ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Мы помним… – 1 час
Всего учебных часов | 68 часов |
Четыре аудиторных сочинения | 8 часов |
Внеклассное чтение | 6 часов |
Резерв | 2 часа |
Класс
Литература как искусство слова – 1 час
Художественный текст: его чтение и интерпретация. Литература как диалог автора и читателя. Место героя в этом диалоге.
Кто такой автор?
Автор в литературном произведении
Автор-писатель, автор-повествователь. – 1 час
«Житие преподобного и богоносного отца нашего игумена Сергия, чудотворца» – 1 час
Автор в древнерусской литературе. Его специфика. Жанр жития. Христианско-нравственный идеал и его воплощение в произведении. Черты житийности в классической русской литературе.
Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза» – 2 часа
Изображение чувства как основа сюжета. Образ главной героини, его особенности. Понятие о сентиментализме. Авторская позиция и способы её выражения. Значение повести для русской литературы.
А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы «Любани», «Спасская Полесть», «Клин», «Пешки», «Слово о Ломоносове») – 2 часа
Углубление представления о путешествии как об одном из основных мотивов эпического сюжета. Жанр путешествия в литературе. Полнота изображения русской жизни. Образ автора и его роль в произведении. Стилевое своеобразие произведения.
А.С.Пушкин. Слово о писателе.Роман «Капитанская дочка» – 5 часов
Историческая основа произведения. История создания «Капитанской дочки». Замысел и воплощение. Проблема художественного историзма. Проблема жанра произведения. Историческое и личное в сюжете. Нравственная проблематика. Автор – повествователь – герой. Система образов.
И.С.Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Ася» – 2 часа
Своеобразие любовного конфликта. Образ главной героини. Проблема автора.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. И.С. Шмелёв «Лето господне» – 1 час
Кто такой герой?
Герой в литературном произведении
Понятия: образ, характер, герой. Система персонажей. Автор – герой произведения – 1 час
У.Шекспир. Слово о писателе. «Трагедия о Гамлете, принце Датском» – 1 час
Трагический конфликт. Нравственная проблематика. Гамлет как вечный герой. Индивидуальный характер и литературный тип.
М.Сервантес. Слово о писателе. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (главы I, VI, VII, XXXV, XXXXIX) – 1 час
Стремление к добру как основа жизненного поведения человека. Высокий герой. Конфликт героя и действительности. Серьёзное и комическое. Дон Кихот и Санчо Панса: парные герои и их роль в произведении.
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – 1 час
Проблема жанра произведения. Значение фольклорной формы поэмы. Историческая основа. Конфликт и проблематика. Героико-романтическая личность как герой произведения. Автор – читатель. Художественное мастерство Лермонтова.
А.Н.Островский. Слово о писателе. Драма «Бесприданница» – 2 часа
Жанр драмы. «Бесприданница» как социально-бытовая драма. Особенности конфликта. Образ главной героини. Художественный мир Островского-драматурга.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Повесть «Два гусара» – 2 часа
Герой и время. Взаимоотношение поколений. Проблема чести, любви, дружбы, жизненных ценностей.
Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Повесть «Бедные люди» – 2 часа
Идеал и действительность. Образы героев. Своеобразие стиля Достоевского.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. В.Гюго. Роман «Собор Парижской Богоматери» – 1 час
Есть ли герой в лирическом стихотворении?
Герой в лирическом стихотворении
А.С.Пушкин. Стихотворения «К*** (Я помню чудное мгновенье…)», «На холмах Грузии…», «Я вас любил», «Жил на свете рыцарь бедный», «Мадонна» – 2 часа
Любовная лирика Пушкина. Любовь как пробуждение души. Лирический герой. Поэтический мир стихотворений. Двусложные размеры. Актуализация изученного ранее.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю» – 2 часа
Философская лирика Лермонтова. Мир, жизнь, любовь. Поэтический мир стихотворений. Трёхсложные размеры. Актуализация изученного ранее.
С.А.Есенин. Слово о писателе. Стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» – 2 часа
Родная земля в творчестве Есенина. Человек и природа. Философские мотивы. Поэтический мир стихотворений.
В.В.Маяковский. Слово о писателе. Стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Прозаседавшиеся» – 2 часа
Пафос нового мира в лирике Маяковского. Своеобразие лирического героя. Гротеск и фантастика. Поэтический мир стихотворений.
А.С.Блок. Слово о писателе. Стихотворения «Россия», «Девушка пела в церковном хоре» – 2 часа
Многообразие лирики Блока. Родина, душа, любовь. Символические образы. Поэтический мир стихотворений.
А.А.Ахматова. Слово о писателе. Стихотворения «Песня последней встречи», «Я пришла к поэту в гости» – 2 часа
Лиризм поэтического мира Ахматовой. Душевный выбор в любви и жизни. Поэтический мир стихотворений.
Б.Л.Пастернак. Слово о писателе. Стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…», «Быть знаменитым некрасиво…» – 1 час
Человек, творчество, жизнь в лирике Пастернака. Проблема нравственного выбора. Поэтический мир стихотворений.
Н.А.Заболоцкий. Слово о писателе. Стихотворения «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться…» – 1 час
Нравственно-философская проблематика лирики Заболоцкого. Душа, жизнь, красота. Поэтический мир стихотворений.
Поэзия второй половины XX века – 2 часа
Р.И.Рождественский. Слово о писателе.Стихотворение «Мгновения». А.А.Вознесенский. Слово о писателе.Стихотворение «Сага».
Е.А.Евтушенко. Слово о писателе.Стихотворение «Идут белые снеги».
Лиризм современной жизни в творчестве поэтов второй половины XX века. Образ современника: жизнь, внутренний мир, судьба. Открытость лирического героя. Поэтический мир стихотворений.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. В.С.Высоцкий. Стихотворения «Охота на волков», «Кони привередливые», «Я не люблю».
Б.Ш.Окуджава. Стихотворения «Молитва Франсуа Вийона», «Арбатский романс» – 1 час
Зачем и для кого писатель создаёт литературное произведение?