Макроэкономическая теория потребительского поведения

Макроэкономические аспекты потребительского поведения изначально связаны в теории с отклонениями от рациональности. Впервые поставил в центр внимания экономической теории проблему распадения совокупного личного дохода на потребляемую и сберегаемую часть Дж.М. Кейнс. Он объяснял потребительскую функцию (потребительские расходы растут вместе с ростом дохода, но меньшими темпами) «основным психологическим законом», т. е. привычкой к определенному уровню потребления, не основанной ни на каком рациональном расчете. Эмпирические исследования показали, что потребительская функция Кейнса хорошо объясняет различия в норме сбережений между семьями с разными доходами в один и тот же момент времени.

Милтон Фридман и теория постоянного выбора

В книге «Теория функции потребления», опубликованной в 1957 г., Милтон Фридман предложил для объяснения поведения потребителей теорию постоянного (перманентного) дохода. Теория Фридмана дополняла теорию жизненного цикла Модильяни: в обеих использовалась теория поведения потребителя Фишера, согласно которой потребление не должно зависеть только от текущего дохода. Однако, в отличие от теории жизненного цикла, в которой подчеркивается, что доход имеет предсказуемую динамику на протяжении всей жизни человека, теория постоянного дохода утверждает, что люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода.

М. Фридман высказал гипотезу, что домашние хозяйства стремятся выровнять траекторию своего потребления. Потребительское поведение определяется не доходом зарегистрированным в той или иной фазе конъюнктуры, а, скорее, средним доходом ожидаемых поступлений во время делового цикла. Этот доход М. Фридман назвал перманентным или постоянным.

Принципиально важным положением гипотезы перманентного дохода является тот факт, что последний является более стабильным в сравнении с текущим доходом.

Пример, приведенный Фридманом, описывает человека, который получает доход только раз в неделю, по пятницам. Данный индивид не сосредоточивает все свое потребление в тот день, когда получает доход, иначе потребление во все другие дни будет равно нулю. Индивиды предпочитают равномерный поток потребления, а не изобилие сегодня и скудность завтра или вчера. Согласно этому утверждению, потребление в любой день недели не связано с доходом этого конкретного дня, а, скорее, определяется средним доходом за неделю, деленным на число дней в неделе.

Таким образом, вместо кейнсианской функции потребления с единственным аргументом C=C(Y), монетаристы предложили перманентный (постоянный) доход. В этих условиях кейнсианская теория текущего дохода превратилась в частный случай перманентного (постоянного) дохода. Когда β=1, текущий доход равен перманентному доходу.

Гипотеза постоянного (перманентного) дохода даёт иную картину состояния экономической системы, в сравнении с кейнсианской трактовкой. Если экономический агент ориентируется не на текущий, а на перманентный доход, который отличается большей стабильностью, то его потребление может остаться неизменным или измениться на меньшую величину, чем это следует из кейнсианской функции потребления. Когда ситуация в частном секторе экономики характеризуется устойчивостью, то государственное регулирование становится либо излишним, либо вмешательство правительственных органов уравнения в экономику сокращается до минимума.

Рациональные ожидания и потребление в модели Роберта Холла

Гипотеза постоянного дохода основана на модели межвременного выбора Фишера. Она строится на том, что потребители, прогнозирующие ситуацию, принимают решения исходя не только из уровня текущего дохода, но и уровня дохода, который они предполагают получить в будущем. Таким образом, гипотеза постоянного дохода гласит, что потребление зависит от ожиданий.

Недавние исследования потребления объединили эти взгляды с концепцией рациональных ожиданий. В соответствии с концепцией, при прогнозировании будущих событий люди оптимальным образом используют всю доступную информацию. Рациональные ожидания серьезно влияют на издержки обуздания инфляции. Столь же ощутимые последствия связаны с приложением этой концепции к анализу потребления.

Экономист Роберт Холл первым применил концепцию рациональных ожиданий для анализа потребления. Он показал, что если теория постоянного дохода верна и если ожидания потребителей рациональны, то изменения в потреблении с течением времени должны быть непредсказуемыми. Для описания значений переменной, изменения которой непредсказуемы, экономисты используют термин «случайное блуждание». По Холлу, сочетание теории постоянного дохода и рациональных ожиданий предполагает, что потребление следует траектории «случайного блуждания».

Наконец, в заключение данной темы мы кратко рассмотрим теорию, которая пытается синтезировать микро- и макроэкономические, а также социологические подходы к проблемам потребления. Эта теория принадлежит американскому экономисту Дж. Катоне, исследования которого можно отнести к области психологической экономической теории (psychological economics). Катона делит все потребительские расходы и сбережения на обязательные (контрактные) и необязательные (дискреционные). Первая группа, к которой относятся покупка предметов первой необходимости, платежи за квартиру и коммунальные услуги, отчисления в пенсионные, страховые и прочие фонды, не представляет большого теоретического интереса, так как осуществляются по привычке и зависят только от размеров дохода.

Гораздо интереснее, с точки зрения Катоны, дискреционные виды покупок (к ним относятся, в частности, прикупки товаров длительного пользования) и сбережения. Решения по их поводу случаются относительно редко, и на них влияют не только объективные факторы (доходы, процент по потребительскому кредиту), но и совокупность психологических переменных, которые Катона назвал промежуточными в том смысле, что всякое воздействие объективных экономических факторов на потребление и сбережение идет только через них. К этим переменным относятся мнения, ожидания, настроения, притязания – словом, все необходимое для того, чтобы объективная покупательная способность человека воплотилась в реальные покупки. Состояние промежуточных психологических переменных можно измерить с помощью массовых опросов, результаты которых подытоживает «индекс потребительских настроений».

Катона считает недопустимым «спрямление» логической цепочки и исключение из анализа промежуточных переменных, характерное для большей части «объективных» теорий потребления, прежде всего потому, что на промежуточные переменные, а через них – на дискреционные потребительские расходы воздействуют не только экономические, но и политические (войны, выборы и пр.) факторы. Кроме того, что еще важнее, лишь от внутреннего состояния человека зависит, какой вес он придает тому или иному внешнему фактору. Очень важно и то, что среди психологических переменных рациональный расчет занимает отнюдь не главенствующее место (если бы это было так, спрямление можно было бы провести без особого труда). Гораздо сильнее могут оказаться массовые волны оптимизма или пессимизма, которые побуждают потребителей действовать, казалось бы, вопреки разумным расчетам.

Потребительская функция Катоны, в которой влияние дохода дополняется уровнем потребительских настроений, была предназначена, в первую очередь, для объяснения и прогнозирования циклического движения потребительских расходов и поэтому будет подробнее рассмотрена ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: