УТВЕРЖДЕНА
Советом факультета культуры и дополнительного образования
________________О. В. Капустина.
(подпись)
«24» октября 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры социально-культурной и библиотечной деятельности
Протокол № 2 от «19» октября 2012 г.
________________Н. С. Мурашова
(подпись)
ПРОГРАММА по ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ
Специальность: 071201.65 БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Составитель: О. В. Макеева, канд. пед. наук,
ст. преп.
Новосибирск 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
1 Пояснительная записка. 3
2 Цели и задачи практики. 3
3 Сроки проведения преддипломной практики. 4
4 Межпредметные связи и место практики в профессиональной подготовке выпускника 4
6 Требования к уровню выполнения и усвоения содержания практики. 4
7 Описание баз практики. 5
8 Порядок организации практики. 6
9 Содержание практики (темы и виды работ, бюджет времени) 8
10 Форма итогового контроля (с указанием вида отчетности) 8
11 Перечень требований к дифференцированному зачету. 9
|
|
12 Учебно-методическое обеспечение (литература основная и дополнительная). 9
13 Список использованной литературы.. 13
Приложение А Форма дневника практики.. 14
Приложение Б Форма отчета по практике. 15
Приложение В Форма характеристики на студента-практиканта.. 16
Пояснительная записка
Профессиональная практика является обязательным элементом образовательных программ подготовки специалистов в ФГБОУ ВПО «НГПУ». Организация профессиональных практик направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника. Планирование всех видов практик производится в соответствии с ГОС ВПО, на основании утвержденных учебных планов, графиков учебного процесса, действующих нормативных и методических документов.
Профессиональная практика – форма профессионального обучения в высшем учебном заведении и средство профессионального становления и развития будущих специалистов, которая проводится в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности. Процесс практики направлен на интенсификацию профессионального и личностного развития студента. Профессиональная практика состоит из двух основных видов – учебная и производственная.
Преддипломная практика студентов является разновидностью производственной практики, представляющей собой составную часть образовательного процесса в вузе. Она направлена на закрепление, расширение и систематизацию знаний, комплекса профессиональных умений на основе изучения работы конкретных учреждений и сбора материалов к выпускной квалификационной работе.
|
|
Преддипломная практика является завершающим этапом формирования квалифицированного специалиста, способного самостоятельно решать поставленные перед ним конкретные профессиональные задачи.
Цели и задачи практики
Цели и задачи преддипломной практики определяются требованиями к выпускнику вуза специальности «Библиотечно-информационная деятельность».
Цель: закрепление, расширение и систематизация знаний, комплекса профессиональных умений на основе изучения работы конкретных учреждений и сбора материалов к выпускной квалификационной работе, проверка готовности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Углубить и систематизировать общенаучные (главным образом, гуманитарные и социально-педагогические) и специальные знания студента;
2. Способствовать развитию общей и профессиональной культуры студента;
3. Закрепить навыки самостоятельной научно-исследовательской работы;
4. Закрепить и расширить профессиональные навыки студента к области практической работе на всех основных участках и направлениях библиотечно-информационной деятельности;
5. Изучить передовой опыт учреждений (организаций), выбранных в качестве базы практики;
6. Выполнить индивидуальное задание, связанное с написанием выпускной квалификационной работы (ВКР).
Сроки проведения преддипломной практики
Продолжительность преддипломной практики определяется ГОС ВПО и учебным планом. Цели и задачи – выпускающей кафедрой.
Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении практики в организациях составляет 6 часов в день (36 часов в неделю).
Для студентов заочной формы обучения практика реализуется в объеме, предусмотренном для очной формы обучения.
Место и время практики студентов определяется совместно руководством факультета и кафедры. Организационное и методическое руководство практикой осуществляется руководителем, назначенным из числа профессорско-преподавательского состава и руководителем организации.
Таблица 1 – Сроки и продолжительность преддипломной практики
Форма обучения | Продолжительность (недель) | Семестр |
Заочная форма обучения (6 лет) | 10 | 12 |
Сокращенная заочная форма обучения (3,5 года) | 10 | 11 |
Очная форма обучения (5 лет) | 10 | 10 |
Межпредметные связи и место практики
В профессиональной подготовке выпускника
Преддипломная практика является завершающим этапом обучения по основной образовательной программе и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.
Она основывается на знаниях и умениях, приобретенных студентами в процессе изучения циклов дисциплин: гуманитарных и социально-эконоических, общепрофессиональных, специальных, дисциплин специализации, а также успешного прохождения учебной (ознакомительной и учебной) и всех предшествующих видов производственной практики (библиотечно-производственной, производственной и педагогической).
Требования к уровню выполнения и усвоения содержания практики
Практикант должен продемонстрировать знания, умения и навыки, соответствующие его профессиональной квалификации. В частности:
- быть широкообразованным и высококультурным человеком, обладающим фундаментальной общенаучной (главным образом, гуманитарной и социально-педагогической) подготовкой;
- иметь основательную информационно-технологическую подготовку, обеспечивающую ему возможность активного профессионального участия в решении задач автоматизации, главным образом, компьютеризации библиотечно-библиографических процессов;
|
|
- быть готовым, в случае необходимости, быстро адаптироваться к специфическим условиям и участкам профессиональной деятельности в широких пределах системы документно-информационных коммуникаций;
- обладать основательной подготовкой к практической работе на всех основных участках и направлениях библиотечно-информационной деятельности, сформулированных в его квалификационной характеристике;
- обладать наиболее глубокими и конкретными знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими успешную трудовую деятельность в области узкой специализации, избранной им в ходе освоения основной образовательной программы в вузе.
Студент должен быть готовым на практике выполнять основные задачи профессиональной деятельности в соответствии с требованиями специальности «Библиотекарь-библиограф, преподаватель»:
- формирование и хранение документных фондов,
- аналитико-синтетическая переработка информации,
- обслуживание пользователей различных учреждений в системе документных коммуникаций.
Практикант в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой должен уметь осуществлять на практике профессиональную деятельность по следующим основным направлениям:
- производственно-практическая, включая управленческую,
- социализирующая,
- методическая, экспертно-консультационная,
- образовательная,
- научно-исследовательская.