Автор – читатель. Авторская позиция. Актуализация изученного ранее: понятие пафос. – 1 час
А.С.Грибоедов. Слово о писателе. Комедия «Горе от ума» – 6 часов
Проблема жанра и стиля. Своеобразие конфликта. Система персонажей. Проблема ума и безумия. Язык и стих комедии. Традиции и новаторство. А.С. Пушкин и И.А. Гончаров о комедии.
А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» – 2 часа
Ситуация испытания жизнью. Библейский сюжет в произведении. Маленький человек как новый герой русской литературы. Мастерство Пушкина-прозаика.
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Шинель» – 2 часа
Тип маленького человека у Гоголя. Проблема личности. Житийность повести. Выбор героя: необходимость и искушение. Гуманизм Гоголя.
А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник», «Лошадиная фамилия» – 1 час
Особенности чеховского героя. Юмор и сатира в рассказах. Лаконизм стиля. Роль детали.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Ф.М.Достоевский. Повесть «Белые ночи» – 1 час
Всего учебных часов | 68 часов |
Четыре аудиторных сочинения | 8 часов |
Внеклассное чтение | 4 часа |
Резерв | 2 часа |
|
|
Класс
Литература как искусство слова – 1 час
Понятие о литературном процессе. Основные этапы развития мировой литературы.
Античная литература
Жанры античной литературы – 1 час
Понятие об античной литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры античной литературы. Философия, история, ораторское искусство античной культуры.
Гай Валерий Катулл. Лирика – 1 час
Жанровое и тематическое многообразие лирики. Любовь как возвышенная духовная связь между людьми.
Квинт Гораций Флакк. Слово о писателе. Стихотворение «Памятник» – 1 час
Понятие об античной лирике. Жанр оды. Особенности содержания и образов.
Средневековая литература
Средневековая литература – 2 часа
Средневековье в Европе и на Руси. Понятие о древнерусской литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры древнерусской литературы.
Данте Алигьери. Слово о писателе. «Божественная комедия» («Ад». Песни I, V, XXXIV. «Чистилище». Песнь XXX. «Рай». Песнь XXXI) – 2 часа
«Божественна комедия» как произведение позднего средневековья. Своеобразие жанра и сюжета. Идея восхождения и очищения души человека как центральная в произведении. Смысл композиции. Художественные особенности произведения.
«Слово о полку Игореве» – 3 часа
«Слово…» как выдающийся памятник древнерусской литературы. Своеобразие жанра. Историческая основа. Связь с фольклором. Сюжет и композиция. Система образов. Пафос «Слова…». Художественный язык произведения.
Западноевропейская литература XIV – XVIII веков
|
|
Литература эпохи Возрождения – 1 час
Понятие о литературе Возрождения. Идеалы эпохи Возрождения. Основные жанры.
Джованни Боккаччо. «Декамерон» («Вступление», «День первый», «День пятый») – 2 часа
Жанр новеллы. Символика образов. Тематика. Связь с фольклором. Назидательный пафос.
И.В.Гёте. Роман «Страдания юного Вертера» – 1 час
Особенности сюжета. Проблема выбора жизненного пути.
Русская литература XVIII в.
Русская литература XVIII в. – 2 часа
Общественно-исторические предпосылки возникновения литературы нового времени в России. Специфика литературы нового времени. Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы XVIII в. (классицизм, сентиментализм). Актуализация изученного ранее.
М.В.Ломоносов. Слово о писателе. Стихотворения «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» – 2 часа
Роль Ломоносова в развитии русской литературы (теория 3 стилей). Черты классицизма в творчестве Ломоносова. Жанр оды.
Г.Р.Державин. Слово о писателе. Стихотворения «Фелица», «Памятник» – 2 часа
Своеобразие жанра оды у Державина. Значение поэзии Державина для русской литературы конца XVIII – начала XIX века. Поэтический мир стихотворений.
Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX века
Европейская литература конца XVIII – начала XIX века. – 2 часа
Стили и направления. Возникновение романтизма. Исторические и философские основы романтического мировосприятия. Романтическая концепция мира и человека.
И.В.Гёте. Слово о писателе.Трагедия «Фауст» (Пролог на небесах. Часть I, сцены 1, 3, 4, 8, 12, 16, 25. Часть II, действие 5). – 2 часа
Роль творчества Гёте в мировой литературе. Фольклорная легенда в основе сюжета. Философская проблематика. Сюжет и композиция. Система образов.
Ф.Шиллер. Драма «Разбойники» – 1 час
Особенности жанра. Конфликт. Проблема человеческого порока. Образы героев.
Дж. Г. Байрон. Слово о писателе.Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» – 2 часа
Место Байрона в развитии европейского романтизма. Проблема героя времени в произведениях романтизма. Своеобразие жанра и композиции. Образ автора. Поэтический мир произведения. Актуализация изученного ранее.
Русская литература XIX века
Русская литература XIX века – 2 часа
Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX в. Связь литературного процесса с общественно-политической ситуацией в России. Актуализация изученного ранее.
В.А.Жуковский. Слово о писателе. Стихотворения «Вечер», «Невыразимое», «Море» – 2 часа
Жуковский как первый представитель романтизма в русской литературе. Своеобразие романтизма у Жуковского. Жанр элегии. Философские мотивы. Поэтический мир стихотворений. Актуализация изученного ранее.