобу приносить, и чику во определенной ему краткой термин на оную ответствовать. Потом челобитчик паки может во определенное ж противный учинить ответ, а ответчик равным же образом ответствовать. А более сего обеим им не позволяется.

Глава пятая

О адвокатах и полномочных

1.Хотя в средине процесу челобитчик или ответчик может или протчие важные причины к тому прилучатся так, что им самим своею особою в кригсрехте явитца невозможно, то позволяетца оным для выводу своего дела употреблять ад­вокатов и оных вместо себя в суд посылать. И правда, надлежало б в кригсрехтах все дела как наикратчайше, отложа вся­кую пространность, представлять. Однако ж, когда адвокаты у сих дел употребляются, оные своими непотребными про­странными приводами судью более утруждают, и оное дело толь паче к вящшему пространству, нежели к скорому приво­дят окончанию. Токмо при розыскных делах, которые случаются в кригсрехте, оных вместо себя адвокатов употреблять не позволяют, но принужден ответчик сам своею особою от­ветствовать.

Глава шестая

О ответе

1.Чрез принесенное челобитье челобитчика и ответствование ответчика утверждается поданный ответ.

2.Ответ на три образа утверждается. (1) Когда ответчик в жалобе весма повинитца или (2) во оной весма запретца, или (3) оную признавает, токмо притом такие обстоятелства пред­ставляет, по которым дело против челобитчикова доношения не сходно. А ежели он признает дело равно, как на него есть принесена жалоба, то против оного приговор учинен бывает. Буде же он предложит иные обстоятелства, тогда надлежит розыскивать доказанием, о чем во 2 части пространнее помя­нуто.

3.Когда таким образом учиненный ответ утвержден, тогда жалоба и ответ в твердом же поставляется состоянии, и не может никто из них более пункты или новые какие приводы предложить. А хотя б оные и сие учинили, то однако ж над­лежит судье, (ежели он не похощет своего процесу и приго­вору опорочить) оного не принимать, но жалобу токмо и от­вет, приняв, розыскать, и на оное учинить приговор.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕСУ

Глава первая

О доказании

1.Вторая часть судебного процесу начинается от доказов, чрез которые челобитчик и ответчик доношения своя так уве­ряют, что правда из оных познавается.

Чрез которые … уверяют – посредством которых подтверждают.

2.Паче всего надлежит челобитчику жалобы свои исправно доказать, ибо ежели челобитчик оного, о чем он жалобу при­носит, доказать не может, то может потом ответчик от суда освобожден быть. Буде ж оное дело тяжкого есть обвинения, и челобитчик оное доказать не мог, тогда надлежит ево против уложения наказать.

3.Напротив же, должен ответчик невинность свою основа­тельным доказанием, когда потребно будет, оправдать, и учи­ненное на него доношение правдою опровергнуть.

4.Ежели челобитчик оного доказу на свое челобитье не имеет, и того ради похощет правду свою утвердить присягою, то сие принято быть не может, понеже в таком случае ответчиково отрицание таково ж, как и челобитчиково признание. А буде они принуждены будут оба присягать, и тогда более на стороне ответчиковой, нежели челобитчиковой правда быть имеет.

5.И буде же челобитчик имеет некоторые доказы на ответ­чика, яко, например, свидетеля или видимое какое основание, тогда челобитчиково признание лутчее, нежели ответчиково отрицание, и тогда надлежит ответчику доказами своими от того освободитися; буде сего учинить невозможно, о том, что ему за то учинить надлежит, во главе о присяге и пристраст­ного роспросу, и о пытке помянутой, пространнее объявлено будет.

6.Впротчем на четыре образа бывают доказы. 1) Чрез своеволное признание; 2) Чрез свидетелей; 3) Чрез писмянные доводы; 4) Чрез присягу.

Глава вторая

О признании

1.Когда кто признает, чем он винен есть, тогда далняго. доказу не требует, понеже собственное признание есть лутчее свидетелство всего света.

2.Но оное признание такое быть имеет: (1) чтоб признаное в действе всеконечно было; (2) чтоб оное признание волное было; (3) и в суде пред судьею учинено, ибо вне суда учиненное признание не имеет за действително признано быть; (4) чтоб притом доказать такие обстоятелства, которые б могли быть достоверны, и о правде б не сумневатца.

3.И ежели обстоятелство таким образом изобретено будет,
тогда судья не опасается более пристойной на оное дело приговор учинить.


Глава третия

О свидетелех

1.Другой образ доказания бывает чрез свидетелей, и хотя свидетели мужеска и женска полу принимаютца, однако ж надлежит оным быть добрым и безпорочным людем, которым бы мочно поверить, кроме тех, кои чести и достоинства ли­шены.

2.Негодные и презираемые свидетели, которых в суде при­нять не мочно, суть сие: 1) клятвопреступники, о которых явно доказуемо есть, что напредь того в суде фалшивую чинили присягу, понеже чин свидетеля есть явный чин. И того ради к сему токмо безпорочные люди, (а не достоинства лишенные) употребляются; 2) которые банизированы или прокляты, понеже оные из христианского собрания выключены и за бусурманов признаваютца; и тако никакого чину недостойны суть; 3) которые еще у святого причастия не бывали, и сии так­же не могут свидетелствовать. И никто не может за достойно­го свидетеля прежде признан быть, пока не учинил присяги; 4) которые межевые признаки тайно портят. Понеже и сие, ежели оным докажется, за нечестных людей содержаны суть; 5) изгнанные из государства или у которых преступления их ради, уши и нос резаны, или знак на щеке положен; 6) которые в суде объявлены нечестными людми; 7) разбойники и воры; 8) смертноубивцы; 9) явные прелюбодеи, понеже когда он клятву самому богу учиненную презрит, то и еще того хужее в сей притчине
учинит; 10) которые единого из сих вражды ради обижают, ибо от них правды ожидать туне будет. Однако ж юристы и оных свидетелей, которые прежде того вражду меж собою имели, а потом хотя и помирились, опровергают, предлагая, что будто оные еще в сердце своем ненависть имеют, которая оных су­щую признать правду не допущает; 11) которые с челобитчиком кровным или ближним обяза­ны суть свойством, понеже как права объявляют, против свойственников своих, сущей правды не признают;

12) оные, которые в доме челобитчикове или ответчикове хлеб ядят или в службе его суть; буде же иных свидетелей получить не мочно или иных при том не было, тогда и сии приемлютца; 13) которые свидетельства ради дарами подкуплены суть. Юристы сие утверждают, что ежели свидетель принужден свидетельствования ради из того места, где живет, приехать, то надлежит оному учиненные протори в пути заплатить, и его за умедление дел удовольствовать; 14) младенцы или которые еще 15 лет не имеют; 15) также в собственном своем деле никто не может свиде­тельствовать, понеже, который сам делу причастен, оный не может в преосуждение себе противу свидетельствовать; 16) иностранные, о которых справедливом житии подлинного известия не имеют; 17) которые по доношению других свидетельствуют, сказы­вая, что будто тот и тот мне сказывал, ибо кто свидетель­ствовать хощет или принужден есть, оному не надлежит до­носить то, что слышал, но должен о том, что он сам видел или толко слышал, свидетельствовать.

Банизированы - (от нем.bannisirt  –  проклят) в значении не просто проклят, а предан анафеме (отлучен от церкви).

Протори – расходы.

Которые по доношению других свидетельствуют – знают с чужих слов (не были очевидцами интересующих суд фактов).

3. Когда челобитчик или ответчик к очной ставке свидете­лем приведен будет, и понеже тогда познать не мочно, не имеет ли оный свидетель какого пороку, тогда надлежит оно­му, не допущая свидетеля к присяге, порок его объявить, и притом просить о испровержении того свидетельства. А еже­ли он сего не учинит и тогда промолчит, и допустит до того. что оный свидетель без всякого противления принят будет, то уже потом его более опровергнуть не может. Буде же вышепомянутой челобитчик или ответчик после того времяни уведает какой порок за свидетелем, то может челобитье ево при­нято быть, токмо прежде надлежит ему на то присягать, что он прежде о пороке свидетеля не известен был, но вкратце о том уведал.

4.Буде же челобитчик или ответчик тем, о чем во 2 помя­нуто, свидетелю попрекнет, а свидетель в том запрется, тогда надлежит ему вскоре доказать. А ежели несколко времяни к доказанию потребно имеет, тогда мочно ему на потребное время и позволить. А свидетеля между тем, дабы в суде не было помешки, без присяги допрашивать.

5.Кто к свидетельству призван будет, тому не надлежит от того отрицатся. А ежели свидетельство добром принесть не похощет, то может от судьи к тому принужден и наказан быть, понеже, как выше сего помянуто, чин свидетеля есть чин явный, а от явного чину никто не может отрицатся, под наказанием.

6.Прежде свидетельствования или допросу от судей надле­жит свидетелю присягу о свидетелстве в присудствии чело­битчика и ответчика учинить, понеже когда он присягал, тогда уже присяги своей, разве забыв свою совесть, не нарушит но толь паче правду донесет. Буде же свидетель прежде свидетелству допущен будет, а потом велят оному присягат, то яко права подтверждают, когда он сначала сущей правды не донесет, потом стыда ради, что прежде ложно доноси скаски своей не переменит и прежде лживую учинит присяг нежели лгачем остатся похочет. Однако ж некоторые юристы  поставляют, что ежели свидетель, учиня свидетельство, вскоре присягу учинит, то за равное, яко бы о свидетельстве присягал, держать мочно, токмо чтоб ему в тот же день присагать неотложно.

7.Всем свидетелем надлежит, хотя б оные вышняго достоинства и знатнейшие были, присягать, понеже свидетелю который присяги не учинил, верить не мочно, хотя б и архиепископ был. Однако ж могут челобитчик и ответа согласия судейского свидетеля от присяги отрешить, и когда ево от того уволят, и судья тем доволен явится, тогда от свидетеля все, яко бы на то присягал, принято будет, токмо судья собою един не может его отрешить от присяги.

Отрешить – освободить.

8.Когда свидетели в присудствии челобитчика и ответчика присягу учинят, то надлежит оным оттуды уступить, и каждый свидетель особливо от судьи в суде допрашиваен бывает, то кого и как об оном, о чем свидетелствует он, известен, или иное слышал и не призыван ли он от кого-нибудь из сих в свидетелство.

9.Свидетелем в суде не надлежит от кого иного, кроме судьи, допрашиваным быть, однако ж обыкновение есть знатным особам или шляхецким женам, или немощным которым в суде предстать не мочно, свидетелство повещено бывает, тогда некоторые из ассессоров купно с секретарем к ним из суда отправляются, которые, взяв от них присягу, в домех их свидетельство от них принимают.

10.Также надлежит свидетелей по полученном ответчиковом ответе, а не прежде допрашивать. А ежели свидетель уже в путь куда собрался и возвращением своим может умедлить, или так жестоко заболит, что о возвращении здравия его сумнение иметь мочно, тогда позволено по челобитью помяну­тых оного еще и прежде ответу ответчика, также и прежде принесенной жалобы и повещания от судьи допросить, и сие называется свидетельство всегдашней памяти.

11.Буде же челобитчик и ответчик пожелает несколко времяни, чтоб мог более свидетелства доставить, тогда может су­дья сам разсудить потребно, и мочно ль несколко времяни отложить, и ежели ему соизволит, то надлежит время ознаимить, смотря по обращению дела.

12.Ежели случится, что ответчик скаску челобитчиковых свидетелей чрез иных свидетелей уличить похощет, то ему не мочно возбранить своих представить свидетелей, и тогда обои свидетели в равном имеются порядке, и кто из них лутчих и более свидетелей на своей стороне имеет, которые правду су­щую обстоятелствами доказать могут, тому и поверится.

13.Сие слово лутчие свидетели, разумеется, что свидетель мужеска полу паче женска, и знатный паче худого, ученый неученого и духовный светского человека почтен бывает.

14.Когда челобитчик и ответчик доказание свое в одно время объявить похотят, тогда надлежит судье прежде дока­зание и основание челобитчиково, а потом ответчиково при­нять.

15.Так же может судья, смотря по обстоятелству дела, свидетелей вместе свесть, чтоб они меж собою о тех причи­нах, которые ко известию подлинной правды потребны суть, переговоря, друг друга уличить могли.

16.Буде же свидетели от суда удалены так, что без вели­кой трудности оным в суд притти не мочно, тогда может су­дья некоторые пункты послать к ним, и в суд от оных по обыкновению свидетельство взять. Однако ж надлежит челобитчику и ответчику при присяге либо самим, или полномоч­ным их присудственным быть.

17.Кто из свидетелей фалшивую учинит присягу, и потом доказано будет, то оный отсечением пальцов, ко­торыми он присягал, публичным покаянием в церкви, изгнанием из земли или посыланием на каторгу нака­зан бывает, и никогда более свидетелем предстать не может, ниже к какому другому явному чину допущен будет, а кто свидетеля к ложному свидетелству склонит, оный равным образом либо денежным тяжким штрафом, или телесным наказанием, или публичным церковным покаянием покажется и в свидетели более допущен не будет.

Фальшивая присяга – (здесь) лжесвидетельство.

18.Писмянные свидетельства прежде не признаются, пока представитель оных в суде за правдивые объявит и на то присягу учинит.


Глава четвертая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: