Тема 6. Социальные механизмы политического поведения и участия

Понятие политического интереса, политического поведения и политического участия. Роль политических интересов в системе властных отношений. Факторы участия субъекта в политике: среда политики, уровень социальной напряженности, уровень социальной ущемленности, степень идеологической мобилизации, тип политической культуры. Политическое рекрутирование и идентификация как механизм формирования политической субъектности. Модели политического рекрутирования. Социологический анализ мотивации и целей политического поведения и участия.

Формы и способы политического участия и поведения. Индивидуальное, групповое и массовое политическое участие. Формы массового политического участия: организованные и стихийные, конвенциальные и не конвенциальные. Корпоративная солидарность и конформизм как механизм групповой сплоченности. Специфика индивидуального политического участия: образцы, мотивации, результаты. Отклоняющееся политическое поведение и его причины.

Активность, включенность, рациональность как индикаторы политического поведения и участия. Социологический анализ типичных моделей политического поведения и участия.  Механизмы политической мобилизации социальных субъектов.

Тема 7. Общественное мнение в политике

Понятие и основные подходы исследования  общественного мнения. Общественное мнение как реализация принципа обратной связи в управлении социумом. Структура, содержание и функции общественного мнения. Формы отражения политических реалий в общественном мнении. Роль общественного мнения в демократических и авторитарных политических системах. Общественное мнение как системный элемент властных отношений.

 Механизмы формирования и каналы выражения общественного мнения. Специфика политических коммуникаций. Особенности воздействия общественного мнения на политические институты, должностных лиц и политических лидеров. Publicrelations в политике. Роль и эффективность мобилизационных и манипулятивных политических технологий в формировании и управлении общественным мнением. Социологические исследования эффективности средств и каналов политической коммуникации. Роль общественного мнения в проектировании и реализации политических технологий.

Тема 8. Политическая социализация и политическая культура

Понятие и основные подходы исследования политической социализации. Стадии, факторы и агенты политической социализации. Первичная и вторичная политическая социализация. Понятие ресоциализации. Политическая социализация как социальный механизм включения индивида в систему политических ценностей общества и воспроизводства существующих политических отношений. Особенности политической социализации в различных национальных, конфессиональных, профессиональных и возрастных группах. Социологические исследования роли основных агентов политической социализации: семьи, школы, групп сверстников, молодежных и религиозных организаций, армейского, учебного и трудового коллектива. Влияние средств массовой информации и политических партий на процесс политической социализации.

Роль политической социализации в механизме формирования политической культуры. Типология политических культур. Понятие гражданской политическойкультуры. Социологические методики исследования процессов политической социализации.

                                  Тема 9. Социология выборов

Выборы как институт организации и функционирования публичной власти в демократических странах. Принципы организации и проведения выборов. Понятие и структура избирательного процесса. Функции выборов. Понятие и типология избирательных систем. Место и роль избирательного процесса в структуре политического процесса. Понятие и типология избирательных систем.

Понятие и основные этапы избирательной кампании. Принципы организации и управления избирательной кампанией. Субъекты избирательного процесса и типовые стратегии избирательной борьбы. Команда кандидата и особенности ее функционирования в выборах органов власти разных уровней.

Содержание и основные этапы социологического сопровождения избирательной кампании. Социологический анализ предвыборной ситуации: исследование уровня политической и электоральной активности, анализ политических ценностей и предпочтений различных социальных групп, данных прошлых выборов, проблемного поля. Понятие и структура социального паспорта избирательного округа.

Политические технологии в избирательном процессе и их эффективность. Моделирование поведения различных групп избирателей. Социально-экономические, культурно-исторические, национальные и конфессиональные факторы электоральных предпочтений граждан. Абсентеизм и его причины. Методики прогнозирования результатов предвыборной борьбы. Особенности организации и проведения избирательных кампаний в России.

Тема 10. Социология политических партий, групп интересов и общественных

Движений

Понятие, генезис, организационная структура и формы институализации политических партий и общественных движений. Признаки и функции политических партий и общественных движений. Место политических партий, групп интересов, общественных движений в механизме функционирования политической системы. Политическая партия,общественные движения, группы интересов как объекты социологического исследования. Типология современных политических партий и партийных систем. Показатели и эмпирические индикаторы функционирования политической партии как института социального представительства. Методики социологического сопровождения деятельности политических партий на разных этапах и фазах функционирования политической системы.

Особенность становления, основные этапы и проблемы  развития многопартийности в Российской Федерации. Законодательное регулирование деятельности политических партий в современной России. Социальная и электоральная база российских политических партий.

Методики социологического сопровождения деятельности политических партий, групп интересов и общественных движений в механизме функционирования политических систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: