Свободомыслие - это идейное течение, провозглашающей право разума на свободное критическое рассмотрение положений религии, а также независимое от религии исследования мира, защищает право личности на свободный выбор жизненной позиции, отрицание религиозной догматики и церковной обрядности с рационалистических позиций, отстаивание свободы разума и науки от религии. Как самостоятельная течение свободомыслие определяется на рубеже XVII-XVIII вв., Термин "вольнодумство" впервые использовал английский философ-деист А. Коллинз в "Рассуждениях о вольнодумство", наиболее последовательно идеи свободомыслия были развиты представителями французского Просвещения, но как явление свободомыслие в различных модифицированных формах возникло намного раньше. Среди исторических форм свободомыслия целесообразно выделить следующие: скептицизм, пантеизм, деизм, атеизм.
Скептицизм (, исследующая, рассматривает) выражает сомнение в истинности религии и отдельных ее положений. Скептицизм одновременно является направлением древнегреческой философии, который отрицал возможность достоверных знаний и веру в возможность рационального обоснования норм поведения. Критика религии с позиций скептицизма ставит под сомнение существование загробного потустороннего мира и действенность религиозных обрядов, необходимость выполнения культовых действий, сакральность религиозных текстов и предметов.
|
|
В пантеизме (от греч. Рап - все, theos - Бог) Бог отождествляется с миром, природой. Сторонники пантеизма рассматривают бога не как сверхъестественную субстанцию, трансцендентное начало, а как Абсолют (безличный дух), слит с природой в единое целое. Пантеистические идеи достаточно древними. Они достигают времен, когда не существовало даже понятия Бога как единого мирового духа, и наблюдаемые уже в брахманизме, индуизме, даосизме, философии стоиков и неоплатоников. Термин "пантеизм" впервые употребил голландский теолог И. Фай (1709), а концептуальную систему идей пантеизма впервые изложил английский философ Дж. Толанд в "пантеист кони" (1720).
Натуралистическая тенденция пантеизма, что с особой силой начала проявляться в эпоху Возрождения, "растворяет" Бога в природе, Вселенной. Для нее Бог "бесконечный максимум" (М. Ку-занський), он существует только "в вещах" (Дж. Бруно, Дж. Кардано, Т. Кампанелла) Бог и природа - единственная субстанция (Б. Спиноза) Бог - безличная и умозрительная "форма", которая обустраивает "Материю" (Г. Сковорода).
Сторонники религиозного пантеизма значительной мере опирались на неоплатоновского учение об эманации, развивали концепции вечного вневременного порождения природы безличным Богом. Они "растворяли" природу в Боге, считали его безличным мировым духом, который скрыт в самой природе. Отсюда и утверждение о наличии Бога во всех процессах и явлениях (I. Эриугена, I. Экхарт, М. Мальбранш и др..).
|
|
Деизм (от греч. Deis - Бог), в отличие от теизма и его веры в существование Бога - творца мира, истолковывает Бога безобис-тесной первопричиной мира, т.е. высшим Разумом, с бытием которого связана построение Вселенной. Сотворив мир, он не вмешивается в процессы и явления, происходящие в нем. Достигая своими истоками античной (Демокрит) философии, деизм приобретает четкие формы лишь в XVII в. Его основателем считают лорда Г. Чербери (Англия, 1624), который развил идею религии разума.
Атеизм (от греч. А - доля отрицания и deis - Бог, буквально безбожия) - система взглядов, отрицает религиозные представления (веру в бога, в бессмертие души, в потусторонний мир, в воскресение из мертвых и т.д.) и религию в целом. Атеизм как система взглядов не сводится только к исторической, философской и естественной критики религии. Атеизм своеобразно раскрывает специфику и сущность религии, объясняет причины возникновения, социальную природу религии. Атеизм возникает в давние времена в пределах материалистической философии. Объем и содержание понятия атеизм трансформировались С изменением эпох. История свидетельствует о различные формы атеизма: стихийный атеизм, теоретический атеизм, воинствующий атеизм (Маркс, Ленин), имморализм (Ницше). Радикальный атеизм объяснял религию как следствие невежества и заблуждения, предлагая освобождение путем распространения грамотности и просвещения, некоторые атеисты предлагали менее радикальные меры, а именно, замену старой религии новой, например, религией "человеческих отношений".
57 Демократические принципы нового украинского……
В статье 3акона Украины «О свободе совести, мировоззрения и вероисповедания» говорится, что каждый независимо от места пребывания имеет право на свободу совести, мировоззрения и вероисповедания. Это право включает в себя иметь или не иметь, принимать и изменять мировоззрение или религию на свой выбор. Также это дает право исповедовать любую религию или не исповедовать ни одну. Закон предусматривает, что свобода проявлять мировоззрение или исповедовать свою религию, все-таки может быть ограничена для обеспечения безопасности и охраны гражданского порядка, здоровья или морали, так же для защиты прав и свободы других людей, так как ни одна религия не может быть принята человеком принужденно.
