1. Методы и способы обработки данных.
2. Количественный метод (простейшие методы математической статистики в психологии).
3. Качественные методы.
4. Интерпретационные методы: генетический метод.
5. Интерпретационные методы: структурный метод.
Литература:
1. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов.– 2-е изд. перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2006.
2. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология / В.Н. Дружинин. – М., 1997.
3. Кремень, М.А. Математические методы в научных исследованиях: Для педагогов и психологов / М.А. Кремень; Нац.ин-т образования. – Мн., 1998. - 92с.
4. Никандров, В.В. Экспериментальная психология / В.В. Никандров. – СПб., 2003.
5. Психология: комплексный подход / М. Айзенк [и др.]; Пер.с англ.С.Б. Бенедиктова; Под ред.М. Айзенка. – Мн.: Новое знание, 2002. – 832 с.
Задания для проверки практических навыков
1.Определить возможные методологические основания психологического исследования при следующей формулировке темы: «Влияние психологической культуры дошкольника на его положение в группе сверстников».
2.Определить и сформулировать цель психологического исследования при следующей формулировке темы: «Влияние психологической культуры дошкольника на его положение в группе сверстников».
3.Определить и сформулировать задачи психологического исследования при следующей формулировке темы: «Влияние психологической культуры дошкольника на его положение в группе сверстников».
4.Определить и сформулировать объект психологического исследования при следующей формулировке темы: «Влияние психологической культуры дошкольника на его положение в группе сверстников».
5.Определить и сформулировать предмет психологического исследования при следующей формулировке темы: «Влияние психологической культуры дошкольника на его положение в группе сверстников».
6.Определить и сформулировать гипотезу психологического исследования при следующей формулировке темы: «Влияние психологической культуры дошкольника на его положение в группе сверстников».
7.Определить возможные методологические основания психологического исследования при следующей формулировке темы: «Изменение основных свойств внимания студентов-первокурсников в период их адаптации к учебному процессу в вузе».
8.Определить и сформулировать цель психологического исследования при следующей формулировке темы: «Изменение основных свойств внимания студентов-первокурсников в период их адаптации к учебному процессу в вузе».
9.Определить и сформулировать задачи психологического исследования при следующей формулировке темы: «Изменение основных свойств внимания студентов-первокурсников в период их адаптации к учебному процессу в вузе».
10. Определить и сформулировать объект психологического исследования при следующей формулировке темы: «Изменение основных свойств внимания студентов-первокурсников в период их адаптации к учебному процессу в вузе».
11. Определить и сформулировать предмет психологического исследования при следующей формулировке темы: «Изменение основных свойств внимания студентов-первокурсников в период их адаптации к учебному процессу в вузе».
12. Определить и сформулировать гипотезу психологического исследования при следующей формулировке темы: «Изменение основных свойств внимания студентов-первокурсников в период их адаптации к учебному процессу в вузе».
13. Определить возможные методологические основания психологического исследования при следующей формулировке темы: «Связь избирательности педагогического воздействия с межличностными отношениями старших дошкольников».
14. Определить и сформулировать цель психологического исследования при следующей формулировке темы: «Связь избирательности педагогического воздействия с межличностными отношениями старших дошкольников».
15. Определить и сформулировать задачи психологического исследования при следующей формулировке темы: «Связь избирательности педагогического воздействия с межличностными отношениями старших дошкольников».
16. Определить и сформулировать объект психологического исследования при следующей формулировке темы: «Связь избирательности педагогического воздействия с межличностными отношениями старших дошкольников».
17. Определить и сформулировать предмет психологического исследования при следующей формулировке темы: «Связь избирательности педагогического воздействия с межличностными отношениями старших дошкольников».
18. Определить и сформулировать гипотезу психологического исследования при следующей формулировке темы: «Связь избирательности педагогического воздействия с межличностными отношениями старших дошкольников».
19. Определить возможные методологические основания психологического исследования при следующей формулировке темы: «Психологические факторы безопасного поведения студенческой молодежи».
20. Определить и сформулировать цель психологического исследования при следующей формулировке темы: «Психологические факторы безопасного поведения студенческой молодежи».
21. Определить и сформулировать задачи психологического исследования при следующей формулировке темы: «Психологические факторы безопасного поведения студенческой молодежи».
22. Определить и сформулировать объект психологического исследования при следующей формулировке темы: «Психологические факторы безопасного поведения студенческой молодежи».
23. Определить и сформулировать предмет психологического исследования при следующей формулировке темы: «Психологические факторы безопасного поведения студенческой молодежи».
24. Определить и сформулировать гипотезу психологического исследования при следующей формулировке темы: «Психологические факторы безопасного поведения студенческой молодежи».
Вопросы к экзамену
1. Понятие методологии.
2. Функции и основные проблемы рассмотрения методологии.
3. Методологические, теоретические и методические проблемы психологии.
4. Соотношение понятий «методология», «наука», «философия» и «мировоззрение».
5. Структура современного научного знания (научные факты и теории).
6. Структура современного научного знания (компоненты научной теории).
7. Структура современного научного знания (наивные (обыденные) и собственно научные теории).
8. Философский уровень методологии.
9. Общенаучный уровень методологии.
10. Конкретнонаучный уровень методологии.
11. Соотношение понятий «методология», «метод», «методика».
12. Понятие метода в узком и широком смысле.
13. Психологическое исследование. Общее представление, виды.
14. Ретроспективный анализ психологических исследований.
15. Категория отражения в психологии.
16. Категория сознания в психологии.
17. Категория деятельности в психологии.
18. Категория общения в психологии.
19. Категория личности в психологии.
20. Основные принципы психологии.
21. Наука как социальный институт.
22. Методологические основания теоретико-познавательной и предметно-практической деятельности.
23. Актуальные проблемы философско-психологического знания.
24. Комплексный, системный подход к изучению взаимодействия человека и среды.
25. Объект и субъект в психологических исследованиях.
26. Предмет психологической науки.
27. Специфика предмета, объекта, средств, целей и задач.
28. Проблема метода как способа познания реальности.
29. Развитие психологии в поведенческом направлении.
30. Становление когнитивной традиции в психологии.
31. Формирование направления теории поля в психологии.
32. Психоаналитическая традиция в психологии.
33. Экзистенционально-феноменологическая традиция в психологии.
34. Интеракционистская традиция в психологии.
35. Гендерный подход в психологии.
36. Классификация методов по Г. Пирьову.
37. Представления С.Л. Рубинштейна о методах психологического исследования.
38. Критический анализ и классификация методов психологического исследования по Б.Г. Ананьеву.
39. Представления М.С. Роговина и Г.В. Заленского о классификации методов психологического исследования.
40. Сущность, достоинства и недостатки использования сравнительного метода в психологических исследованиях.
41. Сущность, достоинства и недостатки использования лонгитюдного метода.
42. Особенности использования комплексного метода в психологических исследованиях.
43. Понятие наблюдения и его виды; ошибки наблюдения.
44. Сравнительный анализ метода наблюдения и эксперимента.
45. Характеристика экспериментального метода.
46. Вспомогательные эмпирические методы.
47. Сравнительный анализ вспомогательных методов психологии.
48. Методы и способы обработки данных.
49. Качественные методы в психологии.
50. Сущность интерпретационных методов.
Контрольные задания по курсу
1. Какое из приведенных ниже определений не отражает понятие методологии:
а) учение о научном методе познания;
б) самостоятельная научная дисциплина, изучающая изменения психической деятельности вследствие психических или соматических заболеваний;
в) область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности;
г) идеологическая, теоретико-мировоззренческая основа научного познания.
2. При рассмотрении методологических оснований современной научной психологии отмечается смешение ряда проблем. К проблемам, которые необходимо разграничивать, не относятся:
а) методологические проблемы;
б) теоретические проблемы;
в) методические проблемы;
г) проблемы запросов практики.
3. В методологии отсутствует следующий уровень:
а) уровень априорных знаний;
б) философский;
в) общенаучный;
г) конкретнонаучный.
4. Гипотеза – это:
а) научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто;
б) научное предположение, имеющее своей целью подтвердить точку зрения исследователя;
в) утверждение определенной точки зрения;
г) нет верного варианта.
5. В методологии науки не выделяют гипотезы:
а) теоретические;
б) прикладные;
в) эмпирические;
г) нет верного варианта.
6. Под наукой понимается:
а) высший уровень осознания действительности, представляющий достаточно устойчивую целостную систему взглядов (знаний, мнений, отношений) человека на мир и на себя;
б) прикладные;
в) сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание об объективно существующей действительности, отвечающее критериям относительной истинности, которые совершенствуются и конкретизируются по мере развития методов научного познания;
г) нет верного варианта.
7. Номотетический подход – это:
а) подход, отражающий общие свойства явлений;
б) подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления;
в) рассмотрение явлений в развитии;
г) синоним метафизики.
8. Идеографический подход – это:
а) подход, отражающий общие свойства явлений;
б) подход, утверждающий в качестве основной ценности индивидуальные особенности явления;
в) рассмотрение явлений в развитии;
г) синоним метафизики.
9. При разведении понятий «методология», «метод», «методика» необходимо помнить, что предельно широким понятием из заявленных является:
а) методология;
б) метод;
в) методика;
г) процедура.
10. При разведении понятий «методология», «метод», «методика» необходимо помнить, что предельно узким понятием из заявленных является:
а) методология;
б) метод;
в) методика;
г) нет верных вариантов.
11. При разведении понятий «методология», «метод», «методика» методология может определяться как:
а) учение о методах и принципах познания, применение принципов мировоззрения к процессу познания;
б) путь познания, способ достижения результатов в познании объекта и предмета изучения;
в) конкретный вариант метода, совокупность сведений о целесообразном применении метода в конкретных условиях;
г) нет верных вариантов.
12. При разведении понятий «методология», «метод», «методика» метод может определяться как:
а) учение о методах и принципах познания, применение принципов мировоззрения к процессу познания;
б) путь познания, способ достижения результатов в познании объекта и предмета изучения;
в) конкретный вариант метода, совокупность сведений о целесообразном применении метода в конкретных условиях;
г) нет верных вариантов.
13. При разведении понятий «методология», «метод», «методика» методика может определяться как:
а) учение о методах и принципах познания, применение принципов мировоззрения к процессу познания;
б) путь познания, способ достижения результатов в познании объекта и предмета изучения;
в) конкретный вариант метода, совокупность сведений о целесообразном применении метода в конкретных условиях;
г) нет верных вариантов.
14. К основным видам психологического исследования не относится:
а) теоретическое;
б) эмпирическое;
в) прикладное;
г) клиническое.
15. Наиболее приемлемым признается разделение видов психологического исследования по двум разным принципам, к которым не относится:
а) учет наличия или отсутствия этапа сбора данных об объекте исследования, на котором исследователь контактирует с этим объектом;
б) учет заинтересованности экспериментатора в контакте с объектом исследования;
в) учет соотношения научной и практической значимости исследования;
г) нет верных вариантов.
16. Наиболее приемлемым признается разделение видов психологического исследования по двум разным принципам. Согласно принципу наличия или отсутствия этапа сбора данных об объекте исследования, на котором исследователь контактирует с этим объектом, не выделяется вид исследования:
а) эмпирическое;
б) теоретическое;
в) фундаментальное;
г) нет верных вариантов.
17. Наиболее приемлемым признается разделение видов психологического исследования по двум разным принципам. Согласно принципу учета соотношения научной и практической значимости исследования не выделяется вид исследования:
а) фундаментальное;
б) прикладное;
в) эмпирическое;
г) нет верных вариантов.
18. Определение: «Человек в контексте его социальных, приобретенных качеств; относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст» характеризует следующую основную категорию психологии:
а) деятельность;
б) личность;
в) отражение;
г) общение.
19. Определение: «Активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры» характеризует следующую основную категорию психологии:
а) деятельность;
б) личность;
в) отражение;
г) общение.
20. Определение: «Специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемая потребностями совместной деятельности» характеризует следующую основную категорию психологии:
а) деятельность;
б) личность;
в) отражение;
г) общение.
21. Определение: «Свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем» характеризует следующую основную категорию психологии:
а) деятельность;
б) личность;
в) отражение;
г) общение.
22. Определение: «Высшая форма отражения действительного мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека» характеризует следующую основную категорию психологии:
а) деятельность;
б) личность;
в) сознание;
г) общение.
23. К принципам психологического исследования не относится:
а) принцип единства сознания и деятельности;
б) принцип субъективизма;
в) генетический принцип;
г) принцип детерминизма.
24. Формирование и проявление психики человека и в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности отражено в принципе:
а) единства сознания и деятельности;
б) генетического (исторического) подхода к изучению психики;
в) детерминизма;
г) нет верного варианта.
25. Анализ влияния конкретных культурно-исторических условий на развитие психики, на становление личности предполагает принцип:
а) единства сознания и деятельности;
б) генетического (исторического) подхода к изучению психики;
в) детерминизма;
г) нет верного варианта.
26. Причинная обусловленность тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка, взаимосвязь всех сторон психического развития рассматривается в принципе:
а) единства сознания и деятельности;
б) генетического (исторического) подхода к изучению психики;
в) детерминизма;
г) нет верного варианта.
27. Установление разноуровневых и разнонаправленных причинно-следственных связей, предполагает принцип:
а) системности;
б) генетического (исторического) подхода к изучению психики;
в) детерминизма;
г) нет верного варианта.
28. Учет того, что психическая ориентировка живых организмов носит активный ориентировочно-исследовательский характер, направленный на исследование окружающей среды и на прогнозирование ее возможных изменений отражен в принципе:
а) системности;
б) активности;
в) детерминизма;
г) нет верного варианта.
29. Возможность объяснения психических явлений и процессов только при изучении закономерностей их формирования и развития утверждается в принципе:
а) системности;
б) активности;
в) развития;
г) нет верного варианта.
30. К отличиям науки от других форм познания не относится следующее:
а) получение объективных знаний о мире;
б) безоценочное отношение в процессе добывания знаний;
в) следование рациональным критериям;
г) опора на веру.
31. В развитии рефлексии науки как единства отражения и преобразования ее объекта не выделялся следующий тип:
а) дорефлексивное знание;
б) онтологизм (классическая наука);
в) гносеологизм (неклассическая стадия науки);
г) методологизм (постнеклассическая стадия науки).
32. Онтологизм как тип рефлексии предполагает:
а) сосредоточение на отношении объекта и знания. Познание – как поступательное движение на пути к объективной истине, цель рефлексии – контроль за правильностью этого движения;
б) множественность оснований познания и относительный характер истины (философы ищут основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которая влияет на содержание и логическую организацию знания);
в) направленность на средства познания в широком смысле. Анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство;
г) нет верного варианта.
33. Гносеологизм как тип рефлексии предполагает:
а) сосредоточение на отношении объекта и знания. Познание – как поступательное движение на пути к объективной истине, цель рефлексии – контроль за правильностью этого движения;
б) множественность оснований познания и относительный характер истины (философы ищут основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которая влияет на содержание и логическую организацию знания);
в) направленность на средства познания в широком смысле. Анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство;
г) нет верного варианта.
34. Метологизм как тип рефлексии предполагает:
а) сосредоточение на отношении объекта и знания. Познание – как поступательное движение на пути к объективной истине, цель рефлексии – контроль за правильностью этого движения;
б) множественность оснований познания и относительный характер истины (философы ищут основания научного знания в формах организации познавательной деятельности, которая влияет на содержание и логическую организацию знания);
в) направленность на средства познания в широком смысле. Анализ средств познания постепенно перерастает в их систематическое производство;
г) нет верного варианта.
35. Актуальная проблемой философско-психологического знания – проблема соотношения субъективности и объективности знаний связана с тем, что:
а) научное познание направлено только на объективное знание;
б) субъективное знание отрицается наукой;
в) знания субъекта – это его субъективные представления о той информации, которую ему поставляет либо сам объект познания в процессе их контакта, либо другой источник, повествующий об этом объекте;
г) такой проблемы не существует.
36. Методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему носит название:
а) реального похода;
б) фрагментарного подхода;
в) поведенческого подхода;
г) системного подхода.
37. Элемент системы – это:
а) далее неделимая часть системы;
б) мельчайшая часть системы, сохраняющая ее свойства;
в) составная часть системы;
г) нет верного варианта.
38. Определенный фрагмент реальности, на который направлены исследовательские действия данной науки – это:
а) объект исследования;
б) предмет исследования;
в) субъект исследования;
г) нет верного варианта.
39. Часть (сторона, проявление) объекта, изучаемая в исследовании – это:
а) объект исследования;
б) предмет исследования;
в) субъект исследования;
г) нет верного варианта.
40. В психологии в самом общем плане объектом исследования является:
а) психика в целом или ее отдельные стороны и проявления;
б) человек, различные социальные группы, животные и их сообщества;
в) личность психолога;
г) нет верного варианта.
41. В психологии в самом общем плане предметом исследования является:
а) психика в целом или ее отдельные стороны и проявления;
б) человек, различные социальные группы, животные и их сообщества;
в) личность психолога;
г) нет верного варианта.
42. Средствами научного исследования являются:
а) психика в целом или ее отдельные стороны и проявления;
б) человек, различные социальные группы, животные и их сообщества;
в) фундаментальные понятия науки, с помощью которых расчленяется объект исследования и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных;
г) нет верного варианта.
43. Основной целью психологической науки является:
а) формулировка определений психологии;
б) разработка методов психологического исследования;
в) познание психического во всех его проявлениях – от элементарных психических актов (ощущений) до личности и ее поведения;
г) нет верного варианта.
44. К основным задачампсихологии не относится:
а) выявление и описание конкретных фактов психической жизни;
б) объяснение психических фактов путем раскрытия психологических закономерностей;
в) выяснение механизмов проявления психологических закономерностей (и законов);
г) выяснение субъективного мнения психолога-исследователя относительно выявленных механизмов проявления психологических закономерностей.
45. Подход, согласно которому подчеркивается значимость как индивидуальных различий, так и ситуационных факторов в объяснении межгрупповых отношений, носит название:
а) поведенческое направление;
б) когнитивный подход;
в) интеракционистский подход;
г) гендерный подход.
46. Направление, сводящее психику к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на совокупность стимулов окружающей среды, носит название:
а) поведенческое направление;
б) когнитивный подход;
в) интеракционистский подход;
г) гендерный подход.
47. Направление, основанное на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации; основную область исследований данного направления составляют познавательные процессы – это:
а) поведенческое направление;
б) когнитивный подход;
в) интеракционистский подход;
г) гендерный подход.
48. Подход, изучающий закономерности дифференциации и иерархичности отношений в сфере межполового взаимодействия, носит название:
а) поведенческое направление;
б) когнитивный подход;
в) интеракционистский подход;
г) гендерный подход.
49. Теория, основанная на предположении, что для понимания поведения необходимо принимать во внимание всю ситуацию целиком, т.е. гештальт-ситуацию, при этом исследование сосредоточено на настоящем, называется:
а) психоаналитическая традиция;
б) теория поля;
в) экзистенциально-феноменологический подход;
г) гендерный подход.
50. Подход, в основе которого лежит теория бессознательного; утверждается, что психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах – динамическом, энергетическом и структурном – это:
а) психоаналитическая традиция;
б) теория поля;
в) экзистенциально-феноменологический подход;
г) гендерный подход.
51. Подход, согласно которому субъективная способность постигать действительность играет ключевую роль в определении внешнего поведения человека, существенной частью человека является самоопрделение, носит название:
а) психоаналитическая традиция;
б) теория поля;
в) экзистенциально-феноменологический подход;
г) гендерный подход.
52. По классификации Пирьова синтетический метод исследования, который опирается на результаты исследования и эксперимента, называется:
а) моделирование;
б) психологическая характеристика;
в) биографический метод;
г) близнецовый метод.
53. Согласно классификации Г. Пирьова не существует следующего специального метода психологии:
а) генетический метод;
б) метод сравнительного исследования;
в) графический метод;
г) патопсихологический метод.
54. В психологии не существует:
а) классификации методов по Б.Г. Ананьеву;
б) классификации методов по С.Л. Рубинштейну;
в) классификации методов по М.С. Роговину;
г) классификации методов по М.И. Лисиной.
55. Б.Г. Ананьев в своей классификации методов исследования выделил группу эмпирических способов получения данных. К этой группе не относится метод:
а) наблюдение;
б) самонаблюдение;
в) моделирование;
г) комплексный метод.
56. Какой группы методов исследования нет в классификации Б.Г. Ананьева:
а) организационная группа;
б) группа эмпирических способов получения данных;
в) группа интерпретационных методов;
г) все эти группы представлены в данной классификации.
57. К экспериментальным методам Б.Г. Ананьев не относит:
а) полевой эксперимент;
б) лабораторный эксперимент;
в) физический эксперимент;
г) естественный эксперимент.
58. К психодиагностическим методам Б.Г. Ананьев не относит:
а) проективные тестовые методики;
б) социометрию;
в) беседу;
г) профессиографию.
59. Метод, который интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности, называется:
а) структурный метод;
б) биографический метод;
в) генетический метод;
г) метод моделирования.
60. В классификации М.С. Роговина и Г.В. Заленского отсутствует следующий метод исследования:
а) герменевтический метод;
б) биографический метод;
в) клинический метод;
г) теоретический метод.
61. Основным методом психологии не является:
а) эксперимент;
б) социометрия;
в) наблюдение;
г) нет верного варианта.
62. Наблюдение – это:
а) метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение информации через органы чувств;
б) основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную;
в) один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения;
г) метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности.
63. К недостаткам наблюдения не относится:
а) экспериментатор не полагается на надежность памяти испытуемого;
б) невозможность повторного наблюдения тождественных фактов;
в) невозможно контролировать ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений;
г) трудность установления причин явления из-за невозможности учета всех воздействующих факторов.
64. В зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду (позиция наблюдателя) выделяют следующие виды наблюдений:
а) однократное, периодическое, лонгитюдное;
б) скрытое и открытое;
в) включенное и стороннее;
г) констатирующее и оценивающее.
65. По характеру взаимодействий с объектом выделяют:
а) однократное, периодическое, лонгитюдное наблюдение;
б) скрытое и открытое наблюдение;
в) констатирующее и оценивающее наблюдение;
г) внешнее и интроспективное наблюдение.
66. В зависимости от объекта выделяют:
а) однократное, периодическое, лонгитюдное наблюдение;
б) скрытое и открытое наблюдение;
в) констатирующее и оценивающее наблюдение;
г) внешнее и интроспективное наблюдение.
67. Относительно времени исследования выделяют:
а) однократное, периодическое, лонгитюдное наблюдение;
б) скрытое и открытое наблюдение;
в) констатирующее и оценивающее наблюдение;
г) внешнее и интроспективное наблюдение.
68. По полноте восприятия наблюдение может быть:
а) однократным, периодическим, лонгитюдным;
б) скрытым и открытым;
в) констатирующим и оценивающим;
г) сплошным и выборочным.
69. По характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на:
а) констатирующее и оценивающее;
б) однократное, периодическое, лонгитюдное;
в) сплошное и выборочное;
г) внешнее и интроспективное.
70. По степени стандартизированности процедур выделяют наблюдение:
а) констатирующее и оценивающее;
б) неформализованное и формализованное;
в) сплошное и выборочное;
г) внешнее и интроспективное.
71. По форме записи наблюдение подразделяют на:
а) констатирующее и оценивающее;
б) фотографическое, обобщенное, интерпретационное;
в) сплошное и выборочное;
г) внешнее и интроспективное.
72. Типичной ошибкой наблюдения не является:
а) эффект снисхождения;
б) ошибка корреляции;
в) ошибка последнего впечатления;
г) ошибка контраста.
73. К основным видам эксперимента не относится:
а) скрытый;
б) лабораторный;
в) естественный;
г) формирующий.
74. Естественный эксперимент – это:
а) эксперимент, проводимый в искусственно созданных условиях, позволяющих, насколько это возможно, обеспечить взаимодействие объекта исследования только с теми факторами, воздействие которых интересует экспериментатора. Вмешательство «посторонних факторов» экспериментатор старается максимально снизить или установить над ними строгий контроль;
б) эксперимент, проводимый в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Если это позволяют этические и организационные соображения, испытуемый остается в неведении о своем участии в эксперименте;
в) активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого способствующее его психическому развитию и личностному росту. Активное воздействие экспериментатора заключается в создании специальных условий и ситуаций, которые, во-первых, инициируют появление определенных психических функций и, во-вторых, позволяют целенаправленно их изменять и формировать;
г) нет верного варианта.
75. Лабораторный эксперимент – это:
а) эксперимент, проводимый в искусственно созданных условиях, позволяющих, насколько это возможно, обеспечить взаимодействие объекта исследования только с теми факторами, воздействие которых интересует экспериментатора. Вмешательство «посторонних факторов» экспериментатор старается максимально снизить или установить над ними строгий контроль;
б) эксперимент, проводимый в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Если это позволяют этические и организационные соображения, испытуемый остается в неведении о своем участии в эксперименте;
в) активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого способствующее его психическому развитию и личностному росту. Активное воздействие экспериментатора заключается в создании специальных условий и ситуаций, которые, во-первых, инициируют появление определенных психических функций и, во-вторых, позволяют целенаправленно их изменять и формировать;
г) нет верного варианта.
76. Формирующий эксперимент – это:
а) эксперимент, проводимый в искусственно созданных условиях, позволяющих, насколько это возможно, обеспечить взаимодействие объекта исследования только с теми факторами, воздействие которых интересует экспериментатора. Вмешательство «посторонних факторов» экспериментатор старается максимально снизить или установить над ними строгий контроль;
б) эксперимент, проводимый в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс. Если это позволяют этические и организационные соображения, испытуемый остается в неведении о своем участии в эксперименте;
в) активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого способствующее его психическому развитию и личностному росту. Активное воздействие экспериментатора заключается в создании специальных условий и ситуаций, которые, во-первых, инициируют появление определенных психических функций и, во-вторых, позволяют целенаправленно их изменять и формировать;
г) нет верного варианта.
77. Независимая переменная – это:
а) неизменяемая переменная;
б) переменная, которую варьирует экспериментатор;
в) переменная, которая изменяется под влиянием изменения независимой переменной;
г) нет верного варианта.
78. Зависимая переменная – это:
а) неизменяемая переменная;
б) переменная, которую варьирует экспериментатор;
в) переменная, которая изменяется под влиянием изменения независимой переменной;
г) нет верного варианта.
79. Стандартизированное испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально – психологических различий, называется:
а) тестирование;
б) эксперимент;
в) анкетирование;
г) интервью.
80. Метод получения информации в ходе устного непосредственного общения, называется:
а) тестирование;
б) эксперимент;
в) анкетирование;
г) беседа.
81. Метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов, называется:
а) анкетирование;
б) опрос;
в) интервью;
г) беседа.
82. Процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков, называется:
а) тестирование;
б) эксперимент;
в) анкетирование;
г) интервью.
83. Психодиагностическая методика не может использоваться как инструмент психодиагностики, если она не отвечает критериям:
а) валидности;
б) надежности;
в) точности;
г) варианты а) и б).
84. Валидность тестовой методики представляет собой:
а) соответствие теста измеряемому психическому свойству или процессу;
б) способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента;
в) независимость результатов исследования от действия всевозможных случайных факторов, получение одних и тех же показателей для каждого обследуемого при повторном тестировании;
г) нет верного варианта.
85. Надежность тестовой методики представляет собой
а) соответствие теста измеряемому психическому свойству или процессу;
б) способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента;
в) независимость результатов исследования от действия всевозможных случайных факторов, получение одних и тех же показателей для каждого обследуемого при повторном тестировании;
г) нет верного варианта.
86. Отличительной особенностью проективных методик является
а) наличие подробной инструкции;
б) наличие ситуации неопределенности;
в) предложение действовать определенным способом;
г) наличие стандартизированной процедуры обследования.
87. Каких проективных методик не существует:
а) методики удаления;
б) методики дополнения;
в) методики интерпретации;
г) методики конструирования.
88. К методам и приемам количественной обработки данных не относится:
а) вычисление мер центральной тенденции;
б) корреляционный анализ;
в) факторный анализ;
г) контент-анализ.
89. Метод, который интерпретирует весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты процесса становления психических функций, образований или свойств личности, называется:
а) структурный метод;
б) биографический метод;
в) генетический метод;
г) метод моделирования.
90. Интерпретационный метод, основанный на направлении, ориентированном на выявление и описание структуры объектов:
а) структурный метод;
б) биографический метод;
в) генетический метод;
г) метод моделирования.