Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
Имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Институт экономики и менеджмента
Институт (факультет) малого и среднего бизнеса
Кафедра «Коммерция и гостеприимство»
Жуковская И.Ф.
Поведение потребителей
Курс лекций
по дисциплине «Поведение потребителей» для студентов ВлГУ, обучающихся по направлению 38.03.06 ТОРГОВОЕ ДЕЛО
Владимир - 2015 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….....3
ЛЕКЦИЯ 1. Поведение потребителей и маркетинг..........................................5
ЛЕКЦИЯ 2. факторы внешнего влияния на поведение потребителей........................................................................................................................17
ЛЕКЦИЯ 3. Внутренние факторы поведения потребителей...................... 37
|
|
ЛЕКЦИЯ 4. модели повЕдения потребителей......................................................56
ЛЕКЦИЯ 5. процесс принятия потребителем решения о покупке..........78
ЛЕКЦИЯ 6.организационное покупательское поведение. консьюмеризм....................................................................................................................93
заключение..........................................................................................................................103
список литературы.........................................................................................................105
ВВЕДЕНИЕ
Поведение потребителей – относительно новая, претендующая на самостоятельность ветвь маркетинговых знаний, ключевая сфера маркетинговых исследований, характеризующая специфику поведения различных (как правило, целевых) групп потребителей, прежде всего в отношении принятия ими решений о покупках. Это научно-прикладная дисциплина, возникшая на стыке экономики, менеджмента, маркетинга, психологии и постепенно вобравшая в себя большое количество методов не только этих, но и многих других отраслей знаний. Как научно-практическая дисциплина «Поведение потребителя» изучает:
– процессы принятия решений потребителем и сопутствующие психологические процессы и функции: осознание потребностей, поиск и оценку вариантов, восприятие процесса покупки, потребление, удовлетворение и уход от пристрастий;
– индивидуальные различия между потребителями (в их знаниях, восприятии и мотивации, ценностях и стилях жизни) и протекание психологических процессов (обработка информации, обучение, воздействие рекламы и т.п.);
– влияние среды: культурной, этнической, социально-статусной, семейной, ситуационной; инструменты и механизмы воздействия торговли, защиту прав потребителей.
|
|
Предшественником дисциплины «Поведение потребителя» стала теория потребления, в разработке которой приняло участие немало выдающихся учёных – экономистов, психологов, социологов, чьи имена часто цитируются в исследованиях проблем потребления. Так, К. Маркс выдвинул идею товарного фетишизма. Американец Т. Веблен в конце XIX в. предложил теорию показного (престижного) потребления. Немецкий социолог Г. Зиммель выдвинул ряд ключевых идей теории моды. Немецкий социолог и экономист В. Зомбарт предложил концепцию роскоши. Другой немецкий социолог М. Вебер сформулировал концепцию статусных групп и протестантской этики.
В 1950-е гг. в Америке вошли в моду так называемые «мотивационные исследования», строившиеся на глубинных интервью и тесно связанные с традицией психоанализа, идущей от З. Фрейда. Постепенно пришло понимание того, что потребители ценят не сами производимые фирмами товары и услуги, а заключённые в этих товарах полезности – способности товаров удовлетворять потребности людей.
В 1960-е гг. в основу исследований поведения потребителей было положено понимание потребления как информационного процесса. В исследованиях стал доминировать бихевиористический подход, при котором потребитель воспринимался «чёрным ящиком», получающим и перерабатывающим информацию для подготовки решения относительно выбора товара или услуги. Бихевиоризм сосредоточился на прогнозировании реакции потребителя на основании данных о прошлом опыте реагирования на сигналы, подаваемые в качестве стимула.
Заметные подвижки произошли в 1980-е гг. Проблема поведения потребителей постепенно стала входить в круг интересов широкого круга обществоведов – историков, антропологов, социологов, культурологов, социальных теоретиков и др., которые пришли работать на кафедры маркетинга. Таким образом, взгляд на поведение потребителей обновился, и сформировалось «новое» понимание поведения потребителя, основной чертой которого стало фокусирование внимания на культуре и социальных проблемах.
К 1990-м гг. право на существование новой концепции было признано наряду с традиционной школой, хотя последняя продолжает доминировать. Современное осмысление и конкретизация поведения потребителей в основном происходит в США и несёт на себе печать американских культурных традиций с акцентом на индивидуализм. В этой связи подход к поведению индивида на рынке товаров и услуг изучается преимущественно с точки зрения психологической науки.
Цель дисциплины: формирование у студентов системы знаний в области теории и практики потребительского поведения, приобретение навыков, необходимых для исследования потребительского поведения и разработки эффективных стратегий и
Курс лекций по дисциплине «Поведение потребителей» составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, обязательными при реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.06 «Торговое дело» образовательными учреждениями высшего образования на территории Российской Федерация, имеющими государственную аккредитацию, а также другими нормативными документами.
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла и связана с другими экономическими дисциплинами. Она базируется на знаниях, полученных при изучении таких дисциплин (разделов дисциплин) как: «Экономическая теория», «Психология», «Маркетинг», «Правоведение», «Математика», «Статистика».
Дисциплина реализуется студентам в 7-м семестре бакалавриата
В целях успешного овладения курсом «Поведение потребителей» студентам рекомендована основная и дополнительная литература. Самостоятельное изучение курса, отдельных тем курса возможно как в дополнение к имеющемуся курсу лекций, так и для более углубленного изучения материала. однако студент должен учитывать, что рекомендуемый перечень литературы не может отразить те литературные источники, которые выйдут в периодической и текущей печати после изданий настоящего учебно-методического комплекса. Кроме того, студент может использовать статистические ежегодники, нормативные и законодательные акты, газеты и журналы, и другие источники информации, соответствующую литературу.
|
|
Тема 1. Поведение потребителей и маркетинг.
План.
1. Маркетинг и потребитель
2. Предмет и задачи курса
3. История изучения поведения потребителей
4. Цели и этапы сегментации рынка
5. Признаки сегментации