Согласно закону Украины родители имеют право воспитывать детей до четырнадцати лет в той религии, которой считают нужной, но без причинения вреда психическому или физическому здоровью ребенка. А после четырнадцати и до восемнадцати лишь с согласием ребенка.
28.06.1996 г. Статья 35 Конституции Украины гласит: «Каждый имеет право на
свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу
исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно
отправлять – единолично или коллективно – религиозные культы и ритуальные
обряды, проводить религиозную деятельность. Осуществление этого права может
быть ограничено законом только в интересах охраны общественного порядка,
здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других людей.
Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа
– от церкви. Никакая религия не может быть признана государством как
обязательная. Никто не может быть освобожден от своих обязанностей перед
государством или отказаться от исполнения законов по мотивам религиозных
|
|
убеждений. Если исполнение воинской обязанности противоречит религиозным
убеждениям гражданина, оно должно быть заменено альтернативной (невоенной)
службой.»
В статье 24 записано: «Граждане имеют равные конституционные права и свободы
и равны перед законом. Не может быть привилегий или ограничений по признакам
расы, цвета кожи, политических, религиозных или иных убеждений, пола,
этнического и социального происхождения, имущественного положения, места
жительства, по языковым или иным признакам».
58 Современное состояние православной религии и церкви в Украине
В послевоенный период Украинская автокефальная православная церковь становится катакомбной, а ее руководители во главе с будущим патриархом Мстиславом выезжают за границу. Православие в Украине представляет Украинская православная церковь Киевского экзархата, что подчиняется Московской патриархии.
Процессы, связанные с демократизацией церковной жизни и распадом СССР, привели к росту напряженности в православном религиозной жизни. Именно по этой причине сегодня в Украине существует так называемый православный узел, состоящий из Украинской православной церкви (УПЦ - МП) во главе с митрополитом Владимиром (в миру - В. Сабодан), Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ-КП) во главе с патриархом Филаретом (в миру Н. Денисенко), образовавшаяся в июне 1992 г. после объединения с 'частью автокефалистов, и Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) во главе с патриархом Дмитрием (в миру - В. Ярема), что не поддержала объединение церквей.
Менее проблематичными были в Украине процессы, связанные с возрождением Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ), возникшая на ее территории в результате Брестского собор 1596 г. Выявление деятельности УГКЦ с возрождением духовной самобытности нашего народа требует знаний непосредственно предсоборного и соборных событий, дальнейшего бытия так называемой униатской церкви, а также пересмотра роли в развитии национального самосознания и культуры.
|
|
Церковный раскол на Украине — начавшийся в 1989 году процесс выхода части духовенства и мирян Русской православной церкви (РПЦ) на Украине из-под юрисдикции Московского патриархата РПЦ с целью создания украинской автокефальной поместной церкви.
59 Религиозные организации в современной Украине
Украина является многоконфессионным государством с преимущественно христианской (большей частью православной) традицией, хотя есть представители и других религий и религиозных течений.
Более 97% зарегистрированных на сегодняшний день религиозных общин в Украине являются христианскими. Приблизительно половина из них относятся к православной традиции. Остальные почти поровну делятся между католиками и протестантами. К категории “традиционных” (по неофициальной терминологии) Церквей принадлежат три основных субъекта православной юрисдикции, Украинская Греко–Католическая и Римо–Католическая Церкви, армянские общины; как также такими можно считать некоторые протестантские конфессии – лютеран, реформатов–кальвинистов, баптистов, пятидесятников, адвентистов.
Три основных субъекта православной юрисдикции:
— Украинская Православная Церковь (в юрисдикции Московского Патриархата) – УПЦ (МП)
— Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата – УПЦ КП
— Украинская Автокефальная Православная Церковь – УАПЦ
Кроме того, в Украине присутствуют другие Церкви православной традиции, в т.ч., старообрядцы, наследники катакомбной Церкви.
Сегодня в Украине существуют три конфессии Католической Церкви:
— Украинская Греко–Католическая Церковь – УГКЦ
— Римо–Католическая Церковь в Украине – РКЦ
— Армянская Католическая Церковь – АКЦ (существуют несколько незарегистрированных групп верующих)
В Украине представленная также одна из «дохалкедонских» Церквей – Армянская Апостольская Церковь – ААЦ
Часть верных–христиан принадлежит к протестантским Церквям.
В Украине проживают также представители иудаизма и мусульмане, общины этнических религий (караимы).
В конце 80–х гг. ХХ в. в Украине появляются неоязычницкие общины. Динамически растет количество общин других религиозных и религиозно–философских течений (буддизм), в том числе и нетрадиционных и новейших религиозных движений.
С декабря 1996 года действует Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций (ВСЦиРО), объединяющий около 90% религиозных общин Украины.