Основы работы в Turbo Pascal

Изучения графического интерфейса TP

 

Цель: Изучить графический интерфейс TP: назначение основных клавиш, работа с окнами, создание, запуск, компиляция и отладка программ.

 

Задания и порядок выполнения

  1. Запустить программу TP 7.0

Для этого выполнить C:\TP7\BIN\turbo.exe

  1. Зарисовать окно программы в тетради и подписать основные элементы окна.
  2. Выписать основные пункты меню и их назначение (см. раздел 2, пункты 2.2-2.4).
  3. Развернуть окно программы на весь экран с помощью сочетания клавиш Alt+Enter.
  4. Создать новое окно, которое имеет имя Noname 01.pas.

Для этого нажимаем File→New 8.

  1. Вернуться к первому окну Noname 00.pas, нажав клавишу F6.
  2. Создать третье рабочее окно Noname 02.pas и развернуть его на весь экран с помощью клавиши F5.
  3. Перейти в первое окно с именем Noname 00.pas, нажав Alt+№ окна.
  4. Изменить расположение открытых окон на экране.

Для этого выбрать пункт меню Window→Cascad или Window→Tile (черепица).

  1. Выбрать пункт меню Window→Size/Move (ограничивающие линии окна меняют цвет)(или нажать сочетание клавиш Ctrl+F5 ).

С помощью клавиш управления курсором и клавиши Shift изменить размеры окна. Без нажатия клавиши Shift можно изменять положение окна на экране. После выбора нужного размера и положения окна нужно нажать клавишу Enter. Обратные действия можно выполнить командой Window→Zoom или F5.

  1.   В первом окне с именем Noname 00.pas набрать следующий текст программы (переключение языка осуществляется нажатиемТОЛЬКО КЛАВИШИ ПРАВЫЙ CTRL ):

{Первые две строки - это комментарии}

{Любая программа начинается с заголовка}

Program primer_1;

{Секция описания переменных}

Var

{Здесь должны находиться описания переменных}

{Тело программы}

{Логические скобки, обрамляющие блок программы}

Begin

{Здесь должны находиться операторы программы}

End.

{В конце программы стоит точка}

  1. Во втором окне с именем Noname 01.pas набрать следующий текст программы:

{Эта программа ничего не делает}

Program primer_2;

Begin

End.

  1. В третьем окне с именем Noname 02.pas набрать следующий текст программы:

{Программа выводит одно сообщение}

{В скобках находится символьная константа}

{После вывода сообщения программа перейдет на новую строку}

Program primer_3;

Begin

writeln ('Это программа на Паскале. Ура!');

End.

  1. Сохраните каждый файл с именем Fail_1, Fail_2, Fail_3 соответственно.

Для этого необходимо выбрать пункт File→Save as... Появляется диалоговое окно. Имя файла можно набрать с клавиатуры, оно появляется в поле Save file as (расширение писать не обязательно, среда присвоит автоматически).

  1.   Выполнить компиляцию для третьей программы Fail_3.

Для компиляции программы, находящейся в активном окне редактора нужно выбрать меню Compile→ Compile (или сочетание клавиш Alt+F9). Во время компиляции на экране появляется окно с информацией.

  1.   Запустить третью программу Fail_3 на выполнение.

Для запуска программы на выполнение нужно выбрать меню Run→Run (или нажать сочетание клавиш Ctrl+F9).

Результат выполнения программы отображается в окне вывода результата, которое имеет черный цвет. При выполнении программы это окно появляется на экране и тут же исчезает. Чтобы установить его на экране нужно выбрать одну из команд:

P Alt+F5 или

P Debug →User screen или

P Debug→Output (при этом на экране одновременно находится и окно редактора и окно результата).

  1.   Закрыть все окна командой Window→Close all
  2.   Выход из программы осуществляется командой File→Exit

 

ОСНОВЫ РАБОТЫ В Turbo Pascal

&
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

 

Ø              1. Краткие сведения о системе Turbo Pascal

Алгоритмический язык Turbo Pascal (TP [1]) был разработан в 1973 г. швейцарским математиком Никлаусом Виртом для обучения студентов структурному программированию. Язык получил свое название в честь французского математика Блеза Паскаля (1623-1662 гг.). В 1984 г. бывший студент Никлаус Вирт, французский математик Филипп Кан, основал фирму Borland International и начал продавать по почте разработанную им программную среду программирования TP для ПК. Вскоре TP вывел фирму Borland в ряды основных производителей программного обеспечения.

Turbo Pascal – это многофайловая программа, состоящая из одного главного файла и нескольких вспомогательных, подключаемых к работе по мере необходимости. Обычно все файлы, относящиеся к TP, хранятся на диске в каталоге под произвольным именем: Pascal, T_Pascal, TP55, TP70 и т.п. Файлы системы должны сохранять имена, данные им фирмой-разработчиком. Основные файлы, обеспечивающие работу TP, достаточно малы, что позволяет хранить их на одной дискете. Как минимум, требуются 2 файла – Turbo.exe и Turbo.tpl. Это базовый набор для разработки программ, не использующих графический режим. Для работы TP требуется не менее 512 Кбайт оперативной памяти.

Главный файл, TURBO.EXE, хранит ядро системы TP. Вспомогательный файл TURBO.TPL содержит резидентную библиотеку модулей.

Чтобы инициировать работу TP, надо запустить программу из файла Turbo.exe на выполнение.

Turbo Pascal – система (среда) программирования на языке программирования Pascal.

Система программирования TP представляет собой единство двух самостоятельных программ:

1. Программы – компилятора с языка программирования TP.

2. Программы – оболочки, оказывающей различные услуги пользователю

Компилятор  – программа-переводчик с языка программирования на машинный язык.

Программа, обработанная компилятором, называется объектным модулем.

 Программная оболочка организует диалог пользователя с системой, т.е. считывает, записывает, копирует файлы и т.д. Ее называют средой TP, или интегрированной средой разработчика (ИСР).

Запустить систему TP можно тремя способами:

1. Запуск из Главного меню пользователя.

2. Средствами Dos: C:\TP7\BIN\turbo.exe.

3. С помощью NC: C:\TP7\BIN\turbo.exe.

Чтобы выйти из системы нужно нажать Alt+x.

Ø              2. Назначение функциональных клавиш

Функциональные клавиши, помеченные надписями F1...F10, занимают на клавиатуре верхний ряд. С каждой из этих клавиш связана определенная команда, управляющая средой (например, считывание информации с диска или запись ее на диск). Поскольку число потребных команд может быть больше имеющегося количества функциональных клавиш, назначение F-клавиш можно разнообразить при помощи двух специальных клавиш: Alt (Alternative, дополнительная) и Ctrl (Control, управление). Клавиши Alt и Ctrl используются в сочетании с функциональными клавишами подобно клавишам смены регистра: сначала нужно нажать Alt или Ctrl, а затем, не отпуская ее, нажать нужную функциональную клавишу.

Функциональные клавиши имеют следующее назначение:

F1 – вызов подсказки (справочной программы);

F2 – запись текста редактируемой программы в текущий каталог, в файл под именем, указанным в правом верхнем углу экрана редактора Edit;

F3 – загрузка (считывание) текста программы с дискового файла в окно редактора;

F4 – выполнение программы от начала до строки, на которой расположен курсор;

F5 – окно редактора раскрывается на весь экран (повторное нажатие возвращает исходное изображение);

F6 – меняет окно редактора Edit на окно отладки Watch;

F7 – трассировка программы – при каждом повторном нажатии этой клавиши выполняется очередная строка программы; если в этой строке есть обращение к процедуре или функции, то эта процедура или функция также будет выполнена строка за строкой по мере нажатия клавиши (режим трассировки используется для отладки составляемых программ);

F8 – то же, что и F7, но при выполнении процедуры последняя будет выполняться за один шаг, как строка;

F9 – компилировать программу, текст которой находится в окне редактирования, но не выполнять ее;

F10 – переход из окна редактирования в меню TP (меню занимает верхнюю строку экрана).

 

Ø              3. Меню Turbo Pascal

 

Рисунок 13. Рабочее окно программы Turbo Pascal

 

После запуска системы на экране появляется окно. В верхней части его расположена строка с пунктами основного меню. В нижней части строка, поясняющая назначение функциональных клавиш. Между этими строками находится окно, которое называется окном редактора.

Все управление средой TP осуществляется с помощью меню.

1-й способ Попасть в меню можно клавишей F10. По меню передвигаемся клавишей Enter. Выход из меню – клавиша Esc.

2-й способ выбора пунктов меню: Alt+1-я буква пункта меню.

Рассмотрим подробнее назначение пунктов меню:

File  – действия с файлами и выход из системы.

Edit  – редактирование: выделение, копирование, вставка фрагментов.

Run  – исполнение программы.

Search  – поиск текста, ошибки в программе.

Compile  – компиляция программы.

Debug  – отладка программы.

Options  – установка параметров среды.

Window  – работа с окнами.

Help  – в этом пункте содержаться команды управления работой системы подсказок.

 

Help

Меню Help  состоит из:

Contents  – открывается окно, содержащее оглавление раздела подсказок. Выбираем нужный раздел клавишей Enter. При выделении ключевого слова и нажатия клавиши Enter выводится текст относящийся к ключевому слову.

Index  – открывает окно помощи, содержащей список ключевых слов по алфавиту.

Topic Search  – открывает окно помощи и выдает в него пояснительный текст относящийся к слову, помеченному курсором в редакторе.

 

При выборе пунктов меню может появиться диалоговое окно, в котором уточняются выбранные действия. В окне всегда имеется несколько полей. Для перехода от поля к полю используется клавиша Tab.

 

Ø              4. Текстовый редактор программы

Полностью предназначен для создания и редактирования текстов программы. Режим редактирования устанавливается сразу после загрузки системы. Курсор находится в окне редактора. Текст программы вводится с клавиатуры, в конце каждой строки нажимается Enter.

Если текст программы вводится сразу после запуска системы, то система присваивает программе имя Noname 00.pas (без имени) и помещает это имя вверху окна.

Если программный файл уже существующий и был считан с диска, система помещает вверху окна его имя, а в окно выводит содержимое файла. В этом редакторе имеются клавиши, позволяющие перемещаться по полю редактора: ↑ ↓ ← → Home, End, PgDn, PgUp, Del, Backspace, Ctrl+y – стирает строку

Enter – осуществляет переход на следующую строку (вставляет пустую строку).

Чтобы «склеить» строки нужно установить курсор в конец первой строки и нажать Del. Эти команды работают в режимевставки, который является обычным режимом редактора. Чтобы установить режимзамещения  нужно нажать клавишу Insert.

Режим определяется по виду курсора. В режимевставки – узкий прямоугольник. В режимезамена – широкий.

Редактор ТР позволяет работать с блоками текста:

Ctrl+k+b – помечает начало блока, на который указывает курсор.

Shift+→,↓ - выделят блок текста.

Ctrl+k+k – помечает конец блока, на который указывает курсор.

Ctrl+k+y – удаляет помеченный блок.

Ctrl+Insert – копирует помеченный блок в буфер.

Shift+Insert – копирует блок из буфера, в место, помеченное курсором (вставка).

Ctrl+k+p – печать, помеченного блока.

Ctrl+k+h – снятие выделения

или

Shift+↑,↓

Редактор работает в режиме автоотступа, т.е. каждая новая строка начинается с той же позиции, что и предыдущая. Отказаться от режима автоотступа можно с помощью Ctrl+o+i.

Если нужно создать новое окно, то нажимаем F10→File→New 8 [2].

Появляется новое окно, которое имеет имя Noname 01.pas. Если эти команды повторять, то появится третье окно и т.д.

Окно в котором находится курсор называется активным.

Нажатие клавиши F6 делает активным следующее окно.

Чтобы развернуть активное окно на весь экран нужно нажать клавишу F5.

Чтобы перейти в нужное окно, необходимо нажать Alt+№ окна.

Расположить открытые окна на экране можно различным образом:

1. В меню Window→Cascad (каскад)

2. В меню Window→Tile (черепица)

Пункт меню Window→Close закрывает активное окно, Close all – закрывает все окна.

Если выбрать Window→Size/Move, то ограничивающие линии окна меняют цвет. С помощью клавиш управления курсором и клавиши Shift можно изменять размеры окна. Без нажатия клавиши Shift можно изменять положение окна на экране. После выбора нужного размера и положения окна нужно нажать клавишу Enter. Обратные действия можно выполнить командой Window→Zoom или F5.

Ø              5. Работа с файлами в Pascal

Основной формой хранения текстов программ вне среды ТР является память.

 

Рисунок 14. Сохранение созданного файла

 

Записать файл на диск можно различными способами:

1. Если файл имеет имя по умолчанию, т.е. Noname 00.pas, то в главном меню нужно выбрать пункт File→Save as... Появляется диалоговое окно.

1.1. Имя файла можно набрать с клавиатуры, оно появляется в поле Save file as (расширение писать не обязательно, среда присвоит его сама).

1.2. Из списка поля files можно выбрать имя файла. Информационная панель содержит путь, имя файла, дату и время создания и размер.

2. Если файл вызван в редактор для изменения и уже имеет имя, то для его записи нужно выбрать Save в пункте File или нажать клавишу F2.

3. Для записи на диск всех файлов в открытых окнах используется режим File→Save all

 

Для вызова существующего файла в окно редактора нужно выбрать File→Open или нажать F3. Появляется диалоговое окно. Входное поле Name служит для ввода имени файла с клавиатуры. Нужный файл можно выбрать из списка поля files.

 

Изменение каталога

Изменить каталог можно с помощью команды Chang dir, который находится в меню File. При этом открывается диалоговое окно, содержащее поля ввода: Directory name, Directory tree и 4 кнопки.

 

Рисунок 15. Окно смены каталога

Ø              6. Компиляция программы

Компиляция программы – это преобразование файла, содержащего текст программы на языке TP в командный файл на машинном языке. При этом к исходному файлу присоединяются файлы библиотеки, содержащие стандартные процедуры и функции. Скомпилированный файл получает расширение exe. Такие файлы могут использоваться вне среды ТР. Для компиляции программы, находящейся в активном окне редактора необходимо выполнить следующие действия:

1. Compile→ Compile или

2. Alt+F9.

 

Во время компиляции на экране появляется окно с информацией. Если среда не обнаруживает ошибок, то выдается сообщение:

Compilation successful: pass any key (компиляция прошла успешно: нажмите любую клавишу).

 

Рисунок 16. Информационное окно компиляции

Если компилятор обнаруживает ошибку, среда восстанавливает окно редактора, устанавливает курсор на ошибку и выдает сообщение об этой ошибке. Нужно сделать исправление в программе и снова запустить на компиляцию.

Созданный.exe файл остается в оперативной памяти. При выходе из программы он стирается. Чтобы сохранить.exe файл на диске, необходимо в пункте Compile→Destination memory, 8 [3]

Режим сменяется на Destination disk и меню сразу исчезнет с экрана. После этого нужно нажать F9 или Compile→Make. Функция с тем же именем, что и в окне редактора, но с расширением exe появляется в том же каталоге, что и исходный pas файл.

 

Ø              7. Выполнение программы

Для запуска программы на исполнение необходимо:

1. Выбрать меню Run→Run или

2. Нажать сочетание клавиш Ctrl+F9.

При этом файл из активного окна редактора будет откомпилирован, скомпонован с другими файлами и помещен в оперативную память и запущен на исполнение. Если при компиляции будут ошибки, среда сообщит. При повторном запуске программы, сразу начнется выполнение программы.

Результаты выполнения программы засылаются в окно, которое называется окном выводов результата  и имеет черный цвет.

При выполнении программы это окно появляется на экране и тут же исчезает. Чтобы установить его на экране необходимо выполнить одно из действий:

1. Alt+F5 или

2. Debug →User screen или

3. Debug→Output (при этом на экране одновременно находится и окно редактора и окно результата).

 

Отладка программы.

Устранение ошибок в программе называется отладкой.

Ошибки бывают разных типов:

1) Синтаксические.

Определяется во время компиляции. Их место указывается курсором и сообщается номер ошибки.

2) Ошибки времени исполнения.

Возникает во время исполнения программы (деление на ноль, неправильно задан аргумент функции, ошибка ввода и др.). В этом случае программа также останавливается и указывается номер ошибки.

3) Логические.

При таких ошибках программа работает без сбоев, но делает не то, что требуется. Для отладки программы с такими ошибками требуются дополнительные средства. Для нахождения ошибок часто используют пошаговое исполнение программы. Для этого используется:

1. F8 или

2. Run→Step over.

При нахождении ошибки подсвеченная полоса устанавливается на первую выполняемую строку программы. Каждое новое нажатие F8 будет вызывать исполнение всех операторов данной строки, и строка выделения смещается на следующую строку программы.

Аналогичные действия вызывает:

1. F7 или

2. Run→Trace into

Но эти действия называются трассировкойпрограммы.

При трассировке и при пошаговом выполнении программы можно проследить значения переменных в окне отслеживания. Иногда нужно проследить только часть программы. Это можно сделать различными способами:

1. Установить курсор на строку, до которой программа должна выполниться. Затем

1.1. F4 или

1.2. Run→Go tocursor

Эта строка называется строкой остановки. Программа выполниться до этой строки и остановится. Теперь пользователь может просмотреть часть программы с помощью пошагового исполнения.

2. Можно установить в некоторой строке (или нескольких) точку остановки. Тогда выполнение программы будет остановлено в этой строке. Это можно сделать:

2.1. Ctrl+F8 или

2.2. Alt+F10, Toggle break point

Строка, в которой установлена точка остановки, выделяется красным цветом.

Точки остановки можно просмотреть в специальном режиме

Debug→Breakpoints

При этом открывается диалоговое окно, в котором для каждой точки остановки выводится информация:

P Имя файла (Break list)

P Номер строки (line)

P Условия остановки (condition), если оно есть.

P Счетчик числа проходов (pass)

В окне Breakpoints редактировать точки можно командой Edit, т.е. установить ее новые параметры (номер строки, условия прохода, число проходов). Команда Del удаляет текущую точку остановки, команда Clear all удаляет все контрольные точки.

В редакторе точки остановки можно убрать с помощью сочетания клавиш Ctrl+F8.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: