Глава 24. Стресс и предупреждение конфликта 217
Конфликт всегда сопровождается переживанием эмоций, которые негативно влияют на наше состояние. Несмотря на это, большинство конфликтующих людей обычно настаивает на праве на негативные переживания. Призыв привести в порядок свои эмоции воспринимается ими как призыв к поражению.
Тем не менее, ряд причин требует взять эмоции под контроль:
• во-первых, стресс, неизменно присутствующий в конфликтной ситуации, сопровождающийся сильными эмоциональными переживаниями, приводит к снижению контроля сознания над поведением и к психологическому регрессу. Контроль конфликтной ситуации будет осуществлять тот оппонент, который сможет справиться со своими эмоциями. Это позволит ему анализировать возможные варианты развития события и выбрать наилучшую стратегию поведения;
•во-вторых, по мере эскалации конфликта увеличивается эмоциональная вовлеченность участников, которая сама по себе ведет к росту конфликтности. Каждое эмоционально насыщенное действие будет провоцировать встречные агрессивные реакции, которые сам оппонент будет воспринимать как ответные, вынужденные. Уравновешенное состояние помешает нарастанию враждебности и сохранит возможность выхода на конструктивное взаимодействие;
• в-третьих, длительное и регулярное пребывание в некоторых эмоциональных состояниях губительно воздействует на состояние организма и приводит к возникновению соматических расстройств. Такого рода заболевания называют психосоматическими, а эмоции, их вызывающие, — разрушающими переживаниями.
Н. Н. Васильев выделяет несколько этапов протекания эмоций в конфликте.
1. Процесс восприятия события, формирование психического образа и символизация- его в сознании.
2. Эмоциональная оценка события.
3. Внутреннее эмоциональное переживание. 4. Внешняя эмоционально-насыщенная поведенческая реакция.
5.Эмоциональный след после выхода из ситуации.
Локализация этапов позволяет выработать систему мер, которая способна оказать действенное влияние на эмоции, сопровождающие конфликтное поведение, что имеет существенно важное значение для адекватной оценки конфликтной ситуации оппонентами и принятия взвешенных и по возможности неконфликтных решений.
В соответствии с этими этапами Н. Н. Васильев предлагает следующие методы управления эмоциями:
• направленные на изменение процесса восприятия события;
• направленные на изменение эмоциональной оценки воспринятого события;
• направленные на изменение процесса внутреннего эмоционального переживания события;
•направленные на изменение внешней, доступной для наблюдения реакции;
•направленные на изменение эмоционального следа, оставшегося после прекращения конфликтного взаимодействия.
218 _________________________ Раздел 5. Предупреждение конфликтных взаимоотношений