Дифференциация дислалии 10 страница

нередко откладывается и на более поздние периоды жизни, наиболее

часто из-за того, что далеко не везде есть специалисты-

хирурги, которые делают эти операции. По данным М. Д. Дубова

(1961), в Советском Союзе ежегодно рождается свыше пяти тысяч

детей с расщелиной губы и нёба; оперируются ежегодно только

несколько сотен детей.

Гнусавая малопонятная речь оказывает большое отрицательное

влияние на развитие ребенка. Ринолалики тяжело переживают

свой дефект. У многих из них с раннего возраста развивается

повышенная застенчивость, раздражительность. Обучение в школе

из-за плохой речи часто задерживается до 8—9 лет и не всегда

успешно заканчивается.

У нормального ребенка при физиологическом дыхании вдох

осуществляется через нос. Таким образом, в легкие поступает

воздух, согревшийся в хоанах, он не раздражает слизистых оболочек

дыхательного тракта и предохраняет ребенка от простуды.

У ринолалика даже при односторонней, полной или частичной,

расщелине вдох осуществляется..аетивнее через расщедин^т. е.

через рот, а не через нос. Врожденная расщелина способствует

«порочному приспособлению», а именно неправильному положению

языка, его корня, причем остается свободным лишь кончик

языка, который оттянут в среднюю часть полости рта (корень языка

чрезмерно поднят вверх, прикрывает собой расщелину, а одновременно

и глоточное пространство. Кончик языка находится на дне

рта в средней части, примерно на уровне пятого зуба нижнего ряда.).

Попадание пищи через расщелину в нос, по-видимому, также

способствует чрезмерному развитию корня языка, который закрывает

собой расщелину.

Итак, у ребенка с врожденной расщелиной самые важные,

самые жизненные функции стабилизируют положение чрезмерно

поднятого корня языка. Вследствие этого воздушная струя

при выходе из подсвязочного пространства направляется почти

перпендикулярно к нёбу. Это затрудняет ротовой выдох в речевом

акте и создает гнусавость.

Кроме того, постоянное положение поднятого корня языка

затормаживает движения всего языка. В результате осуществление

нужных движений языка для артикуляции речевых звуков у

ринолаликов не удается; кроме того, слабая выдыхательная струя,

не попадая в переднюю часть ротовой полости, не стимулирует

образование различных артикуляционных смычек в верхнем отделе

речевого аппарата. Оба указанных условия приводят ребенка

ос тяжелому косноязычию. Чтобы улучшить произнесение того

или иного звука, ринолалики нащ5ШШпог*Все напряжение наГар-

тикуляционный аппарат, усиливая этим напряжение языковых,

губных мышц, вовлекая мышцы крыльев носа, а иногда и все

лицевые мышцы.

Иногда в речи ринолалика имеются отдельные звуки, близкие

к норме, но отсутствие хорошего ротового выдоха при произнесении

их создает сильный носовой оттенок. Таким образом, у

ринолаликов неправильны все звуки речи. Их следует обучать

всему заново, чтобы не сталкиваться с имеющимся у них неправильным

динамическим стереотипом произношения того или

иного звука.)

У ринолаликов j B j o^nepa4HojiH^M„ne,pH^^ возможно воспитание

правильной артикулШдйи'всех речевых звуков несмотря на

то что утечка воздуха через носовые отверстия в какой-то степени

имеет место.

Навыки, приобретенные до операции, удерживаются и после

операции и тем облегчают дальнейшую работу и укорачивают ее

сроки.

Занятия следует возобновлять возможно раньше — на 12—15

день после операции, когда ринолалик находится еще в стационаре,

клинических условиях по поводу операции.-

Не излагая подробно методики логопедической работы в доо-

п£рационном периоде, можно сформулировать несколько основных

принципов, лежащих в ее основе; они не теряют своего значения

и в послеоперационном периоде.

I. При врожденных расщелинах нижний и средний разделы

речевого аппарата (дыхательный и голосовой) остаются сохранными.

Дефектным является только часть верхнего отдела речевого

аппарата (отсутствие нёба или его недостаточность).

В работе с ринолаликами и будет главным — перенесение

центра тяжести при вызывании звуков на здоровые отделы речевого

аппарата с возможно меньшей нагрузкой на дефектное нёбо

(в верхнем отделе).

Г^авильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью

снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии

и во всей речи.

II. При исправлении речи у ринолаликов следует избегать грубых

артикуляционных упражнений (высовывание языка, отведение

высунутого языка в сторону, подъем кончика языка на верхнюю

губу ит. п.), чтобы не утяжелять впоследствии произвольные

движения, необходимые при закреплении артикуляций отдельных

звуков. Тренируются только движения, необходимые для произнесения

того или иного звука, причемнеобходимо следить, чтобы

ребенок выполнял показанное движение легко, без напряжения?'

которое может передаваться на другие группы мышц речевого апг

парата. Например, при подъеме кончика языка вверх для вызывания

звука ш ребенок часто напрягает сильно губы, жевательные

мышцы и тем самым затрудняет движения языка, делает его весь

напряженным, малоподвижным. В данном случае ребенку предлагают

выполнять движения языка вверх спокойней, легче, не настаивают

на немедленном выполнении этого движения полностью.

I I I. Необходимо широко использовать физиологическое взаимодействие

мышечных групп речевого аппарата, т. е. их взаимосвязанность

и взаимозависимость. Например, нужно переместить

язык несколько вглубь рта. Для этого механическим путем

выдвигают углы рта вперед. При отодвигании углов рта в стороны

язык приближается вперед.

Указанные приемы используются с обязательным привлечением

зрительного контроля (работа перед зеркалом).

Описанный способ получения правильных артикуляций помогает

ребенку ощущать и осознавать движение и соответствующее

ему напряжение той или иной группы мышц и дифференцировать

их между собой.

IV До закрепления правильной артикуляции не следует фиксировать

внимание ребенка на звуке, для того чтобы старая

привычная артикуляция его не мешала закреплению вновь появившегося

правильного произношения. После закрепления

произношения звука его вводят в слова и фразы, которые ребенок

проговаривает под контролем логопеда.

Объем_расщелины не должен смущать логопеда, ибо самостоятельная

речь детей с полной двусторонней расщелиной характеризуется

четкими гласными звуками; их речь более понятна

для окружающих, чем речь детей с неполной врожденной расщелиной

или с субмукозной щелью. Дооперационные занятия

при полной расщелине дают более эффективные результаты и в

логопедической практике.

Встречаются случаи ринолалий, осложненные явлениями дизартрии

или оральной апраксии.

Очерки по патологии речи и голоса. / Под ред. С. С. Ляпидевского

— М., 1963. Вып. II. — С. 102—104.

А. Г. Ипполитова

Основные принципы логопедической работы

при открытой ринолалии

Принципы логопедическойработы при открытой ринолалии

вытекают из сущности данного нарушения и его причин.

1. В основу методики положен принцип использования физиологического

дыхания, которое постепенно перевоспитывается в

речевое диафрагмальное с ротовым выдохом.

2. Развитие такого типа речевого дыхания проводится одновременно

с формированием артикулем звуков речи. Такая параллельность

в формировании дыхания и артикулем позволяет уже

на первых занятиях получить правильные звуки речи.

3. При ринолалии наблюдается тотальное нарушение звукопроизношения.

В связи с этим в логопедической работе необходимо

формировать правильное произношение всех звуков речи заново.

Некоторые звуки в речи могут показаться правильными по

звучанию, но это впечатление обманчиво, так как общая напряженность

мышц артикуляционного аппарата и неправильное

положение языка не обеспечивают нормальной артикуляции.

Поэтому эти кажущиеся правильными звуки нельзя использовать

в логопедических занятиях.

Итак, начиная работу с ринолаликом, необходимо отказаться

от всего, что он умеет произносить, и начать работу заново. Этот

путь лучше обеспечит эффективность наших усилий.

4. Последовательность работы над звуками при ринолалии определяется

подготовленностью артикуляционной базы звуков.

Звуки речи взаимозависимы и взаимосвязаны, и потому наличие

полноценных звуков одной группы является производным

базисом для формирования следующей группы звуков: одни звуки

являются производными для других. Артикулемы имеющихся

звуков будут тем необходимым основанием, на котором воспитываются

новые звуки. В постановке отдельных звуков могут быть

использованы разные опорные звуки.

5. Подготовка артикуляционной базы звука проводится при помощи

специальной артикуляционной гимнастики. Эта гимнастика

постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.

В системе упражнений по развитию артикуляционного прак-

сиса главным должно быть использование физиологического взаимодействия

мышечных групп речевого аппарата, т. е. их взаимосвязанности

и взаимозависимости.

Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не являющихся

основой артикуляции каких-либо звуков (высовывание

134

языка, отведение высунутого языка на верхнюю губу и т.п.), так

как они никак не соответствуют произвольным движениям, необходимым

для закрепления артикуляций отдельных звуков.

Тренируются движения, необходимые для произнесения того

или иного звука, причем нужно следить, чтобы ребенок выполнял

показанное движение легко, без напряжения, так как напряжение

может иррадировать на другие группы мышц речевого

аппарата.

Дополнительные артикуляционные упражнения можно применять

только в строго дифференцированном плане и только в необходимых

случаях. Все они должны быть естественными, физиологичными

и выполняться ребенком без особого напряжения. Чаще

всего они применяются в случаях комбинированных расстройств.

Так, в случаях тяжелых дизартрии, которые могут сопутствовать

ринолалии, применяется массаж и механическая помощь для развития

движения необходимых групп мышц, тренируются движения

для преодоления односторонней слабости языка и т.д. Упражнения

строго дифференцируются с учетом необходимости и

полезности каждого из них. Итак, при проведении гимнастики

артикуляционного аппарата следует обращать внимание на то, что

все тренируемые движения должны служить формированию определенных

артикуляционных укладов речевых звуков.

6. При вызывании звука первоначально внимание ребенка

направляется на его артикулему; не следует фиксировать внимание

ребенка на звуке с привлечением слухового контроля для того,

чтобы его старая привычная артикуляция не мешала закреплению

вновь появившегося правильного произношения. Ребенок

ы& должен знать заранее, над произношением какого звука он

рабохазхь

7 Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь

частично — родителями под руководством логопеда.

/ На первых 10—15 занятиях контроль за формированием правильных

речевых навыков осуществляется только логопедом т.е.

ребенок не получает заданий на дом.

После того как артикуляции окажутся усвоенными^ вводится

буквенное обозначение звуков: речевой материал, проработанный

на занятиях с логопедом, можно закреплять на самостоятельных

занятиях под контролем родителей.

После закрепления произношения отдельных звуков проводится

их автоматизация в словах и фразах, которые ребенок произносит

под контролем логопеда.

Объем речи на занятиях постепенно расширяется, усложняясь

до контекстной речи, и окончательные речевые навыки закрепляются

в форме диалога в новых для ребенка условиях.

В соответствии с изложенными принципами нами разработана

методика обучения правильной речи больных с ринолалией в

дооперационный и послеоперационный периоды. Система занятий,

изложенная в методике, оправдала себя в практической работе.

Она проста и физиологична, не утомительна для ребенка,

значительно облегчает труд логопеда и сокращает срок логопедических

занятий.

В основу работы положены занятия по формированию правильного

речевого дыхания и одновременного построения правильных

артикулем.

Логопедическая работа в дооперационном периоде

Дооперационное логопедическое воздействие при открытой

ринолалии до недавнего времени почти не применялось, о возможности

его применения говорилось очень осторожно. Занятия

проводились в основном с оперированными больными. При

операции анатомический дефект частично или полностью устраняется,

но нужного эффекта для речи чаще всего не возникает.

Поздние сроки осуществления операции уранопластики, недостаточная

эффективность ее влияния на совершенствование

речи, длительность логопедического воздействия после операции

и ряд других причин привели к необходимости пересмотра

сроков логопедического воздействия после операции и заставили

искать плодотворные пути логопедической работы до операции.

Если исходить из того, что дефект речи при ринолалии обусловлен

не только наличием расщелины, но и неправильным положением

языка в полости рта и нарушением взаимодействия

мышц всего артикуляционного аппарата, то можно предположить,

что компенсация двух последних дефектов (неправильного

положения языка в полости рта и нарушения взаимодействия

мышц артикуляционного аппарата) возможна до операции и обеспечит

предпосылки для улучшения речи.

Таким образом, еще до операции можно создать предпосылки

для формирования правильной речи. Логопедическое воздействие

в дооперационном периоде осуществляется в условиях наличия

анатомического дефекта у больных, часто имеющих также определенные

психологические особенности.

Поэтому в работе учитываются формирование правильной

речи и коррекция развития личности.

Формирование правильной речи (работа над произношением)

у ринолалика складывается из воспитания направленного

ротового выдоха в сочетании с одновременным созданием полноценных

артикул ем речевых звуков. Процесс логопедического

воздействия делится на два периода.

Подготовительный период.

Основная цель занятий этого периода — формирование правильного

речевого дыхания параллельно с освоением артикулем.

Период можно условно разделить на два этапа:

А) Формирование речевого дыхания при дифференциации

вдоха и выдоха через нос и рот.

Б) Формирование длительного ротового выдоха при реализации

артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных

глухих согласных звуков.

А. Формирование речевого дыхания. Формирование речевого

дыхания проводится на протйжении всей работы с ребенком. В

подготовительном периоде эта работа ограничивается формированием

только длительного ротового выдоха. (I этап работы).

В основе предлагаемой системы работы — использование

физиологического дыхания, образование физиологически естественных,

ненапряженных дифференцировок речевых движений.

Наиболее продуктивным для формирования правильной речи

является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание.

Г, В начале обучения необходимо определить вид физиологического

дыхания, „ребенка, положив свою ладойь на боковую поверхность

выше его талии. Если дыхание ребенка нижнереберное,

логопед приспосабливает свое дыхание к ритму его дыхания

и начинает работу. Если же у ребенка верхнеключичное или грудное

дыхание, следует попытаться вызвать нижнереберное дыхание

по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка

к себе на бок и проверить своей ладонью его дыхание. Ребенок,

ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражаяему,

переключается на нижнереберное дыхание.

^./С появлением правильного спокойного дыхания при закрытом

рте можно переходить к дифференциации[ротового и носо-

вргр. дыхания. Необходимо объяснить ученику, что существуют

различные виды вдоха и их сочетания: при закрытом рте вдох и

выдох происходят через нос; при открытом рте возможны различные

сочетания вдоха и выдоха. После такого объяснения ребенку

предлагается проделать конкретные дыхательные упражнения.

Цель этих упражнений — в процессе разучивания различных

видов вдоха й выдоха згщ&пить диафрагмальный вдох и постепенный

спокойный выдох. Кроме того, эти упражнения закладывают

основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха.

Формирование" речевой паузы при дыхании происходит спон-

137

танно, так как ребенок задерживает выдох, обращая внимание

на то, как нужно осуществить выдох: через нос или рот при переходе

от вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произношению

гласных и согласных звуков эта пауза будет постепенно

увеличиваться и закрепляться. А с переходом к слоговым сочетаниям,

словам и фразам она полностью нормализуется, что обес-

педщт правильное речевое дыхание.

^ Во время таких упражнений необходимо приучать ребенка к

ощущению проходящей по слизистым оболочкам ротовой и глоточной

полости направленной струи воздуха во время вдоха и

лыдрха.

Направление выдыхаемой через рот струи воздуха контролируется

движением ваткиг положенной на гладкую поверхность

бумаги или ладони, поднесенной ко рту при выдохе, чтобы ребенок

мог видеть направление ее движения и корригировать

это направление в соответствии с указаниями логопеда. Такой

выдох, ни в коем случае не отождествляемый с выдуванием,

формирует направленность полного, спокойного ротового выдоха.

Мы не считаем нужным проводить каких-либо специальных

упражнений по развитию дыхания (сдувание ватки, надувание

мягких резиновых игрушек и т. п.), часто применяемых в логопедической

практике, так как все виды такого дыхания к речи

отношения не имеют. Кроме того, эти упражнения часто выполняются

ребенком с напряжением, которое для речи вредно, так

как оно может иррадиировать навесь мышечный комплекс речевого

аппарата и тем самым затруднять артикуляцию.

Внимание ребенка постоянно фиксируется на направлении

речевого выдоха и на положении органов артикуляции при выдоху

J Для организации правильного ротового выдоха необходимо

изменить положение языка в полости рта.

Уже при разучивании видов вдоха и выдоха внимание ребенка

сразу же обращается на положение органов артикуляции: при

ротовом выдохе кончик языка нужно удерживать у нижних резцов,

рот открывать как при позевывании. При этом корень языка

должен быть опущен. Если передвижение кончика языка к

нижним резцам недостаточно снижает корень языка, можно временно

допустить высовывание языка между зубами или нажать

на корень языка шпателем (последний применяется в крайнем

случае).

Правильный ротовой выдох при опущенном корне языка полностью

снимает носовой оттенок в том или ином звуке, а впоследствии

и во всей речи.

138

Б. Развитие орального праксиса. Параллельно с работой по

развитию диафрагмального дыхания проводится гимнастика артикуляционного

аппарата на артикулемах гласных и согласных

звуков (И этап работы).

На четкость речи в большой мере влияет характер произношения

гласных звуков. С них и начинается специфическая гимнастика

в процессе которой тщательно прослеживается уклад

органов произношения для каждого гласного звука. Особое внимание

уделяется положению кончика языка, который на первых

порах необходимо удерживать у нижних резцов при подготовке

артикулем всех гласных звуков. Этот прием позволяет увеличить

объем ротовой полости и тем самым обеспечить возможности

для прохождения воздушной струи через рот. Изменение положения

губ при артикуляции гласных, благодаря мышечной взаимосвязанности,

естественным путем приведет язык к правильному

положению для каждого отдельного звука. Гимнастика

начинается с изучения артикуляции гласных звуков.

/"U подготовительном периоде главная задача состоит в орга-

1*шзации ротового выдоха, поэтому все артикуляционные упражнения

осуществляются без включения ходрса. Ребенок еще не

знает, что выполняемыеТш упражнения являются артикулемами

гласныхзвуков. В это время логопеду представляется возможность

уточнять и улучшать уклад артикулем. Формируемые артикуляции

запоминаются ринолаликом кинестетически, устанавливаются

условнорефлекторные связи между артикулемой и ее

рисунком, и он начинает свободно воспроизводить шепотом звук,

ориентируясь на рисунок. Объяснения логопеда знакомят ребенка

с точным положением органов произношения, с направлением

воздушной струи через рот.

При формировании артикулем следует обращать внимание на

выполнение упражнений без напряжения и предупреждать появление

синкинезий лицевых и мимических мышц.

При развитии орального праксиса нужно предусмотреть некоторые

специфические пути воздействия, которые оказываются

необходимыми особенно в случаях комбиноза ринолалии с

другими речевыми нарушениями.

Принцип избирательной артикуляционной гимнастики допускает

применение дополнительных артикуляционных упражнений

(не создающих непосредственно артикулем речевых звуков). Например,

при сочетании ринолалиии и дизартрии у ребенка язык

при подъеме кверху резко уходит в левую сторону. Это значит,

что правая сторона его мышц слабее левой. При слабости мышц

правой стороны языка следует проводить соответствующие упражнения

только для укрепления и развития мышечной силы

правой половины языка. Для этого ребенку предлагают языком

дотронуться до зубов с левой стороны вверху и внизу, подпереть

языком левую щеку, что дает нагрузку на мышцы правой стороны

языка.

При слабости левой стороны языка все указанные упражнения

проводятся с учетом нагрузки на левую сторону.

Эффективными являются упражнения с преодолением сопротивления.

Например, при правосторонней слабости языка ребенка

просят высунуть язык и отвести его в левую сторону. Этому

отведению логопед препятствует шпателем, чтобы увеличить

нагрузку на мышцы правой стороны языка и т. д.

Для улучшения произвольных движений языка, губ и лицевых

мышц при артикуляции нужно рассказывать ребенку, где и как

он должен дать то или иное напряжение мышц и научить его

«послушать» это напряжение, ощупать положение органов произношения,

участвующихв данной артикуляции, запомнить это

положение зрительно (пользуясь зеркалом) и кинестетически. Для

более четких ощущений можно помочь ребенку механически.

Например, взять язык в стерильную марлевую салфетку и произвести

нужный уклад языка.

При формировании артикуляционного праксиса необходимо

учитывать мышечнукд взаимосвязь брганов артикуляции.

Для этого полезно использовать следующие приемы. Например,

для формирования определенного артикуляционного уклада

нужно переместить язык несколько в глубь рта. Для этого

механическим путем выдвигаются углы рта вперед. И наоборот,

при отодвигании углов рта в стороны язык приближается

вперед.

Указанные приемы используются с обязательным привлечением

зрительного контроля (работа перед зеркалом).

Описанный способ получения правильных артикулем дает

возможность подробно объяснить ребенку видимые стороны артикуляции

и тем самым воздействовать на невидимые. Это помогает

ребенку ощутить и осознать движение и соответствующее

ему напряжение той или иной группы мышц и дифференцировать

их между собой.

Таким образом, в предлагаемой системе логопедической работы

испрльзуатся..ст1е1щфическая гимнастика органов артикуляции

(тренируются только тё^й™ен1та;пКоторые необходимы

для произнесения речевых звуков); вместе с тем предусматривается

ряд дополнительных упражнений, способствующих развитию

артикуляционного праксиса. Развитие артикуляционного

праксиса проводится одновременно с развитием речевого

дыхания. Все упражнения по созданию артикуляций звуков яв-

ляются одновременно обучением ротовому выдоху, т. е. служат

приемом воспитания речевого дыхания и гимнастикой для речевого

аппарата.

Последовательность работы над звуками

в подготовительном периоде

Гласные звуки Артикулемы гласных звуков формируются

в такой последовательности: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю (заканчивает

эту последовательность полугласный звук й).

Звуки я, е, ё, ю формируются из сочетания и и соответствующего

гласного звука (а, э, о, у). Звук и позволяет проследить

направление выдоха как в первой, так и во второй

части дифтонга.

Приводим ниже рисунки для записи артикуляции того или

иного звука, подчеркивающие особенности артикулем (звуки а,

э, о, у, и). Эти рисунки показывают направление вытягивания

губ и подчеркивают, что напряжение в губных мышцах падает

больше на верхнюю губу. Для звука

ы напряжение мышц у крыльев носа,

для и подчеркивается симметричное

отведение углов рта в горизонтальном

направлении. Длительность ротового

выдоха схематически изображается

длинным прочерком, а

краткость его — точкой (для й).

Эти схемы можно выполнить из

картона, что даст возможность ощупывать

их (особенно при нарушении

орального праксиса и при сильном

снижении зрения).

С о г л а с н ы е з в у к и После

знакомства с артикулемами гласных

звуков начинаются упражнения

по развитию ротового выдоха

на артикулемах глухих согласных

звуков. Работа над артикулемами

гласных продолжается при шепотном

их произнесении

Ипполитова А. Г. Открытая ринола-

лия. - М. 1983. - С. 51-58.

И. И. Ермакова

Расстройства голоса при ринолалии

и их коррекция

Расстройство голоса при ринофонии и ринолалии многосторонне.

Ведущим является изменение тембра голоса — открытая

назализация — неприятный носовой резонанс, придающий к тому

же смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возникает

из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей.

Она значительно изменяет акустические характеристики фонем.

Голос становится монотонным, неполетным и слабым.

Расщелина нёба, как анатомический дефект надставной трубы,

приводит к асимметрии в строении резонаторных полостей

гортани, глотки, носа, а также дискоординирует функцию комплекса

нёбо — гортань, в котором нёбо играет роль пускового

двигательного возбудителя. Доказано, что положение мягкого нёба

вызывает изменение положения голосовых складок. Поэтому

нарушение целостности, анатомическая и функциональная асимметрия

мышц мягкого нёба и глотки приводят с возрастом к

функциональной асимметрии голосовых складок, что снижает

силу голоса, делает его сдавленным, истощимым, смодулированным.

Анатомический дефект, гортанные звукообразования, двигательная

дисфункция в сочетании с неправильным голосоведением

провоцирует узелковыеи воспалительные процессы в гортани,

фонастению, парез внутренних мышц гортани у 70—80%

подростков и взрослых с расщелинами нёба. Эти заболевания

ослабляют и истощают голос, придают ему осиплость и охриплость.

^ Все перечисленные патологические качества голоса усугубляются

нарушением фонационного дыхания и особенностями поведения

людей, страдающих ринолалией или ринофонией.

В результате звучание голоса и механизм фонации при расщелинах

нёба становятся настолько специфичными, что М.Зее-

ман выделил голос при ринолалии в самостоятельное расстройство

и назвал его «дисфония палатина» или «палатофония».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: