О писмянном свидетельстве или о доказах

1.Третий образ доказания бывает чрез грамотки и писмянное свидетельство в сих писмах находится, что друг другу обязан, и по силе оных един из них имеет право от другаго что нибудь претендовать.

2.И сие суть либо явные писма и свидетельства, которые со известия судейскаго учинены и находятся записаны, яко в городовых книгах, судейских книгах и протчих таких свидетелствующих, чрез которые судья может доказать, что такое таким образом случилось и протчее, или такие писма без судьи между собою постановлены бывают, гяко купецкие писма, духовные, мирные писма и рукописание, реверзы и протчая.

Духовная – завещание.

Реверз (реверс) – всякое письменное обязательство, иногда просто расписка.

3.В сих явное самое дело содержано и ознаймено есть, и ежели оный, против которого сие писма докажутся, за правомерное признает, тогда судья, усмотря такое доказание, может на оное дело приговор учинить.

4.Буде же писма или грамотки, которые объявлены будут, на другие ссылаются, то оные прежде, пока досталные не объявятся, за правые признаны не будут, разве все обстоятельства во оных равным образом содержаны явятся, и дело ю доказать мочно.

5.Купецкие книги, из которых видимо, что тот и тот толикое число винен, могут токмо вместо половины доказания служить. А ежели доказанию быть совершенну, и купец оную исполнение присягою утвердит, то надлежит  смотреть: 1) чтоб оный купец был честный человек, которого поступком опорочить не мочно; 2) и книги таким образом учреждены, в которых его долги и что на нем чужаго есть, взнесены б были; 3) в каждой почтовой день число записано.

В каждой почтовой день – в день, когда приходит почта и поступает деловая корреспонденция.

6.А ежели должник под купецким щетом подписался, то ый есть доказ, и оное дело в равной силе яко духовная или реверс содерживается.

Глава пятая

О присяге

1.Четвертый образ доказывания бывает чрез присягу, которая очистительная называется и при оной следующие обстоятельства.

Очистительная – освобождающая от обвинения, поскольку клятву, как правило, ответчик и подсудимый.

2.Когда челобитчик ответчика некоторою притчиною обвинит, которую он  токмо полуявным основанием доказать может в явных собраниях таким же образом обнесет, а иных доказов иметь не может, то повинен он свое дело присягою удостоверить.

В явных собраниях таким же образом обнесет – скорее всего речь идет о встречном обвинении челобитчика со стороны ответчика со ссылкой на людскую молву.

3.Токмо чтоб голос, который в народе о обвиненном произойдет, не вымышленый бы от злых людей был, которое по­часту вражды ради происходящей или ненависти от злых лю­дей вымышляется, но буде во всем народе подтвержение свое имеет и достоверности подобно есть. А оному, которой огла­сит, надлежит всеконечно доказать, инако бо наказан будет.

4.Сию присягу очистительную надлежит всегда ответчику, а не челобитчику чинить. А ежели челобитчик к челобитью своему никакова иного свидетельства обресть не может и похощет на то присягать, то не надлежит ево к тому допущатъ. но в том ему отказать.

5.Также ответчика к такой присяге принуждать не надле­жит, разве притчина ево одним свидетелем уже очищена или имеется еще в полуподозрении.

6.Между протчим последующие притчины, когда злое дей­ство учинено, в подозрении имеются: (1) Когда ответчик бежать вознамерится; (2) Когда с другими злодеями в компании был; (3) Ежели он напред сего равные же чинил злые действа; (4) Когда на оных, которых прежде того обидел, грозился; (5) Ежели он пред судом двоякое учинил доношение и будет свои слова толковать инако; (6) Буде он в других местах признает нечто из своих действ или тем похвалится; (7) Или когда достоверный свидетель при том присудствен был.

7.Токмо судьям не надлежит вскоре оного к присяге при­нуждать, но прежде всемерно трудитися чрез иные способы правду изведать, понеже сия присяга призираема и осторож­ности достойна есть.

8.Когда ответчик присягу учинить может и оную учинит, тогда судья довольное имеет основание приговор учинить и его от наказания освободить, понеже в сей присяге сия сила его есть, что когда ответчик оную учинил, то уже от наказания и дальнаго обвинения освобожден быть может.

9.Буде же ответчик оный присяги учинить не может, го правда, что за винного содержан будет. Но понеже к свидетельствованию явные и довольные требуются доказы, того ра­ди судье надлежит в смертных делах пристойным наказани его наказать опасатся, но толь паче чреззвычайно наказать, понеже лучше есть 10 винных освободить, нежели одного невинного к смерти приговорить.

10.Ежели судья усмотрит, что ответчик преступление клятвы учинить намерен, а совершенного основания не имеет оную подозрителную особу тем доказать, тогда пристойнее есть оное дело предать воли божией и положитися в том весма на бога, пока впредь само объявится. Но понеже во многих местах, когда важные происходят злодейства, и ответчик
подозрением или полудоказанием отягчен есть, отставя присягу к пытке приводят, того ради за потребно изобретаю об оной здесь упомянуть.


Глава шестая


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: