Дифференциация дислалии 14 страница

других анализаторов (особенно зрительного и тактильного).

Большое место в работе при дизартриях занимает артикуляционная

гимнастика.

Работу рекомендуется начинать с обучения ребенка проглатыванию

слюны. Для этого производят массаж жевательных

мышц, пассивно-активно вызывая жевательные движения и закидывая

голову ребенка назад, просят его проглотить слюну. Для

стимуляции жевательных движений ребенку на каждом занятии

дают булку или печенье и учат его жевать перед зеркалом. Затем

ребенка учат произвольному закрыванию рта за счет пассивно-

активных движений нижней челюсти. Вначале эти упражнения

проводятся пассивно: одна рука логопеда помещается под нижней

челюстью, под подбородком, другая кладется на голову ребенка;

путем легкого надавливания и сближения рук челюсти

ребенка смыкаются. Там, где позволяют степень и характер двигательного

поражения, эти движения производят при помощи

рук самого ребенка. В дальнейшем проводят активную гимнастику

по тренировке этих движений под счет и по команде: «открой

рот, закрой».

Для развития достаточного произвольного напряжения мышц

лица, круговой мышцы рта рекомендуется применение специальных

салфеток, трубочек. Ребенок охватывает трубку губами и старается

помешать попыткам логопеда вытянуть ее изо рта. Для развития

мышц губ применяют специальные упражнения по

вытягиванию губ вперед трубочкой, растягиваниюих в стороны,

по чередованию этих движений (хоботок-оскал, хоботок-оскал и

т. д.). Эти упражнения нередко представляют очень большую трудность

для ребенка с дизартрией и требуют предварительных тренировочных

упражнений на опускание нижней губы при фиксировании

верхней и др.

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами

языка. Эту работу рекомендуют начинать с воспитания активного

прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем

приступают к отработке общих, менее дифференцированных движений

языка, вначале в пассивном плане (вытягивание языка

вперед и убирание его назад в полость рта). Отработка мышц

корня языка начинается с их рефлекторных сокращений. Так,

раздражая корень языка бумажной трубочкой, добиваются рефлекторного

сокращения этих мышц; эти движения закрепляют

на рефлекторах, а затем произвольных кашлевых движениях.

После этого постепенно переходят к отработке более тонких и

дифференцированных движений языка, вначале пассивных, а

затем активных.

Проводя артикуляционную гимнастику, работая над голосом

и дыханием, одновременно соответственно отрабатываемым

артикуляционным укладам, у ребенка вызывают первые

звуки. Работая над речевой мускулатурой, одновременно упражняют

мимические мышцы лица. Ребенка учат закрывать и

открывать глаза, один глаз, придерживая рукой другой, хмурить

брови и т. д.

Работа над артикуляторной моторикой и мимикой всегда сочетается

с работой по развитию моторики рук. У детей постепенно

развивают опорную, хватательную, манипуляционную деятельность

рук и тонкие дифференцированные движения пальцев.

При работе над ручной моторикой для воспитания четких пальцевых

кинестезии также применяют тактильную стимуляцию при

помощи массажа. Если логопедические занятия проводят с ребенком

в положении сидя, то его руки помещают на стол, ладонь

и пальцы прижимают к столу. При проведении гимнастики

рук детей учат разминать и раскатывать пластилин; сжимать руками

резиновые груши, захватывать кончиками пальцев мелкие

предметы, складывать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, штриховать,

раскрашивать картинки, застегивать и расстегиватьпуговицы,

крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и вилкой.

Нарушения голосообразования

Характерной особенностью дизартрии является нарушение

голоса, что в значительной степени зависит от патологического

состояния мышц гортани, особенно перстне-щитовидных, натягивающих

истинные голосовые связки. При поражении этих

мышц голос становится слабым, немелодичным.

Все движения гортани связаны с движениями языка, нёба и

нижней челюсти, поэтому нарушения голоса и артикуляционные

расстройства чаще всего выступают вместе. Для возникновения

голоса большое значение имеет вибрация голосовых связок.

При слабости и паретичности мышц голосового аппарата

вибрация голосовых связок нарушается, поэтому сила голоса становится

минимальной. Спастическое сокращение мышц голосового

аппарата иногда полностью исключает возможность вибрации

голосовых связок... Поэтому патологические состояния мышц

голосового аппарата могут быть причиной нарушения произно-

шения звонких согласных и замены их на глухие, артикуляция

которых осуществляется при не сомкнутых и не колеблющихся

голосовых связках.

Нарушения голосообразования при дизартриях определяют

необходимость при проведении речевой терапии особое внимание

уделять постановке голоса и отдельных звуков... Эти приемы

являются общепринятыми в логопедии и в значительной степени

основываются на сочетанных координированных движениях

артикуляционных, дыхательных и фонационных мышц. Поэтому

при постановке звуков у детей с церебральными параличами

большое значение имеет ортофоническое лечение, основанное

на двигательной терапии голоса при помощи артикуляционных

и дыхательных упражнений. Большое внимание уделяют утрированным

артикуляционным движениям перед зеркалом и сочетанию

их со звуком.

Проводя артикуляционную гимнастику при постановке голоса,

особенно большое внимание уделяют развитию движений

нижней челюсти вниз и движений мягкого нёба. При помощи

этих движений образуются достаточные резонаторные камеры,

необходимые для звучания голоса. Таким образом, все мероприятия

по постановке голоса и звуков у детейс дизартрией проводят

в общем комплексе речевой терапии этих детей.

Как при проведении артикуляционной гимнастики, так и при

работе над голосообразованием нередко требуется применение

медикаментозной терапии (стимулирующей, антихолинэстераз-

ной и симптоматической, направленной на снижение мышечного

тонуса).

Нарушения дыхания

Нарушения дыхания являются частыми при дизартриях у детей

с церебральными параличами, особенно при гиперкинетической

и мозжечковой формах. Эти нарушения дыхания имеют

сложный патогенез. Прежде всего могут иметь значение паре-

тичность дыхательных мышц, изменения их тонуса, нарушение

их реципрокной иннервации...

Большое значение в нарушении активного выдоха у детей с

церебральными параличами может иметь общий недостаточный

объем их дыхания, который в значительной степени может зависеть

от вынужденного неподвижного положения ребенка.

Расстройства дыхания у детей с церебральными параличами

наиболее часто зависят от нарушения центральной регуляции

дыхания, а также от патологии двигательной функциональной

системы.

Клинически нарушения дыхания у детей с церебральными

параличами проявляются в расстройствах ритма и глубины дыхания,

в нарушении координации между артикуляцией и дыханием.

В момент речи дыхание учащается, после произнесения

звука ребенок делает судорожный вдох. В некоторых случаях

нарушения дыхания отмечаются и независимо от речи, но всегда

в момент речи эти нарушения резко усиливаются. Особенно страдает

у детей с церебральными параличами возможность активного

выдоха. Несмотря на постоянно полуоткрытый рот, они

выдыхают через нос, произвольное выдыхание через рот часто

является невозможным.

Работа над дыханием... начинают с первых месяцев жизни

ребенка. Это имеет большое значение прежде всего для его общего

соматического состояния, а также для стимуляции первых

звуков.

С детьми после года в процессе проведения логопедических

занятий регулярно работают над развитием речевого дыхания.

Ребенка учат дышать через рот... Затем вдыхать и выдыхать через

нос... Наконец вдыхать через нос и произвольно выдыхать через

рот. С детьми более старшего возраста все эти занятия проводят

в виде коллективной дыхательной гимнастики под счет или музыку.

Там, где позволяют двигательные возможности, подключаются

движения руками. Разработка речевого дыхания проводится

в различных положениях больного ребенка: на спине, сидя,

стоя. С детьми раннего возраста и при тяжелом двигательном

поражении дыхательные упражнения в основном проводятся в

положении на спине — в «рефлексзапрещающей позиции». В

процессе отработки речевого дыхания большое значение имеют

специальные игры-упражнения: выдувание мыльных пузырей,

задувание свечей, сдувание со стола мелких пушинок и бумажек,

игра на губной гармошке, различных дудочках, дутье в специальные

бумажные трубочки. Работа над дыханием, фонацей и артикуляцией

проводится в тесном единстве; большое значение в этой

работе имеют специальные логоритмические игры.

Оральная апраксия

У детей с церебральными параличами часто выявляется апраксия

артикуляционных мышц. При дизартрии выявление ап-

раксии нередко затруднено из-за параличей и парезов артикуляционных

мышц и нарушений мышечного тонуса. Апраксия

речевой мускулатуры способствует еще большему ограничению

объема движений в артикуляционных мышцах. Уменьшение проявлений

апраксии происходит по мере развития всей рече-дви-

гательной функциональной системы, особенно ее афферентного

звена.

Очень важным разделом речевой терапии является работа над

развитием орального и ручного праксиса, кинестетических ощущений

и кинестетического следового образа.

Ассоциирование реакции проявляется в нарастании мышечного

тонуса в артикуляционной мускулатуре и усиливают дизарт-

рические нарушения при всех видах активных движений в конечностях.

С другой стороны, попытки активных артикуляторных

движений способствуют усилению мышечного тонуса в скелетной

мускулатуре.

Важным разделом речевой терапии является правильная организация

логопедических занятий. Логопед стремится не допустить

чрезмерных усилий ребенка, которые могут способствовать

диффузному повышению мышечного тонуса как в скелетной, так

и в речевой мускулатуре. Успехи речевой терапии дизартрии во

многих зависят от раннего начала логопедических мероприятий,

поэтому ранняя диагностика дизартрии имеет очень большое

значение.

Вопросы ранней диагностики дизартрии. Клинические проявления

дизартрии часто входят в симптомокомплекс так называемого

псевдобульбарного синдрома. Уже у новорожденных можно

отметить первые признаки псевдобульбарных нарушений:

слабость крика или его полное отсутствие, нарушения сосания,

глотания, дыхания, отсутствие или слабость некоторых врожденных

безусловных рефлексов (сосательного, поискового, хоботкового,

ладонно-рото-головного). Крик у таких детей тихий, плохо

модулированный, нередко с носовым оттенком, иногда в виде

отдельных всхлипываний, которые ребенок производит в момент

вдоха.

Дети не берут грудь или сосут очень вяло, при сосании захлебываются,

синеют. В тяжелых случаях нарушено и глотание, и

дети глотают только в тех случаях, когда пища попадает глубоко

в полость рта. Может иметь место асимметрия лица, отвисание

нижней губы. Дыхание у таких детей поверхностное, нередко

учащенное и аритмичное. По мере роста ребенка выявляется,

что он совсем не может жевать, кусать, пить из чашки или из

блюдца. Указанные затруднения кормления являются причиной

раннего перевода детей на искусственное вскармливание. В отдельных

тяжелых случаях такие дети до 2—3 лет питаются через

соску.

Все это, с одной стороны, приводит к проявлениям гипотрофии,

анемии, гипопротеинамии, общей соматической ослабленное

™, с другой — способствует еще более выраженной слабости

артикуляционных мышц в связи с отсутствием их деятельности.

Последнее значительно утяжеляет речевые нарушения у этих

детей.

Клинические формы дизартрии

Псевдобульбарная дизартрия. Как уже указывалось выше, клинические

проявления псевдобульбарной дизартрии входят в сим-

птомокомплекс псевдобульбарного синдрома и проявляются у

детей раннего возраста главным образом в расстройствах сосания,

глотания, жевания, в нарушениях дыхания. Спастичность

артикуляционных мышц и фонационных мышц играет большую

роль в патологии речи у этих детей. Отмечаются самые разнообразные

комбинации парезов черепномозговых нервов и спазмов

различных артикуляционных и фонационных мышц.

В зависимости от клинических особенностей в логопедической

практике выделяются две формы псевдобульбарной дизартрии:

спастическая и паретическая. Наиболее часто отмечается

сочетание обеих форм.

Спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. При спастической

форме псевдобульбарной дизартрии отмечается выраженная

спастичность артикуляционной и фонационной мускулатуры.

Спастичность может преобладать над парезами артикуляционных

мышц. В силу измененного мышечного тонуса и па-

ретичности подвижность артикуляционных мышц резко

ограничена. Как и при всяком центральном парезе, страдают

наиболее тонкие, изолированные движения. Особенно это касается

движений языка вверх. Поэтому при указанной форме дизартрии

нарушено прежде всего произношение переднеязычных

звуков, для которых требуется поднятие кончика языка вверх (р,

л, ж, шу ч). Нередко ограничены также движения языка в стороны,

вниз, вперед. В тяжелых случаях имеется только ограниченное

движение вперед, и язык едва касается края нижних зубов.

Как при всяком центральном парезе, крайне затруднено произвольное

расслабление; попытка к движению и движение вызывают

повышение мышечного тонуса в артикуляционной, фонационной,

а также дыхательной мускулатуре, а в некоторых случаях

и в скелетных мышцах (ассоциированные реакции).

Следующей особенностью этой формы дизартрии является

частое наличие синкинезий. Наиболее характерной синкинезией

является движение нижней челюсти, нижней губы при попытке

поднятия кончика языка вверх. Характерно отсутствие произвольных

движений при сохранности рефлекторных, автоматических.

Ребенок не может произвольно открыть рот и произнес-

ти звук а, в то же время он может зевать, плакать, кашлять.

Ребенок не может по инструкции высунуть язык вперед, а при

еде облизывает губы.

В более легких случаях псевдобульбарной дизартрии активные

движения артикуляционных мышц сохраняются, но объем

их ограничен, ребенок с трудом удерживает позу языка, губ.

Спастическая псевдобульбарная дизартриявозникает в результате

двустороннего надъядерного поражения кортико-нуклеар-

ных путей на различном уровне их протяжения...

Паретическая форма псевдобульбарной дизартрии. При этой

форме псевдобульбарной дизартрии отмечается выраженный парез

речевых мышц со значительной их слабостью и ограничением

активных движений, нерезко повышенный или даже пониженный

мышечный тонус. Не все авторы выделяют паретическую

форму в самостоятельную, однако у детей раннего возраста при

некоторых формах церебрального паралича нередко наблюдается

преобладание паретического компонента над спастическим, что

требует определенных логопедических приемов. С этой точки зрения

правомерно выделение паретической формы. При этой форме

дизартрии отмечается общая слабость лицевой, артикуляционной

и жевательной мускулатуры. Язык обычно вялый, широкий,

распластанный, занимает всю ротовую полость, подвижность его

резко ограничена. Отмечается повышенная истощаемость речевой

мускулатуры. Жевание крайне ослаблено, рот полуоткрыт,

усилена саливация. В фонетическом отношении нарушено прежде

всего произношение звуков, требующих наиболее точных дифференцированных

движений языка (переднеязычные звуки) и

достаточно мышечных усилий (смычные губные звуки — л, т, к,

б, д, г), особенно губно-губные: л, б, м, язычно-альвеолярные

звуки: р. При выраженной паретичности мышц языка может страдать

и произношение ряда гласных звуков, особенно тех, которые

требуют достаточного подъема спинки языка вверху и, ы, у.

Для этой формы дизартрии характерно также то, что наряду с

ограничением активных движений артикуляционных мышц отмечается

большая трудность в удержании нужной артикуляционной

позы. Язык может уклоняться в сторону более паретич-

ной половины.

В силу паретичности мышц мягкого нёба отмечается в той

или иной степени выраженности открытая гнусавость. Ребенок

все звука произносит с носовым оттенком. Мягкое нёбо провисает,

подвижность его при произношении звуков ограничена.

Речь при паретической форме псевдобульбарной дизартрии

обычно медленная, афоничная, затухающая, плохо модулированная.

В ряде случаевпаретическая форма дизартрии, так же как и

спастическая, осложняется нарушением кинестетического восприятия

речевых мышц и элементами оральной апраксии.

Преобладание паралича наблюдается и в лицевой мускулатуре,

поэтому амимия у детей обычно значительно выражена. Состояние

мимико-артикуляционной мускулатуры аналогично тому,

которое наблюдается в скелетной мускулатуре, где явления паралича

также преобладают над спастичностью. Спастичность

выявляется либо в определенных группах мышц при движении,

либо при определенном положении тела (вертикальном) — в этом

случае она развивается в аддукторах бедер, икроножных мышцах,

иногда в сгибателях или разгибателях пальцев. Повышение

тонуса при изменении положения тела может возникать и в артикуляционных

мышцах, но обычно он повышается незначительно

и не доходит до степени выраженной спастичности, как это

имеет место при спастической форме.

Локализацией поражения при паретической форме псевдобульбарной

дизартрии, по мнению ряда авторов, является область

варолиева моста... У больных с этой формой дизартрии

восстановление речи происходит с большим трудом — медленно

регрессируют псевдобульбарные симптомы, дыхательные нарушения,

с большим трудом развивается координация между дыхательными

и артикуляционными движениями, поэтому нарушения

звукопроизношения наряду с афонией и носовым оттенком

голоса держатся долго.

Речевая терапия при псевдобульбарной дизартрии должна начинаться

с первых месяцев жизни ребенка. На первом году жизни

она имеет следующие задачи: 1) воспитание навыков глотания,

сосания, жевания; 2) развитие проприоцептивных ощущений

в речевой мускулатуре путем пассивно-активной гимнастики артикуляционных

мышц; 3) развитие дыхательной функции; 4) воспитание

голосовой активности. В дальнейшем наряду с работой

над артикуляцией, фонацией, речевым дыханием и фонематическим

слухом большое внимание уделяется воспитанию речевых

кинестезии, развитию кинестического следового образа как

в речевой мускулатуре, так и в мышцах пальцев рук. Вся речевая

терапия проводится на фоне медикаментозной в едином комплексе

реабилитационныхмероприятий.

Экстрапирамидная дизартрия. Речевые нарушения при экстрапирамидной

дизартрии зависят в основном от трех факторов:

1) резкого изменения тонуса; 2) нарушения эмоционально-двигательной

иннервации; 3) появления гиперкинезов.

В соответствии с локализацией поражения удельный вес и

клинические проявления каждого из трех перечисленных компонентов

будут неодинаковыми. В зависимости от этого выделя-

ют две формы экстрапирамидной дизартрии: ригидную и гиперкинетическую.

Нередким является сочетание обеих форм.

Для нарушений мышечного тонуса при экстрапирамидной

локализации поражения характерны меняющийся характер этого

тонуса, его большая зависимость от внешних влияний, произвольных

движений, эмоционального состояния больного, положения

его тела и головы. Отсюда важное клиническое отличие

экстрапирамидной дизартрии от псевдобульбарной. Для экстрапирамидной

дизартрии характерно отсутствие стабильности артикуляционных

нарушений, поэтому и расстройства фонации

(звукопроизношения) менее постоянны, чем при псевдобульбарной.

Так, ребенок в спокойном состоянии может правильно произносить,

отдельные звуки, особенно когда он в процессе игры

разговаривает со своими игрушками, и тот же ребенок не может

произнести этих звуков в беседе с родителями, особенно с незнакомыми

людьми. Если в спокойном состоянии в речевой мускулатуре

отмечается дистония с трудностью удержания какой-

либо артикуляционной позы, то при попытке произнесения слов

наблюдается резкое повышение мышечного тонуса в артикуляционной

мускулатуре. Корень языка резко напрягается, и ребенок

нередко непроизвольно выкрикивает отдельные заднеязычные

звуки — гы-кы и т. д. При менее выраженном нарушении

мышечного тонуса ребенок пытается говорить, но речь его смазанная,

невнятная, голос с гнусавым оттенком...

Тонические мышечные нарушения могут распространяться и

на дыхательную мускулатуру, и на мышцы гортани, обусловливая

своеобразие расстройства голосообразования и дыхания у этих

детей.

Следующие клинические особенности этой формы дизартрии

зависят от нарушений эмоционально-двигательнойиннервации

и проявляются в расстройствах так называемой просодической

стороны моторной речи. В этих случаях страдает не столько артикуляция,

сколько мелодия, темп речи, возможность говорить

медленно или быстро, нарушается интонация. Эмоциональный

оттенок речи утрачивается, речь делается монотонной, однообразной,

смодулированной. Во время фразовой речи происходит

ее постепенное затухание, переходящее порой в неясное бормотание.

К особенностям этой формы дизартрии следует отнести и частое

наличие гиперкинезов как в речевой, так и в скелетной мускулатуре.

Наличие гиперкинезов в речевой мускулатуре грубо искажает

речь, порой делает ее малопонятной, временами невозможной.

Так, в некоторых случаях гиперкинезы языка приводят

к насильственному раскрытию рта и выбрасыванию языка впе-

185

ред, что может полностью лишать ребенка возможности говорить.

При гиперкинетической форме дизартрии отмечаются также

выраженные гиперкинезы в мышцах диафрагмы, межреберных

мышцах, что грубо нарушает дыхание, плавность речи и

приводит к возникновению насильственных выкриков, стонов.

Особенностью этой формы дизартрии являются также резко

выраженные дыхательные нарушения.

Если для псевдобульбарной дизартрии характерна кинестетическая

апраксия, связанная с нарушением кинестетического восприятия

и нестойкостью кинестетического следового образа, то

при этой форме дизартрии чаще имеет место кинестетическая

динамическая апраксия, которая приводит к большим трудностям

при переключении от одной артикуляции к другой, при

переходе от звука к звуку, от слова к слову, т.е. в отличие от

псевдобульбарной дизартрии здесь наиболее резко страдает автоматизация

артикуляторных движений. Иногда эти моторные

нарушения речи могут напоминать фонетические расстройства

при моторной алалии...

Особенности речевой терапии при экстрапирамидной форме

дизартрии. Основной задачей речевой терапии при экстрапирамидной

форме дизартрии является изменение характера пропри-

оцептивной афферентной импульсации, при которой было бы

возможно уменьшение ригидности и гиперкинезов как в речевой,

так и в скелетной мускулатуре. Это достигается прежде всего

путем нормализации патологической афферентации из лабиринтов,

путем изменения положения тела ребенка в пространстве

и положения головы по отношению к конечностям (помещение

ребенка в «рефлексозапрещающую позицию»)...

Одной из задач речевой терапии при экстрапирамидной форме

дизартрии является максимальное развитие произвольных движений

в артикуляционной, фонационной, дыхательной и скелетной

мускулатуре. Ребенка не только учат произвольно управлять

своими речевыми и скелетными мышцами, но и воспитывают у

него возможность движений в определенном ритме и темпе, возможность

произвольного превращения движений и переключений

с одного движения на другое. Все речевые занятия проводят

на фоне стимулирующей, антихолинэстеразной и симптоматической

терапии, направленной на снижение мышечного тонуса и

уменьшение гиперкинезов... Для развития произвольного дыхательного

ритма, координации между дыхательными движениями,

фонацией и артикуляцией всю речевую терапию с этими детьми

рекомендуют проводить под определенные ритмические раздражители.

Такими раздражителями могут быть слуховые — музыка,

удары метронома, счет, зрительные — ритмические взмахи рука-

186

ми логопеда и потом самого ребенка. Важная роль в работе с

этими детьми принадлежит пению и логоритмике.

Во всех случаях логопедические мероприятия начинаются с

разработки ритмичного, произвольного дыхания... Для развития

произвольного дыхания исключительно большое значение имеют

специальные дыхательные игры-упражнения выдувание мыльных

пузырей, задувание свечей, сдувание различных мелких предметов,

игра на губных музыкальных детских инструментах (дудочки,

свирели, гармошка). Наряду с работой над дыханием проводятся

специальные упражнения по развитию артикуляции и

фонации. При проведении этих упражнений большое внимание

уделяется развитию статико-динамических ощущений, четких

артикуляционных кинестезии.

С детьми более старшего возраста, владеющими навыками

ходьбы, наряду с индивидуальными логопедическими занятиями

проводится коллективная речеваяигротерапия. Применяются

различные ритмические игры, в процессе которых отрабатываются

определенный тип речи и движения, возможность произвольной

остановки. С этими детьми возможно применение отдельных

элементов аутогенной тренировки для воспитания

возможности произвольного расслабления, произвольного управления

дыханием, фонацией и артикуляцией.

Мозжечковая дизартрия. Мозжечковая дизартрия отмечается

при поражении мозжечка и его связей. Для этой формы дизартрии

прежде всего характерна выраженная асинхронность между

дыханием, фонацией и артикуляцией. Речь становится замедленной

по темпу, толчкообразной, с нарушенной модуляцией

ударений, затуханием голоса к концу фразы — «скандированная

речь».

Наблюдается мозжечковая дизартрия при атонически-астатической

форме детского церебрального паралича, а также при

некоторых других формах заболевания, осложненных астатически-

атоническим синдромом. Тонус в артикуляционной мускулатуре

при этой форме дизартрии обычно понижен: губы и язык

гипотоничны, подвижность их ограничена, мягкое нёбо пассивно

провисает, жевание ослабленно, мимика вялая. Ввиду гипотонии

и паретичности артикуляторных мышц, атаксии с явлениями

гиперметрии ребенок с трудом воспроизводит и удерживает

определенные артикуляционные уклады. В фонетическом отношении

страдает прежде всего произношение тех звуков, для которых

требуется достаточная четкость и дифференцированность

артикуляторных движений (переднеязычные звуки), а также достаточная

мышечная сила сокращения губных и язычных мышц

(губные и взрывные звуки). Ввиду паретичности мышц мягкого

187

нёба при этой форме дизартрии обычно имеет место открытая

гнусавость. При мозжечковой дизартрии, как и при некоторых

других формах, нередко отмечаются проявления оральной дисп-

раксии с нечеткостью кинестетического восприятия в речевой

мускулатуре.

В процессе становления речи у этих детей исключительно важное

значение имеют занятия по выработке синхронности голоса

и дыхания. Большое место в речевой терапии, так же как и при


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: