Эмпирические методы психолого-педагогического исследования

Наблюдение

Особенностями наблюдения как научного метода являются:

направленность к ясной, конкретной цели;

планомерность и систематичность;

объективность в восприятии изучаемого и его фиксации;

сохранение естественного хода психолого-педагогических процессов.

Наблюдение может быть:

целенаправленным и случайным;

сплошным и выборочным;

непосредственным и опосредованным;

длительным и кратковременным;

открытым и скрытым («инкогнито»);

констатирующим и оценивающим;

неконтролируемым и контролируемым (регистрация наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре);

каузальным и экспериментальным;

полевым (наблюдение в естественных условиях) и лабораторным
(в экспериментальной ситуации).


Методы исследования

Беседа

- Формализованная

- Неформализованная

Правила применения беседы

беседовать только по вопросам, непосредственно связанным с исследуемой проблемой;

- формулировать вопросы четко и ясно, учитывая степень компетентности в них собеседника;

- подбирать и ставить вопросы в понятной форме, побуждающей респондентов давать на них развернутые ответы;

- избегать некорректных вопросов, учитывать настроение, субъективное состояние собеседника;

- вести беседу так, чтобы собеседник видел в исследователе не руководителя, а товарища, проявляющего неподдельный интерес к его жизни, думам, чаяниям;

- не проводить беседу второпях, в возбужденном состоянии;

- выбирать такое место и время проведения беседы, чтобы никто не мешал ее ходу, поддерживать доброжелательный настрой

Анкетирование — метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений.

Структура анкеты

вводную, в которой содержится цель и мотивировка анкетирования, подчеркивается значимость участия в нем респондента, гарантируется тайна ответов и четко излагаются правила заполнения анкеты;

основную, состоящую из перечня вопросов, на которые надлежит дать ответы;

социально-демографическую, призванную выявить основные биографические данные и социальное положение опрашиваемого.

Вопросы

Открытые

Закрытые

Смешанные

Требования к анкете

- провести апробирование (пилотаж) анкеты с целью проверки и оценки ее обоснованности (валидности), поиска оптимального варианта и объема вопросов;

- разъяснить перед началом опроса его цели и значение для результатов исследования;

- корректно ставить вопросы, так как это предполагает уважительное отношение к респондентам

- следить за тем, чтобы в вопросе не предлагалось оценивать несколько фактов сразу или высказывать мнение о нескольких событиях одновременно

- исключить возможность двусмысленного толкования вопросов и использования специальных терминов и иностранных слов, которые могут быть непонятны респондентам;

Экспертный опрос

Социометрия

Анализ психолого-педагогической, нормативно-правовой литературы

Тестирование

Метод изучения и обобщения передового педагогического опыта.

актуальность и перспективность;

новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса;

соответствие основным положениям современных социальных наук;

устойчивость и стабильность достижения положительных результатов;

возможность творческого применения опыта в сходных условиях, его переносимость на другие объекты;

оптимальное расходование сил, средств и времени педагогов и обучающихся для достижения положительных результатов.

по качеству: передовой, положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, нерациональный, отрицательный.

Отрицательный, в свою очередь, может быть устаревшим, негативным, отстающим, ошибочным;

по масштабу: единичный, типичный, индивидуальный, групповой, коллективный, массовый;

по новизне и значимости: новаторский и модифицирующий.

 

Метод изучения продуктов деятельности

Метод эксперимента

Констатирующий эксперимент

Направлен на выявление исходного уровня изучаемого явления

(связан со второй группой задач)

На данном этапе необходимо систематизировать диагностические задания

Возможна консультация специалиста

(психолога, социального педагога)

эксперимент

После констатирующего эксперимента

Формирующий эксперимент

(связан третье группой задач)

Внесение изменений, собственных разработок

Контрольный эксперимент

(связан четвертой группой задач)

Выявление динамики развития исследуемого феномена

Методы математической статистики в психолого-педагогическом исследовании

Теоретические методы исследования в психологии и педагогике дают возможность раскрыть качественные характеристики изучаемых явлений

Количественные показатели необходимый и обязательный компонент получения объективных данных о результатах педагогического труда


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: