А.С.Пушкин. Слово о писателе. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» – 3 часа
Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина.
Е.Л.Шварц. Слово о писателе.Сказка «Два клёна» – 3 часа
Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.
Э.Т.А.Гофман. Слово о писателе. Сказка «Щелкунчик» – 2 часа
Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Ночь перед Рождеством» – 5 часов
Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Бытовое в повести. Художественные средства. Юмор.
М.М.Пришвин. Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца» – 4 часа
Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика.
|
|
П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка» – 2 часа
Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Роль рассказчика.
В.М.Гаршин. Слово о писателе. Сказка «То, чего не было» – 1 час
Специфика сказки-притчи. Иносказательность.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. В.Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце» – 1 час
Басня
Аллегория и мораль в басне. – 1 час
И.А.Крылов. Слово о писателе. Басни «Ворона и лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом», «Лебедь, Рак и Щука», «Демьянова уха», «Слон и моська» – 5 часов
Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Готхольд Эфрам Лессинг. Басня «Свинья под дубом» – 1 час
Этот необычный мир
Легенда
Специфика легенды. Её отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда – 1 час
А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» – 2 часа
Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Три пальмы» – 1 час
Поэтическая философская легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.
«Повесть временных лет» («Кий, Щек и Хорив», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князе Олеге, «Создание славянской азбуки») – 2 часа
Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.
|
|
А.С.Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге» – 3 часа
Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Легенда о Томасе Лермонте – 1 час
Лирическое стихотворение
Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств. – 1 час
А.С.Пушкин. Стихотворения «Пущину», «Няне» – 2 часа
Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворений.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – 2 часа
Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворений.
А.А.Фет. Слово о писателе. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мотылёк мальчику» – 2 часа
Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворений.
Ф.И.Тютчев. Слово о писателе. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер» – 3 часа
Образы природы в лирическом произведении. Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений.
Н.А.Некрасов. Слово о писателе. Стихотворение «Крестьянские дети» – 2 часа
Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.
И.А. Бунин. Слово о писателе. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…» – 1 час
Отношения человека и природы. Ведущее настроение стихотворения. Поэтический мир стихотворения.
С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворение «Берёза» – 1 час
Самобытность поэта. Особенность создания картин природы. Поэтический мир стихотворения.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Г.Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю.Лермонтова). И.В.Гёте. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого) – 1 час
Роман, повесть, рассказ
Эпические жанры литературы. Событие в эпическом произведении. – 1 час
Д.Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX) – 2 часа
Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.
А.С.Грин. Слово о писателе.Повесть «Зелёная лампа» – 2 часа
Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.
А.П.Платонов. Слово о писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» – 2 часа
Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.
И.С.Тургенев. Слово о писателе.Рассказ «Бежин луг» – 4 часа
Таинственное в реальной жизни. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.
Ю.П.Казаков. Слово о писателе.Рассказ «Оленьи рога» – 2 часа
Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.
Дж.Лондон. Слово о писателе. Повесть «Сказание о Кише» – 2 часа
Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.
В.П.Астафьев. Слово о писателе.Рассказ «Васюткино озеро» – 4 часа
Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.
О’Генри. Слово о писателе.Рассказ «Вождь краснокожих» – 2 часа
Необычная ситуация. Комическое.
М.М.Зощенко. Слово о писателе.Рассказы из цикла «Лёлька и Минька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова» – 2 часа
Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Мы помним… – 1 час
Всего учебных часов | 100 часов |
Три аудиторных сочинения | 6 часов |
Внеклассное чтение | 6 часов |
Резерв | 5 часов |
Класс
Литература как искусство слова – 1 час
Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах.
|
|
Как появилась поэзия и проза
Истоки и вершины
Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования. – 1 час
Песня – 2 часа
Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм.
Былина «Садко» – 4 часа
Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» – 2 часа
Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья» – 1 час