Борьба народа за свою независимость и свободу. Эпическое в произведении. Мотивы богатырства. Образы главных героев. Сопоставление характеров (проблема национального героя).
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Народный героический эпос. – 1 час
Лирика как род литературы
Изображение внутреннего мира человека. Темы и мотивы лирики. – 1 час
Ф.Петрарка. Слово о писателе. Сонет LXXXVII.
У.Шекспир. Слово о писателе. Сонет № 130 («Её глаза на звезды не похожи…»), сонет № 66 («Зову я смерть») – 1 час
Жанр сонета. Виды сонета.
А.С.Пушкин. Слово о писателе.Стихотворения «Погасло дневное светило…», «К морю» – 2 часа
Переживание судьбы. Выбор жизненной позиции. Достижение берега. Поэтический мир стихотворений. Двусложные размеры. Актуализация изученного ранее.
Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль» – 2 часа
Жанр общественной комедии. Актуальность пьесы. Драматический конфликт, композиция. Система персонажей (традиционные амплуа).
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Эсхил «Прометей прикованный» – 1 час
Как в литературе проявляется отношение к миру
Пафос литературного произведения
Понятие о пафосе как идейно-эмоциональной оценке мира. Типы пафоса.– 1 час
«Поучение» Владимира Мономаха – 1 час
Жанр поучения. Своеобразие пафоса. Основная идея произведения.
М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе.Стихотворение «Бородино» – 1 час
Героизм русского народа. Историческая основа произведения. Проблема поколения. Система образов. Поэтический мир произведения.
В.П. Астафьев. Слово о писателе. Повесть «Пастух и пастушка» – 2 часа
Любовь и война. Мастерство писателя в изображении картин боя. Образы героев. Своеобразие жанра.
У.Шекспир. Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта» – 1 час
Жанр трагедии. Понятие о трагическом конфликте. Любовь и вражда в мире. Образы главных героев. Смысл трагического финала.
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Тоска» – 1 час
Трагическое в повседневной жизни. Одиночество человека. Мастерство Чехова-прозаика.
Ж.-Б.Мольер. Слово о писателе. Комедия «Мещанин во дворянстве» – 2 часа
Сатирический пафос комедии. Историко-культурная основа. Образ главного героя.
М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» – 2 часа
Сатира как вид комического. Специфика сказок Салтыкова-Щедрина. Многообразие проблематики. Художественное своеобразие и приёмы комизма.
А.П.Чехов. Рассказы «Смерть чиновника», «Хамелеон» – 2 часа
Юмор как вид комического. Чехов как мастер юмористического рассказа (ситуации и герои). Роль детали.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧЕНИЕ. М.М. Зощенко «Галоша» – 1 час
Что лежит в основе пафоса
Тематика литературного произведения
Понятие о вечных темах как о темах, представляющих жизненные и нравственные основы человеческого бытия. – 1 час
Родная природа
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина» – 1 час
Любовь к родине. Глубина и искренность чувства. Поэтический мир стихотворения.
А.К.Толстой. Слово о писателе.Стихотворения «Колокольчики мои…», «Не ветер, вея с высоты…» – 1 час
Лирическое переживание жизни природы, её красоты. Поэтический мир стихотворений.
А.А.Ахматова. Слово о писателе. Стихотворения «Перед весной бывают дни такие…», «Родная земля» – 1 час
Состояние природы и лирической героини. Меняющийся мир природы. Своеобразие звучания патриотической темы.
Гражданские мотивы
А.С.Пушкин. Стихотворение «К Чаадаеву» – 1 час
Жанр дружеского послания. Единство судьбы человека и его родины. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Дума» – 1 час
Жанр думы. Проблема поколения: историческое и национальное. Поэтический мир стихотворения.
Н.А.Некрасов. Слово о писателе.Стихотворение «Школьник» – 1 час
Юность жизни и будущее родины. Поэтический мир стихотворения.
Защита отечества
А.Т.Твардовский. Слово о писателе. Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два бойца») – 2 часа
«Василий Тёркин» как патриотическая поэма. Историческая основа произведения. Национальный характер. Героизм народа. Жанрово-стилевое своеобразие.
Р.Гамзатов. Слово о писателе.Стихотворение «Товарищи далёких дней моих…». М.Джалиль. Слово о писателе.Стихотворение «Прощай, моя милая». М. Карим. Слово о писателе. Стихотворение «Бессмертие» – 2 часа
Человек и война. Мечта человека о мире и гармонии жизни. Поэтический мир стихотворений.
Национальный характер
И.С.Тургенев. Слово о писателе. Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы» – 2 часа
«Записки охотника» как цикл рассказов о жизни русского народа. Образ повествователя. Типы национального характера. Быт, нравы. Талант и душа человека из народа. Роль пейзажа. Мастерство Тургенева-прозаика.
В.М.Шукшин. Слово о писателе.Рассказы «Миль пардон, мадам», «Микроскоп» – 2 часа
Своеобразие национального типа в изображении Шукшина. «Чудики» как вечные герои. Общечеловеческое в обычном человеке. Повествовательное мастерство Шукшина.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» – 1 час
Проблема бытия. Честь и достоинство
П.Мериме. Слово о писателе. Новелла «Маттео Фальконе» – 1 час
Жанр новеллы. Проблема характера и судьбы, нравственного выбора. Система образов.
Л.Н.Толстой. Слово о писателе. Рассказ «После бала» – 2 часа
Случай и судьба. Нравственная позиция как основа жизненного выбора. Гуманизм рассказа. Особенности композиции и стиля.
М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «Челкаш» – 1 час
Герои ранних рассказов Горького. Тип «босяка». Проблема жизненных ценностей. Реализм и романтизм рассказов.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. В.Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского» – 1 час
Дружба
А.С.Пушкин. Стихотворения «19 октября», «Арион» – 1 час
Душевное единение как основа человеческого согласия и гармонии. Полнота изображения психологического, социального и природного мира. Поэтический мир стихотворений.
Любовь
В.А.Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Светлана» – 1 час
Любовь и вера в счастье. Цельность образа героини. Нравственная проблематика. Романтический мир баллады. Художественное мастерство Жуковского.
А.С.Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка» – 2 часа
«Повести Белкина» как цикл нравственно-философских новелл о жизни и судьбе. Торжество любви над жизненными обстоятельствами и преградами. Образ героини как идеал автора.
А.К.Толстой. Стихотворение «Средь шумного бала, случайно…» – 1 час