Дифференциация дислалии 13 страница

то или медленно, или — оставляя паузы между отдельными

слогами, или наконец— без надлежащей равномерности.

Очевидно, что здесь пути к мышцам не прерваны, но только —

не гладки, не ровны, а может быть, и уменьшены в числе,

отдельные волокна или даже пучки волокон уничтожены, и

проведение совершается окольными путями. Во втором случае

проведение^страдает более ЖШ*М9Ж$Х быть восстановлено даже

ппйо^щми" путями; здесь мы имеем также неясное произноше^

~ • 1^-*-*^w»-fjj»w-».w-ic.rt«v.*«r»»»1™v«y^«<i^«««ii»e»-»5««--№i»w.:iv.*>»«rvJ,^. ^ ^ > ^ у л#*эд(ш*! ^. 8 1 ^ а а ^ ^

ние гласных и согласных, доходящее до полного уничтожения спо-

сб№6стй артикулировать звуки, до д о к n o f ^ k j ^ ^ —

дйзартрйчёские расстройства называют — в отличие от базаль-

ных ядерных — базальными и кинезодинескимы дизартриями и

притом — центральными или интрацеребральными, в противоположность

периферическим или экстрацеребральным, но еще

внутричерепным, в основании которых лежит повреждение двигательных

нервов языка уже по выходе их из продолговатого

мозга.

По всей вероятности при этих интрацеребральных базальных

кинезодических дизартриях дело не доходит до атрофии мускулатуры

аппарата речи, что бывает при поражениях ядерных и

экстрацеребральных. Кроме того, здесь бывает (что не наблюдается

при ядерной неясности произношения), что язык tff-югла

исполняет правильно и^ьютро^ он мр^е^ быть

выдвинут далёко перед зобами, дотщщмрщ, дод^х,-бьшишщю

придавлен к не6у; может двигаться в етчздхщ^

жевание и глотание таюкГс^

нее"— речь бывает у^ пщо^щх.^ддучаев

возможно Двоякое объяснение. Здесь или "проведение звуковых

импульсов пострадало сильнее, чем проведение импульсов для

др5ТТ13Гдвйг^^ соответствуют другие, ~bie-

нее [ЮСУрШ^вшШ пути; или же— и это Вероятнее ^жШ^Сгра-

дает "и проведение импульсов к произвольным движениям языка,

служащим не для речи, а для других целей, но эти па£езы

абШружйваются не так легко, как парезы языка в акте речи и

чтобы констатировать их, следует прибегать к другим еще средствам^

Больные этого рода не могут, напр. щелкать языкоТСРс

15коц силой и ловкостью, с какой они делали это прежде, легче

устают при жевании и глотании. Так, парез губ нередко обнаруживается

только тем, что больной не может свистеть с прежней

силой...

Куссмауль А. Разстройства речи. Опыт патологии

речи. - Киев, 1879. - С. 27-69.

М. Е. Хватцев

Классификация косноязычия

Косноязычие, обусловленное расстройством головного мозга,

называется косноязычием центрального происхождения...

Этиология, Поражения мозга: а) механическими внутриутробными

природовыми травмами головки младенца, часто с кровоизлиянием

(ушибы материи, сжатие черепа во время родов, интоксикация

в результате асфиксии и т. п.).

б) перенесенными в раннем детстве болезнями (дифтерия,

скарлатина, менингит, энцефалит, корь, сыпной тиф), длительным

и тяжелым истощением {дистрофия);

в) значительно реже — в результате болезней родителей (сифилис,

алкоголизм, туберкулез, нервность, глубокое истощение

и проч.).

Под воздействием перечисленных вредных факторов происходят

или аномалийное развитие мозга, или частичные деформации

его, перерождение некоторых его клеток под влиянием

интоксикации, или разрыв нервных связей.

Такие поражения центральной нервной системы вызывают

нарушения многих функций в деятельности ребенка, как физических,

так и психических, и прежде всего в области речи.

Косноязычие, вызванное органическим поражением или функциональным

расстройством речевых аппаратов и их связей между

собой в головном мозгу — от коры до ядер продолговатого мозга

включительно, называется дизартрией (дис — качественное различие,

артрон — сочленение). Дизартрия представляет собой все

формы косноязычия от искажения звуков, «смазанной речи» до

гнусавого невнятного произношения.

Органическая дизартрия: 1) при рахите (резкие деформации

черепа сдавливают мозг и нарушают его кровообращение и

питание — речь задерживается в своем появлении и развитии);

2) при прирожденной гидроцефалии (позднее появление

речи и искаженное развитие звукопроизношения); 3) при буль-

барном параличе (в продолговатом мозгу поражены ядра нервов

звукопроизводящих органов, что дает неясное и медленное произношение

и гнусавость); 4) при псевдобульбарном параличе (повреждены

нервные пути от коры к ядрам продолговатого мозга;

речь медленная, иногда с гнусавостью, в результате — плохая

артикуляция звуков); 5) при сифилисе головного мозга, менингите,

энцефалите, множественном склерозе и кровоизлияниях в

мозг, опухолях в мозгу, мозговых травмах (все это или повреждает

в той или иной степени слухоречевые системы мозга, или ра-

зобщает их, что затрудняет точное, дифференцированное восприятие

и производство тех или иных звуков речи); 6) при хорее

и спазматическом тике (при дефектах в левой височной речевой

доле мозга, вследствие анатомо-физиологической связи слуха и'

речи, даже при полной сохранности периферического органа слуха

происходит плохая смысловая дифференцировка тех или иных

звуков речи, а следовательно, и искаженное воспроизведение их;

нарушен фонематический слух; ярким примером такой сенсорной

центральной дизартрии являются случаи, когда человек улавливает

все неречевые звуки, но не воспринимает некоторые звуки

речи; если же их артикуляции скрыты от его глаз, то даже и

не произносит их: вместо с говорит т и т. п. 7) в случаях центральной

тугоухости (из-за нечетких восприятий звучаний, неречевых

и речевых, звуки неправильно произносятся); 8) при поражении

нижнего отдела передней центральной извилины с

параличом язычных мышц; 9) при поражении мозжечка (произношение

отрывистое, иногда монотонное, гнусавое).

Тяжелые случаи дизартрии, когда, например, поражены пути,

соединяющие кору со стволом мозга и ядрами в продолговатом

мозгу (при бульбарном и псевдобульбарном параличе), называются

анартрией. При этом нарушении артикуляция совсем или

почти невозможна.

Функциональная дизартрия. При всякого рода расстройствах

структуры мозгового вещества, ослабления нейронных связей в

слухоречевых областях мозга (эти расстройства функции мозгового

вещества возникают на почве недостаточного питания его,

вредного изменения химизма крови и т.п.) происходит плохая

дифференцировка в восприятии и производстве речи. Например,

нередко косноязычие появляется в результате недостаточности

чувства слухоречевого ритма.

Хватцев М. Е. Логопедия. — М.у 1959. - С. 73.

К. А. Семенова

Речевые расстройства у детей

с церебральными параличами

У детей с церебральными параличами, как правило, наблюдается

моторная речевая недостаточность.

Большое место в патологии речи у этих детей занимают дизартрии

— мозжечковая ______________и псевдобульбарная.

Если рассматривать развитие речи как результат усвоения внешних

звуковых впечатлений, двигательных образов и оживления

168

следов этих образов, развитие внешних реакций, как это делал

М. Н. Аствацатуров, т.е. считать, что в основе речи лежит выработка

путем упражнения прочных сочетательных связей между

следами от определенных звуковых впечатлений и следами тех

движений, производимых речевой мускулатурой, которые воспроизводят

словесный знак.., то анализ всех этих механизмов у

детей с церебральными параличами показывает следующее. Поражение

моторики имеет генерализованный характер, однотипный

и для скелетной, и для речевой мускулатуры. В основе патологии

движения лежит значительное, до степени ригидности,

повышение тонуса мускулатуры при всяком активном движении

и в меньшей степени при пассивном движении. Характерные

черты спастического пареза в равной мере касаются как

мышц конечностей, так и мимической, жевательной и артикуляционной

мускулатуры, на что указывает и М. Б. Эйдинова

(1959). Так же как и в движениях конечностей, в этой мускулатуре

отмечаются непостоянство в характере функционирования

одних и тех же мышц, неточность, недифференцированность,

неплавность и истощаемость движений, наблюдаются разные

содружественные движения. Трудности непроизвольного сокращения

в двигательном акте сочетаются с трудностями активного

расслабления мышц. Последнее обстоятельство свидетельствует

о неполноценности, недостаточности развития префрон-

тальных зон коры, обусловливающее крайне трудное переключение

в более тяжелых случаях от фонемы.к фонеме, от слога к

слогу, в более легких — от слова к слову. Возможно, это является

одной из причин недостаточности развития «кинетической

мелодии» (А. Р Лурия, 1947), создающей плавную речь. Недостаточность

переключения наряду со спастичностью, нарастающей

в процессе работы артикуляционных мышц, обусловливает

то, что подражательные движения, с которых всегда начинается

речь у здорового ребенка..., для детей с церебральными

параличами и резко выраженной спастичностью становятся

практически невозможными, и, таким образом,выключается

первое и главное звено речеобразования.

У ряда детей имеют место более или менее отчетливо выраженные

элементы апраксии речевой мускулатуры. Апраксия речевой

мускулатуры у этой группы детей имеет принципиальное

сходство с гораздо более глубокой и тоже своеобразной апракси-

ей позы пальцев — невозможностью воспроизведения позы по

кинетическому следовому образу при возможности делать это по

непосредственному и следовому зрительному раздражению. Это

свидетельствует о недостаточности развития премоторных и рет-

роцентральных зон коры.

У детей с церебральными параличами имеется чрезвычайно

легкая подавляемость возможности движения артикуляционной

мускулатуры, так же как и мускулатуры кисти и пальцев, эксте-

роцептивными раздражениями зрительными, слуховыми, тактильными,

а также вестибулярными и собственно двигательными. Под

влиянием раздражений повышается тонус артикуляционных

мышц, и целенаправленное движение, если оно и было начато,

становится невозможным.

У всех детей наблюдается недостаточность кинестетического

отдела речедвигательного анализатора. Слабость кинестетического

звена обусловливает, по-видимому, своеобразную апраксию

мимико-артикуляционной мускулатуры, препятствующую развитию

подражательных речевых движений. Кроме того, можно полагать,

что низкий тонус кинестетического отдела речедвигательного

анализатора, обеспечивающего анализ поступающей из

артикуляционного аппарата в мозг импульсации, является одним

из основных препятствий для создания речевых схем и следового

двигательного образа слов. Следовая двигательная реакция

является одним из необходимых условий для создания цепных

реакций — «кинестетических мелодий», лежащих в основе развития

серийных движений при иннервации одним двигательным

(речевым) импульсом (А. Р Лурия, 1947).

Псевдобульбарные параличи

М. Б. Эйдинова и Е. Н. Правдина-Винарская (1959) считают

различного рода дизартрические речевые расстройства самым важным

симптомом псевдобульбарного паралича. При слабости губных

мышц ребенок плохо или совсем не произносит звуки у, б,

в, пу фу при слабости язычных мышц — 0, и, д, ф> с, р, при

парезе мягкого нёба — г, х, к. Не только парез, но и спастич-

ность артикуляционных мышц и аппарата фонации играет большую

роль в патологии речи. Самые разнообразные комбинации

пареза черепномозговых нервов и спазма различных групп мышц,

осуществляющих акты артикуляции и фонации, создают пеструю,

во всех случаях своеобразную клинику псевдобульбарного

паралича (Л. М. Шендерович, 1938). Те формы расстройства речи,

которые обязаны своим происхождением в большей степени экстрапирамидным

нарушениям, характеризуются обязательным

наличием двух симптомов: расстройства речи типа дизартрии в

сопутствующих стриарных симптомов (М. С. Маргулис, 1926).

В течение процессов развития речи явления паралича мышц

голосовых связок сменяются у некоторых детей таким же преходящим

спазмом, который наблюдается в жевательной мускула-

туре. Тогда афония или гипофония в свою очередь сменяются

дисфонией, при которой тихая, часто шепотная речь перемежается

неудержимо громкими выкриками слогов, слов, иногда фраз.

Обращает на себя внимание, и то, что у преобладающего большинства

детей, судя по нашим наблюдениям, имеется амимия.

Амимия может развиться в результате тяжелого поражения надъя-

дерных путей черепномозговых нервов.

Почти у всех детей, как самых маленьких, так и более старших,

наряду с псевдобульбарной симптоматикой наблюдаются

различного типа гиперкинезы, насильственный смех и плач, в

50% — мозжечковые расстройства (З.И.Тельнова, 1940).

Каждая клиническая форма псевдобульбарного паралича обладает

определенными характерными особенностями.

1. При паралитической форме симптомы псевдобульбарного

паралича резко выражены во всех своих проявлениях; афония,

дисфония, дисфагия нередко приводят к тому, что у ребенка нет

даже отчетливого голосообразования, а процесс еды, глотания

для него чрезвычайно сложен. У этих детей никогда не наблюдается

выкрикивание слов обусловленного преходящим повышением

тонуса или гиперкинезами мускулатуры голосовых связок.

Паралич наблюдается и в собственно артикуляционной и лицевой

мускулатуре, в связи с чем амимия у них выражена более

отчетливо, чем у детей других групп. Это состояние мимико-

артикуляционной мускулатуры аналогично тому, которое наблюдается

в скелетной, где явления паралича также преобладают над

спастичностью. Спастичность выявляется либо в определенных

группах мышц при движении, либо при определенном положении

тела (вертикальном) — она развивается тогда в аддукторах

бедер, икроножных мышцах, иногда сгибателях или разгибателях

пальцев. Повышение тонуса возникает и в артикуляционной

мускулатуре, но незначительное. Сходную картину вялого паралича

у взрослых можно связывать с поражением варолиева моста...

О возможности развития вялого паралича у детей с той же

локализацией процесса говорилось выше. У этих больных восстановление

речи происходит с большим трудом — с трудом

регрессирует именно псевдобульбарные симптомы и с наибольшим

трудом из них — паралич нёбной занавески и мышц языка.

С таким же трудом и лишь незначительно развивается координация

между дыхательными и артикуляционными движениями.

Псевдобульбарная дизартрия наряду с афонией и носовым оттенком

голоса держится долго.

2. При экстрапирамидной форме паралитические расстройства

артикуляционной мускулатуры (нередко относительно легкие)

осложняются глубоким тоническим напряжением артикуляци-

онных мышц. Язык собран в ком у корня, малоподвижен, напряжены

голосовые связки Характер нарушения деятельности

артикуляционной мускулатуры однотипен с нарушением деятельности

скелетной мускулатуры. Спастичность распространяется и

на дыхательную мускулатуру, и на мускулатуру гортани, что обусловливает

своеобразие расстройства голосообразования у этих

детей, характер дисфонии. Первой задачей логопеда в этих случаях

является обучение ребенка расслаблению мышц артикуляционного

аппарата, чем подавляется и гиперкинез, обучение активным

движениям мышц языка, губ, гортани, отработка синхронности

дыхания и голоса...

3. При мозжечковой форме наблюдаются различные варианты

атаксических расстройств, парезы спастического напряжения

артикуляционной, жевательной и дыхательной мускулатуры. Отмечаются

замедление темпа, дискоординация всех движений,

включая и речевые.И здесь имеется прямой параллелизм между

характером патологии скелетной и артикуляционной, жевательной

и дыхательной мускулатуры.

Общим для всех форм псевдобульбарного паралича является

усугубление вегетативной и псевдобульбарной симптоматики при

всех видах активного движения и скелетной, и артикуляционной

мускулатуры: нарастание спастичности артикуляционных мышц,

учащение и дизритмия пульса, гипергидроз, иногда изменение

окраски кожи лица, отчетливое усиление гиперсаливации, учащение

и нарушение ритма дыхания, усугубляющее недостаточность

слабо развитой речевой функции.

Все эти явления, наряду с нарастающей при движении мими-

ко-артикуляционных мышц спастичностью, затрудняют анализ

поступающих речевых сигналов, что препятствует возможности

закрепления речевых условно-рефлекторных связей.

Морфологически, как уже говорилось, при псевдобульбарном

параличе обнаруживается замедленное развитие моторной зоны

коры и пирамидного пути. Эта же причина лежит в основе функциональной

недостаточности тех корковых систем, сосредоточенных

в премоторной зоне, с которыми, как говорилось выше,

связана функция денервации речевых синергии и автоматизации

определенных групп речевых движений, что создает плавность

речи, автоматизм речевых процессов.

Недостаточность некоторых гностических функций у этих детей

связана в основном с патологией ядерного отдела двигатель-

но-кинетического анализатора, но усугубляется, по-видимому, и

слабой возбудимостью самих проприоцепторов.

Патология кинестезии лежит в основе симптоматики, указывающей

на недостаточность ретроцентральных зон у детей пре-

имущественно со спастическими и гиперкинетическими формами.

У них наблюдается апраксия языка, нарушение некоторых

сложных форм кинестетического чувства языка и пальцев. Этот

момент, несомненно препятствует появлению и закреплению

условнорефлекторных речевых связей...

Наряду с этим у многих детей существуют оральные автоматизмы,

которые в силу легкости подавления возбуждения в ре-

чедвигательном анализаторе также могут явиться препятствием

к развитию речи по механизму подавления слабого очага возбуждения

(в коре) более сильным, локализующимся в стволе

(И. П. Павлов, 1946).

Семенова К. А. Детские церебральные параличи —

М.} 1968. - С. 113-127.

К. А. Семенова,

Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин

Дизартрии

Наиболее частыми речевыми нарушениями у детей с церебральными

параличами являются дизартрии... Несмотря на то, что

клиническая картина дизартрии в рамках псевдобульбарного синдрома

была описана около 100 лет назад.., единого определения

этой формы речевого нарушения не существует. Одни авторы

относят к дизартрии только те формы речевой патологии, при

которых нарушения звукоопроизносительной стороны речи обусловлены

парезами и параличами артикуляционных мышц. Другие

толкуют понятие «дизартрия» более широко и относят к ней

все нарушения артикуляции, фонации и речевого дыхания, возникающие

в результате поражения различных уровней центральной

нервной системы.

Патологические изменения при дизартриях... сводятся к повреждениям

коры головного мозга в переднем участке прецент-

ральной извилины, в передней центральной извилине, в girus supramarginalis,

повреждениям и недоразвитию пирамидных путей и

экстрапирамидной системы, лобно-мозжечковых систем и соединяющих

их волокон, мозжечка, ядер черепномозговых нервов в

продолговатом мозге. В зависимости от локализации поражения

клинические проявления дизартрии будут неодинаковыми.

Большинство авторов различают у детей с церебральными

параличами следующие формы дизартрии: 1) псевдобульбарную;

2) экстрапирамидную; 3) мозжечковую; 4) корковую.

Особенностью дизартрии у детей с церебральными параличами

является их смешанный характер, частое сочетание различных

вариантов дизартрии у одного и того же больного. Это связано с

тем, что при воздействии вредоносного фактора на развивающийся

мозг повреждения нередко имеют распространенный характер,

и тем, что поражение одних систем может способствовать недоразвитию

и нарушать функционирование других.

Некоторые общие клинические симптомы, характерные

для дизартрии, и общие принципы речевой терапии

Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре.

Для большинства форм дизартрии характерно изменениемышечного

тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса

имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения,

так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного,

двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных

мышцах тонус может изменяться по-разному. Остановимся

на отдельных вариантах нарушения мышечного тонуса

при дизартриях.

Спастичность артикуляционных мышц. При спастичности артикуляционных

мышц отмечается постоянное повышение тонуса

в мускулатуре языка и губ; язык в полости рта напряжен, спинка

его спастически изогнута, кончик не выражен, язык оттянут кзади.

Губы спастически напряжены. Активные движения в артикуляционной

мускулатуре резко ограничены. Спастичность артикуляционных

мышц имеет место при спастической форме

псевдобульбарной дизартрии. Наряду со спастичностью речевой

мускулатуры у детей отмечается спастичность и скелетных мышц.

Наиболее часто это имеет место при спастической диплегин.

Гипотония артикуляционных мышц. Гипотония в артикуляционной

мускулатуре наиболее часто отмечается при мозжечковой

форме дизартрии. Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается

с гипотонией и слабостью скелетных, мимических и

жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта,

губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в

силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация.

В отличие от бульбарных нарушений не отмечается атрофии,

фибриллярных подергиваний в языке, глоточный рефлекс

сохранен. Эта форма нарушенного мышечного тонуса наиболее

часто имеет место при некоторых вариантах диплегии, осложненных

мозжечковой недостаточностью, особенно в первые месяцы

жизни ребенка, а также при астатически-атонической форме

церебрального паралича.

174

Меняющийся тонус артикуляционных мышц обычно имеет место

при гиперкинетической дизартрии. Нарушение тонуса артикуляционных

мышц в этих случаях сочетается с их гиперкинеза-

ми. Сходная картина отмечается и в скелетной мускулатуре. Это

чаще всего наблюдается при гиперкинетической форме церебрального

паралича...

Особенности мышечного тонуса при дизартриях у детей с церебральными

параличами определяет первый важный принцип

речевой терапии этих детей.

Речевая терапия при дизартриях основывается на тесном единстве

с мероприятиями, направленными на развитие двигательных

функций. Первым моментом речевой терапии является необходимость

добиться максимального мышечного расслабления

как в артикуляционных, так и в скелетных мышцах. Для этого

перед тем, как приступить к логопедическим занятиям, каждого

ребенка оценивают с точки зрения его уровня двигательного развития.

Затем определяют характер его мышечного тонуса как в

артикуляционной, так и в скелетной мускулатуре и, что особенно

важно, устанавливают, как меняется состояние тонуса в зависимости

от положения тела в пространстве и положения головы по

отношению к туловищу. Затем определяют так называемую «реф-

лексзапрещающую позицию». Определение этой позиции основано

на придании такого положения телу и голове ребенка, которое

будет способствовать уменьшению действия примитивных, задержанных

и извращенных рефлекторных схем, приводящих к повышению

мышечного тонуса... После того как определена «рефлек-

сзапрещающая позиция», переходят к последовательному ее

закреплению.

Ограничение подвижности артикуляционных мышц зависит от

измененного мышечного тонуса, параличей и парезов артикуляционной

мускулатуры, а также от оральной апраксии...

В результате недостаточной подвижности речевых мышц грубо

расстраивается звукопроизношение. Особенно ограниченной

становится подвижность языка. При этом может отмечаться недостаточность

подъема языка вверх в полости рта, что может

иметь место при парезе или грубом нарушении мышечного тонуса

в шило-подъязычной, двубрюшной, подъязычно-глоточной,

челюстно-подъязычной, язычно-глоточный, шило-язычной и

язычно-нёбной мышцах. Отмечается нарушенное произношение

звуков, для которых необходимо движение языка вверх, а также

звуков, требующих для своего воспроизведения сочетанного действия

указанных мышц языка (л, р, ж, ш, ц, ч, д, тн некоторых

других). Иногда наблюдается недостаточность движения языка

вниз. Это обычноимеет место при патологическом состоянии

ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-

подъязычной, подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и

двубрюшной мышц. Может нарушаться и произношение некоторых

гласных звуков (э, и).

При парезах мышц языка, изменении их тонуса нередко оказывается

невозможным изменение конфигурации языка: удлинение,

выдвижение, укорочение, оттягивание назад и поднятие

отдельных его частей, искривление, разнообразные боковые движения.

Все это приводит к нарушению звукопроизношения так

называемых язычных звуков, произношение которых связано с

изменением изгиба спинки языка (а, е> и), нёбно-язычных (дс, з,

ж, л, с, ш, ку т, г, д, р, н). Таким образом, при поражении мышц

языка расстраивается звукопроизношение большинства звуков.

Наряду с ограниченной подвижностью языка обычно отмечается

малая подвижность губ... становится невозможными или

ограниченными вытягивание губ трубочкой, растягивание углов

рта, а также другие движения, которые меняют размер и форму

преддверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование

всей ротовой полости. При поражении мышц губ страдает главным

образом произношение губных звуков (б, л, м, в, ф).

Мускулатура губ иннервируется лицевым нервом, поэтому

парезы и параличи губных мышц обычно сочетаются с нарушением

функций других мимических мышц нижней части лица (области,

иннервируемой нижней ветвью лицевого нерва), что характерно

для центрального пареза лицевого нерва.

Ограниченная подвижность мягкого нёба в результате поражения

нёбных мышц (мышц, натягивающих мягкое нёбо, мышц,

поднимающих его, нёбно-язычных мышц) еще больше нарушает

звукопроизношение. Мышцы мягкого нёба иннервируются двигательными

веточками язычно-глоточного и блуждающего нервов.

Некоторое участие в иннервации нёбной мускулатуры принимает

также тройничный и лицевой нерв. В зависимости от

уровня поражения указанных нервов, их путей или ядер различают

вялый и центральный парез мышц мягкого нёба.

При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой

оттенок («открытая гнусавость»). Иногда, наоборот, чрезмерная

спастичность нёбных мышц может способствовать появлению

«закрытой гнусавости». При поражении блуждающего

нерва «открытая гнусавость» и артикуляционные расстройства

нередко сочетаются с хрипотой и афонией вследствие частичного

или полного нарушения функции внутренних мышц гортани.

Выраженные артикуляционные расстройства определяют второй

важный принцип речевой терапии дизартрии — развитие речевых

артикуляций. В процессе работы над артикуляцией, так же

176

как и при работе над общей моторикой, важным принципом является

фактор тактильно-проприоцептивного разрушения, развитие

статико-динамического ощущения, четких артикуляционных

кинестезии и кинестетического следового образа движения артикуляционных

мышц. Работу проводят с максимальным подключением


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: