Происхождение и воспитание

Биография

Катулл

Точных сведений о биографии Гая Катулла сохранилось мало. Он родился в Вероне(Цизальпинская Галлия), вероятно в 87 г. до н.э. (667 год от основания Рима), в консульство Л.Корнелия Цинны (1-й раз консул в 87 г., 2-й в 86 г., 3-й в 85 г., 4-й в 84 г.). По-видимому, принадлежал к землевладельцам Северной Италии, известно, что Цезарь гостил в доме его отца. В поисках карьеры переселился в Рим, где окунулся в легкомысленную жизнь молодежи.

В Риме он стал во главе кружка молодых поэтов «неотериков», который был связан узами тесного товарищества (jus sodalicii), и отличался особенно в ямбах, в едкойэпиграмме

и в вольных стихотворениях любовного характера. Между друзьями поэта, которым он посвятил немало стихотворений, особенно близок к нему был Гай Лициний Кальв и Гай Гельвий Цинна. В Риме развернулась его любовная история с женщиной, воспетой им в стихах под псевдонимом Лесбия.

Из произведений Катулла видно, что он был в литературных связях и с главными представителями господствовавшей тогда прозаической литературы — с Цицероном, оратором Гортензием, Корнелием Непотом и другими, пылая, вместе с Кальвом, непримиримой ненавистью к Юлию Цезарю и бросая в него и в его друзей самыми язвительными ямбами и едкимиэпиграммами

(57, 93, 29), к которым Цезарь, по словам Светония, не оставался нечувствительным[2].

Его отец владел виллой в веронской области, на Сирмионском полуострове, который вдавался от южного берега в lacus Benacus (ныне озеро Гарда) и который воспет Катуллом как прекраснейший из всех полуостровов (№31); кроме того, была у него вилла близ Тибура (№44)[3]. Тем не менее он, видимо, был не очень богат.

В 57 г. до н.э. он сопровождал пропретора Луция Меммия Гемелла в Вифинию (№№28 и 10), поэта-любителя, которому Тит Лукреций Кар посвятил поэму «О природе вещей». На обратном пути посетил могилу погребенного близ Трои брата (№101), потерю которого он оплакивал самым искренним и поистине трогательным образом (№№65. 68). Проведя в Азии примерно два года, он возвращается морем домой, приезжает к озеру Бенака и возвращается в свою родную Виллу на Сирмионе. Оттуда после свидания с отцом он возвращается в Рим.

Умер Катулл очень рано, едва 30 лет от роду; год смерти его в точности неизвестен, скорее всего 54 или же 47 год (707 год от основания Рима). Св. Иероним пишет[4], что Катулл родился в 87 до н.э. и умер в Риме в возрасте 30 лет, однако, поскольку ряд стихотворений написан после 57 до н.э., Иероним ошибается либо относительно даты рождения Катулла, либо относительно его возраста на момент смерти. Наиболее поздние из упоминающихся в его лирике событий относятся к 55-54 до н.э.

[править]Творчество

[править]«Книга Катулла Веронского»

В Средневековье произведения Катулла были утеряны. Единственный его сборник был вновь найден в XIII веке в единственном экземпляре в его родном городе Вероне. Рукопись была утрачена, но с неё были сделаны две копии, от которых происходят многочисленные изводы XV века.

Этот сборник включает 116 стихотворений, разных по размеру и количеству строк (от 2 до 480). Точнее, Веронский сборник содержит 113 стихотворений с нумерацией 1-17 и 21-116, т.к. № 18, 19 и 20 были вставлены одним из издателей, а авторство Катулла сомнительно, и поэтому в современных изданиях исключаются, но нумерация осталась.

Стихотворения размещены, в соответствии с античным принципом «пестроты» (poikilia), без какого-либо хронологического или тематического порядка, а только по формальным признакам: вначале короткие стихотворения, написанные разными лирическими размерами (1 — 60), потом большие произведения (61 — 68), а за ними — короткие стихотворения, написанные элегическим дистихом (69 — 116). О связи между разными стихотворениями, о последовательности их написания и т. п. можно только догадываться.

По содержанию их можно разделить на две группы:

§ стихотворения ямбические и полемические (политические эпиграммы и насмешки)

§ лирические стихотворения:

§ элегического и повествовательного содержания, написанные по греческим образцам, как, например, в подражаниеКаллимаху

элегия о волосах Береники (№66), свадебные песни (№61. 62) и эпиталама Пелея и Фетиды.

§ собственно личные лирические стихи

В нач. XIX века этот сборник в России фигурировал под названием «Безделки», по эпитету «nugae», который прилагает поэт к ней в посвящении. (Отсюда литературная игра в названиях сборников Карамзина и Ивана Дмитриева: «Мои безделки» и «И мои безделки»).

[править]Основные темы творчества Катулла

Традиционно как особый цикл в стихотворениях Катулла выделяются любовные стихотворения, в которых главную роль играют отношения поэта к Лесбии (подлинное имя которой, по Овидию и Апулею, было Клодия). Посвящённые ей стихотворения, разбросанные по сборнику вне хронологического порядка (3, 5, 7 и особенно 51, написанное в подражание Сапфо) стоят у истоков понятия романтической любви в европейской культуре (по М. Л. Гаспарову). Увлечение поэта сменяется горем и затем омерзением, которое внушила ему любимая женщина изменой и низким падением (72, 76, 58 и др.).

Несколько любовных стихотворений, имеющих параллели со стихами к Лесбии, посвящены юноше Ювенцию (см. Стихи Катулла к Ювенцию).

Другую значительную группу стихотворений составляют стихотворения к друзьям и знакомым: к Кальву, Цинне, Вероннию,Фабуллу

, Альфену Вару, Цецилию, Корнифицию, Корнелию Непоту, которому и посвящён весь сборник, Цицерону, Азинию Поллиону, Манлию Торквату, грамматику Катону, Гортензию и др. Содержание этих стихотворений так же различно, как и поводы, которыми они вызывались.

Огромная часть книги стихов Катулла — ругательные послания, где автор изощряется в потоках далеко не всегда мотивированной свирепой брани по адресу врагов или друзей. Но даже в бранных стихотворениях Катулла есть и серьёзная составляющая, например, начинающееся шутливым непристойным ругательством послание «Pedicabo ego vos et irrumabo» к друзьям Фурию и Аврелию перерастает в важнейшее программное стихотворение, где автор высказывает принципиальные для него мысли о соотношении авторского образа и личности писателя.

Часть стихотворений Катулла — краткие дружеские послания в несколько стихов, сообщающие какой-либо интересный факт, имеющий значение для истории римской литературы. Рядом с ними идут ямбы и эпиграммы против врагов: Юлия Цезаря (93), его любимца Мамурры (29), против их обоих вместе (57), против Мамурры под ругательной кличкой Mentula — «Член» (94, 105, 114, 115), против любовницы Мамурры (41, 43) и др. Он питал отвращение к Цезарю, которого резко порицает и обвиняет во всех пороках, даже в позорных отношениях к Мамурре, которому за то Цезарь подарил сокровища всех ограбленных провинций, и это отвращение проистекало, как кажется, не из политических убеждений, а из личной ненависти к Мамурре.

Есть ещё несколько стихотворений, вызванных путешествием Катулла, в свите пропретора Меммия, в Вифинию. Посещение им там могилы умершего брата подало повод к двум стихотворениям, дышащим особенной теплотой родственного чувства (65 и 68).

Наконец, Катулл пробовал свой лирический талант и в возвышенных одах, каков гимн Диане (34), в торжественных свадебных песнях (51 и 52) в изображении сильных трагических аффектов, какова его песнь об Аттисе, написанная галлиямбом (63). Пробовал он писать и элегии в александрийском вкусе (68 и 66), из которых одна, о волосах Вереники, представляет прямо перевод элегии Каллимаха. Есть у него одно стихотворение (64) и в эпическом роде (повествование о свадьбе Пелея и Фетиды), также вызванное подражанием александрийской поэзии.

[править]Характеристика стиля

Обладал необыкновенным поэтическим талантом, особенно для выражения лирического чувства, и может быть назван истинным основателем художественной лирики в Риме. Он первый применил разнообразную гармонию греческих лирических размеров к латинскому языку, хотя и не дошёл в этом отношении до силы и классической законченности, какие проявил Гораций.

Он — яркий представитель нового сниженного реалистического стиля. Об этом свидетельствует тематика его произведений, размер стихотворений (чаще всего греческий одиннадцатисложник, близкий к разговорной речи), лексика, воспроизводящая живой городской жаргон.

К этому нельзя не прибавить и того, что Катулл в высокой степени владел лирическими формами; он первый с успехом воспользовался греческим стихотворным размером. Язык его прост и естествен; но в некоторых отдельных формах и выражениях иногда напоминает старину[3].

Цезарь

Семья

Гай Юлий Цезарь родился в Субуре, предместье Рима, находившемся неподалёку от Форума, в патрицианской семье из родаЮлиев

, который играл немалую роль в истории Рима с древнейших времён.

Род Юлиев вёл свою родословную от Юла, сына троянского старейшины Энея, который, согласно мифологии, был сыном богини Венеры. Находясь на вершине своей славы, в 45 году до н. э. Цезарь заложил храм Венеры Прародительницы в Риме, намекая, тем самым, на своё родство с богиней. Когномен Caesar не имел смысла в латинском языке; советский историк Рима А. И. Немировский предположил, что он происходит от Cisre — этрусского наименования города Цере. Древность самой семьи Цезарей установить трудно (первый известный относится к концу V в. до н. э.). Отец будущего диктатора, тоже Гай Юлий Цезарь старший (проконсул Азии), остановился в своей карьере на должности претора. С материнской стороны Цезарь происходил из семьи Котта рода Аврелиев с примесью плебейской крови. Дяди Цезаря были консулами: Секс{т} Юлий Цезарь (91 до н. э.), Луций Юлий Цезарь (90 до н. э.)

Отца Гай Юлий Цезарь потерял в шестнадцатилетнем возрасте; с матерью же сохранил тесные дружеские отношения до её смерти в 54 до н. э.

Знатная и культурная семья создала благоприятные условия для его развития; тщательное физическое воспитание сослужило ему впоследствии немалую службу; основательное образование — научное, литературное, грамматическое, на греко-римских основах — сформировало логическое мышление, подготовило его к практической деятельности, к литературной работе.

[ править ]Брак и служба в Азии

До Цезаря, род Юлий, несмотря на аристократическое происхождение, не были богаты по меркам римского нобилитета того времени. Именно поэтому до самого Цезаря почти никто из его родственников не добился особого влияния. Лишь его тётка по отцу, Юлия, вышла замуж за Гая Мария, талантливого полководца и реформатора римского войска. Марий был предводителем демократической фракции популяров в римском сенате и резко выступал против консерваторов из фракции оптиматов.

Внутриполитические конфликты в Риме в то время достигли такой остроты, что привели к гражданской войне. После взятия РимаМарием в 87 до н. э. на время установилась власть популяров. Молодой Цезарь был удостоен звания фламинаЮпитера. Но, в 86 до н. э. умер Марий, а в 84 до н. э. во время бунта в войсках был убит узурпировавший власть консул Цинна. В 82 до н. э. Рим был взят войсками Луция Корнелия Суллы, и сам Сулла стал диктатором. Цезарь же был связан двойными родственными узами с партией его противника — Мария: семнадцати лет от роду он женился на Корнелии, младшей дочери Луция Корнелия Цинны, сподвижника Мария и злейшего врага Суллы. Это было своего рода демонстрацией его приверженности партии популяров, к тому времени приниженной и разбитой всевластным Суллой.

Поэтому неудивительно, что Сулла почти немедленно после свадьбы потребовал от Цезаря развестись с женой, как это сделали по его требованию Марк Пизон, женатый на Аннии, вдове Луция Цинны и другие.

Несмотря на угрозу попасть в случае отказа в проскрипционные списки и быть казнённым, Цезарь сохранил верность своей жене. Просьбы многочисленной родни, лично связанной с Суллой, спасли его от гнева диктатора. Об опасности Цезаря для государства Сулла, по свидетельству Светония, говорил так: «В этом Цезаре — много Мариев» и «Бойтесь плохо подпоясанного юнца», намекая на известную всем привычку молодого Цезаря ослаблять пояс на тоге.

Немилость диктатора заставила, однако, Юлия Цезаря сложить с себя полномочия фламина и уехать из Рима в Малую Азию, где он отбывал воинскую повинность в штабе пропретораМарка Минуция Ферма. Здесь ему также пришлось исполнять дипломатические поручения при дворе вифинийского царя Никомеда. В Риме ходил упорный слух, даже в определенной мере убеждение, что Цезарь вступил в гомосексуальную связь с царем Никомедом, причём, по некоторым свидетельствам, на царских пирах открыто выступал в роли мальчика-виночерпия. Обвинения и насмешки в связи с этим эпизодом преследовали Цезаря до конца жизни [3] .

Во время осады и штурма Митилен он заслужил воинское отличие — corona civica, гражданский венок (его плели из листьев дуба), который получил из рук самого пропретораМарка Минуция Ферма. В связи с реформами Суллы обладатель гражданского венка немедленно, вне зависимости от возраста, становился членом Сената. Впоследствии он находился в Киликии, в лагере Сервилия Исаврика. Три года пребывания на Востоке не прошли бесследно для юноши; при дальнейших выводах о характере его политики надо всегда иметь в виду первые впечатления его юности, полученные в культурной, богатой, упорядоченной монархической Азии.

Основная статья: Убийство Юлия Цезаря

Цезарь был убит 15 марта44 г до н. э. на заседании сената. Когда однажды друзья посоветовали диктатору остерегаться врагов и окружить себя охраной, Цезарь ответил: «Лучше один раз умереть, чем постоянно ожидать смерти» [5] . Одним из заговорщиков был Брут, один из его близких друзей, которого он считал своим сыном. По преданию, увидев его среди заговорщиков, Цезарь вскрикнул по-гречески: «И ты, дитя моё?» [6] и перестал сопротивляться. Наиболее вероятна версия Плутарха [ источник не указан 233 дня ] , согласно которой Цезарь ничего не сказал, увидев среди убийц Брута. В руках у Цезаря был стилус [7] — палочка для письма, и он как-то сопротивлялся — в частности, после первого удара он проткнул им руку одного из нападавших. Когда же Цезарь увидел, что сопротивление бесполезно, то прикрылся от головы до пят тогой, чтобы пристойнее упасть (это было принято у римлян, Помпей тоже накрылся тогой, чтобы не увидели его лица во время смерти). Большинство ран, нанесённых ему, были не глубоки, хотя их было нанесено множество: на теле было обнаружено 23 колотые раны; испуганные заговорщики сами поранили друг друга, пытаясь дотянуться до Цезаря. Существует две различные версии его смерти: что он умер от смертельного удара (более распространённая версия; как пишет Светоний, таковым был второй удар, в грудь) и что смерть наступила в результате кровопотери. После того, как Цезарь был убит, заговорщики пытались произнести речь перед сенаторами, но Сенат в страхе разбежался. Некоторые учёные считают, что Цезарь сам отказался от жизни. Он не послушал совета жены в этот день, распустил немногочисленную охрану и даже не обратил внимание на записку анонимного друга (эта записка была с трудом вытащена из рук Цезаря при «вскрытии»). Он мог желать смерти из-за приступов необычной болезни и не очень сопротивлялся. Поговаривали, что он страдал падучей болезнью (эпилепсия).

Широкое образование, грамматическое и литературное, давало Цезарю возможность, как и большинству тогдашних образованных людей, быть деятельным не только в политике, но и в литературе. Литературная деятельность Цезаря в зрелые его годы была, однако, для него не целью, а средством чисто политического характера. Два сохранившихся до нашего времени его литературных произведения: «Записки о галльской войне» (Commentarii de bello gallico) и «Записки о гражданской войне» (Commentarii de bello civili) (первые в 7-ми, вторые в 3-х книгах), — являются не чем иным, как политическими орудиями воздействия на общественное мнение.

 

Цицерон

Происхождение и воспитание

Основная статья: Детство и молодость Цицерона

Цицерон родился в семье, принадлежавшей к сословию всадников, в небольшом городке Арпине. Когда будущему оратору исполнилось 15 лет, его отец переехал в Рим, чтобы дать своим сыновьям хорошее образование.

Одну из первых своих речей, дошедших до наших дней, «В защиту Росция», Цицерон произнёс в порицание вольноотпущенника и любимца диктатора Суллы, что было рискованным шагом во время, когда Сулла широко использовал проскрипционные казни с целью избавления от неугодных. Опасаясь мести диктатора, выигравший процесс Цицерон отправился в Афины, где продолжил изучать философию и риторику.

После смерти Суллы он вернулся в Рим, где начал выступать защитником в суде.

Творчество

[ править ] Речи

Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие, в частности, и такие приемы Цицерона, как ламентация. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.

[ править ] Трактаты

Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев.

Работы Цицерона оказали сильное влияние на религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма Роттердамского, Боккаччо), французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и многих других.

[ править ] Избранные цитаты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: