Федор Курицын. Сказание о Дракуле воеводе

 

Был в Мунтьянской земле воево­да, христианин греческой веры, имя его по -валашски Дракула, а по нашему — Дьявол. Так жесток и мудр был, что, каково имя, такова была и жизнь его.

Однажды пришли к нему послы от турецкого царя и, войдя, покло­нились по своему обычаю, а колпа­ков своих с голов не сняли. Он же спросил их: «Почему так поступи­ли: пришли к великому государю и такое бесчестие мне нанесли?» Они же отвечали: «Таков обычай, государь, в земле нашей». А он сказал им: «И я хочу закон ваш подтвердить, чтобы следовали ему неуклонно». И приказал прибить колпаки к их головам железными гвоздиками, и отпустил их со сло­вами: «Идите и скажите государю вашему: он привык терпеть от вас такое бесчестие, а мы не привыкли, и пусть не посылает свой обычай блюсти у других государей, кото­рым обычай такой чужд, а в своей стране его соблюдает».

Царь был очень разгневан этим, и пошел на Дракулу войной, и на­пал на него с великими силами. Дракула же, собрав все войско свое, ударил на турок ночью и пе­ребил множество врагов. Но не смог со своей небольшой ратью одолеть огромного войска и отсту­пил. И стал сам осматривать всех, кто вернулся с ним с поля битвы: кто был ранен в грудь, тому возда­вал почести и в витязи того произ­водил, а кто в спину, — того велел сажать на кол, говоря: «Не мужчи­на ты, а баба!» А когда снова дви­нулся против турок, то так сказал своим воинам: «Кто о смерти дума­ет, пусть не идет со мной, а здесь остается». Царь же, услышав об этом, повернул назад с великим позором, потеряв без числа воинов, и не посмел выступить против Дракулы.

Отправил царь к Дракуле посла, требуя от него дани. Дракула же воздал послу тому пышные почести к показал ему свое богатство, и сказал ему: «Я не только готов пла­тить дань царю, но со всем воинст­вом своим и со всем богатством хочу идти к нему на службу, и как повелит мне, так ему служить буду. И ты передай царю, что, когда пой­ду к нему, пусть объявит он по всей своей земле, чтобы не чинили зла ни мне, ни людям моим, а я вскоре вслед за тобою пойду к ца­рю, и дань принесу, и сам к нему прибуду».

Царь же, услышав все это от по­сла своего, что хочет Дракула прийти к нему на службу, послу его честь воздал и одарил его бога­то. И рад был царь, ибо в то время вел войну на востоке. И тот час по­слал объявить по всем городам и по всей земле, что, когда пойдет Дра­кула, никакого зла ему не причи­нять, а, напротив, встречать его с почетом. Дракула же, собрав все войско, двинулся в путь, и сопро­вождали его царские приставы, и воздавали ему повсюду почести. Он же, углубившись в Турецкую зем­лю на пять дневных переходов, внезапно повернул назад и начал разорять города и села, и людей множество пленил и перебил, од­них — на колья сажал, других рас­секал надвое или сжигал, не щадя и грудных младенцев. Ничего не ос­тавил на пути своем, всю землю в пустыню превратил, а всех, что было там, христиан увел и рассе­лил в своей земле. И возвратился восвояси, захватив несметные бо­гатства, и приставов царских от­пустил с почестями, напутствуя: «Идите и поведайте царю вашему обо всем, что видели. Сколько сил хватило, послужил ему. И если лю­ба ему моя служба, готов и еще ему так же служить, сколько сил моих станет». Царь же ничего не смог с ним сделать, только себя опозорил.

И так ненавидел Дракула зло в своей земле, что если кто совершит какое-либо преступление, украдет, или ограбит, или обманет - не из­бегнуть тому смерти. Пусть будет он знатный вельможа, или священ­ник, или монах, или простой чело­век, пусть он владеет несметными богатствами, все равно не откупит­ся он от смерти. Так грозен был Дракула.

Был в земле его источник и ко­лодец, и сходились к тому колодцу и источнику со всех сторон дороги, и множество людей приходили пить из этого колодца родниковую воду, ибо была она холодна и при­ятна на вкус. Дракула же возле то­го колодца, хотя был он в безлюд­ном месте, поставил большую золо­тую чару дивной красоты, чтобы всякий, кто захочет пить, пил из той чары и ставил ее на место. И сколько времени прошло — никто не посмел украсть ту чару.

 Однажды объявил Дракула по всей земле своей: пусть придут к нему все, кто стар или немощен, или болен чем, или беден. И собра­лось к нему бесчисленное множе­ство нищих и бродяг, ожидая от него щедрой милостыни. Он же ве­лел собрать их всех в построенном для того хороме и велел принести им вдоволь еды и вина. Они же пировали и веселились. Дракула же сам к ним пришел и спросил: «Чего еще хотите?» Они же все отвечали: «Это ведомо Богу, государь и тебе: что тебе Бог внушит». Он же спро­сил их: «Хотите ли, чтобы сделал я вас счастливыми на этом свете, и ни в чем не будете нуждаться?» Они же, ожидая от него великих благодеяний, закричали разом: «Хотим, государь!» А Дракула при­казал запереть хором и зажечь его, и сгорели все те люди. И сказал Дракула боярам своим: «Знаете, почему я сделал так: во-первых, пусть не докучают людям, и не бу­дет нищих в моей земле, а будут все богаты; во-вторых, я и их са­мих освободил: пусть не страдают они на этом свете от нищеты или болезней».

Пришли как-то к Дракуле два католических монаха из Венгер­ской земли собирать подаяния. Он же велел развести их порознь, по­звал к себе одного из них и, указав на двор, где виднелось множество людей, посаженных на кол или ко­лесованных, спросил: «Хорошо ли я поступил, и кто эти люди, поса­женные на колья?» Монах же от­ветил: «Нет, государь, зло ты творишь, казня без милосердия; дол­жен государь быть милостивым. А те на кольях — мученики!» При­звал Дракула другого и спросил его о том же. Отвечал тот: «Ты, госу­дарь, Богом поставлен казнить зло­деев и награждать добродетелью. А люди эти творили зло, по делам своим и наказаны». Дракула же, призвав первого монаха, сказал ему: «Зачем же ты вышел из мона­стыря и из кельи своей и ходишь по великим государям, раз ничего не смыслишь? Сам же сказал, что люди эти — мученики, вот я и хочу тебя тоже мучеником сделать, бу­дешь и ты с ними в мучениках». И приказал посадить его на кол, а другому велел дать пятьдесят золо­тых дукатов, говоря: «Ты мудрый человек». И велел его с почетом довезти до рубежа Венгерской зем­ли.

Однажды прибыл из Венгерской земли купец в город Дракулы. И, как принято было у Дракулы, оста­вил воз свой на городской улице перед домом, а товар свой — на возу, а сам лег спать в доме. И кто-то украл с воза 160 золотых дука­тов. Купец, придя к Дракуле, пове­дал ему о пропаже золота. Дракула же отвечал: «Иди, этой же ночью найдешь свое золото». И приказал по всему городу искать вора, при­грозив: «Если не найдете преступ­ника, весь город погублю». И велел той же ночью положить на воз свое золото и добавить один лиш­ний дукат. Купец же наутро, встав, обнаружил золото и пересчитал его и раз, и другой, все выходило, что один дукат лишний. И, придя к Дракуле, сказал: «Государь, нашел золото, но вот один дукат не мой — лишний». В это время привели и вора с похищенным золотом. И сказал Дракула купцу: «Иди сми­ром! Если бы не сказал мне о лиш­нем дукате, то посадил бы и тебя на кол вместе с эти вором».

Если какая-либо женщина изменит своему мужу, то приказывал Дракула вырезать ей срамное ме­сто, и кожу содрать, и привязать ее нагую, а кожу ту повесить на стол­бе, на базарной площади посреди города. Так же поступали и с деви­цами, не сохранявшими девствен­ности, и с вдовами, а иным груди отрезали, а другим сдирали кожу со срамных мест, или, раскалив железный прут, вонзали его в срамное место, так что выходил он через рот. И в таком виде, нагая, стояла женщина, привязанная к столбу, пока не истлеет плоть и не распадутся кости или не расклюют ее птицы.

Однажды ехал Дракула по дороге и увидел на некоем бедняке ветхую и разодранную рубашку и спросил его: «Есть ли у тебя жена?» — «Да, государь», — отвечал тот. Дракула повелел: «Веди меня в дом свой, хочу на нее посмотреть». И увидел, что жена бедняка молодая и здоро­вая, и спросил ее мужа: «Разве ты не сеял льна?» Он же отвечал: «Много льна у меня, господин». И показал ему множество льна. И сказал Дракула женщине: «Почему же ленишься ты для мужа своего? Он должен сеять, и пахать, и тебя беречь, а ты должна шить ему на­рядные праздничные одежды, А ты и рубашки ему не хочешь сшить, хотя сильна и здорова. Ты виновна, а не муж твой: если бы он не сеял льна, то был бы он виноват». И приказал ей отрубить руки, и труп ее воздеть на кол.

Как-то обедал Дракула среди трупов, посаженных на кол, много их было вокруг стола его. Он же ел среди них и в том находил удо­вольствие. Но слуга его, подавав­ший ему яства, не мог терпеть трупного смрада и заткнул нос и отвернулся. «Что ты делаешь?» — спросил его Дракула. Тот отвечал: «Государь, не могу вынести этого смрада». Дракула тотчас же велел посадить его на кол, говоря: «Там ты будешь сидеть высоко и смраду до тебя будет далеко!»

Пришел однажды к Дракуле по­сол от венгерского короля Матьяша, знатный боярин, родом поляк. И сел Дракула с ним обедать среди трупов. И лежал перед Дракулой толстый и длинный позолоченный кол, и спросил Дракула посла: «Скажи мне: для чего я приготовил такой кол?» Испугался посол тот немало и сказал: «Думается мне, государь, что провинился перед то­бой кто-либо из знатных людей и хочешь предать его смерти более почетной, чем других». Дракула же отвечал: «Верно говоришь. Вот ты — великого государя посол, посол королевский, для тебя и пригото­вил этот кол». Отвечал тот: «Государь, если совершил я что-либо, достойное смерти, — делай как хочешь. Ты судья справедли­вый — не ты будешь в смерти мо­ей повинен, но я сам». Рассмеялся Дракула и сказал: «Если бы ты не так ответив, быть бы тебе на этом коле». И воздал ему почести, и, одарив, отпустил со словами: «Мо­жешь ходить ты послом от великих государей к великим государям, ибо умеешь с великим государями говорить, а другие пусть и не бе­рутся, а сначала поучатся, как бе­седовать с великим государями». Был такой обычай у Дракулы: когда приходил к нему неопытный посол от царя или от короля и не мог от­ветить на коварные вопросы Дра­кулы, то сажал он посла на кол, го­воря: «Не я виноват в твоей смер­ти, а либо государь твой, либо ты сам. Если государь твой, знай, что неумен ты и неопытен, послал тебя ко мне, многомудрому государю, то твой же государь и убил тебя. Если же ты сам решился идти, неуче­ный, то сам же себя и убил». И так готовил для посла высокий позоло­ченный кол и сажал его на кол, а государю его посылал грамоту с кем-либо, чтобы впредь не отправлял послом к многомудрому госуда­рю глупого и неученого мужа.

Изготовили мастера для Дракулы железные бочки, а он сам напол­нил их золотом и погрузил в реку, а мастеров тех велел казнить, что­бы никто не узнал о его коварстве, кроме тезки его — дьявола.

 Одна­жды пошел на него войной венгер­ский король Матьяш. Выступил Дракула ему навстречу, сошлись, и сразились, и выбили Дракулу из­менники живым в руки противни­ка. Привели Дракулу к королю, и приказал тот бросить его в темни­цу. И провел он там, в Вышеграде на Дунае, в четырех верстах выше Буды, двенадцать лет. А в Мунтьянской земле король посадил другого воеводу. Когда же тот воевода умер, послал король Дракуле в темницу сказать, что если хочет он, как и прежде, быть в Мунтьянской земле воеводой, то пусть примет католическую веру. Если же не со­гласен он, то так и умрет в темни­це. И предпочел Дракула радости суетного мира вечному и беско­нечному, и изменил православию, и отступил от истины, и оставил свет, и вверг себя во тьму. Увы, не смог перенести временных тягот заключения, и отдал себя на веч­ные муки, и оставил нашу право­славную веру, и принял ложное учение католическое. Король же не только вернул ему Мунтьянское воеводство, но и отдал в жены ему родную сестру, от которой было у Дракулы два сына. Прожил он еще около десяти лет и умер в ложной католической вере.

Рассказывали о нем, что я сидя в темнице не оставил он своих жес­токих привычек: ловил мышей или птиц покупал на базаре и мучил их — одних на кол сажал, другим от­резал голову, а птиц отпускал, вы­щипав перья. И научился шить, и кормился этим в темнице.

Когда же король освободил Дракулу из темницы, привели его в Буду, и отвели ему дом в Пеште, что про­тив Буды, но еще не был допущен Дракула к королю. И вот тогда слу­чилось, что некий разбойник забе­жал во двор к Дракуле и спрятался там. Преследователи же стали ис­кать здесь преступника и нашли его. Тогда Дракула вскочил, схватил свой меч, выбежал из палат, отсек голову приставу, державшему раз­бойника, а того отпустил, осталь­ные обратились в бегство и, придя к судье, рассказали ему о случив­шемся. Судья же с посадниками отправился к королю с жалобою на Дракулу. Послал король к Дракуле, спрашивая: «Зачем же ты совер­шил такое злодеяние?» Он же от­вечал так: «Никакого зла я не со­вершал, а пристав сам же себя убил: так должен погибнуть всякий, кто, словно разбойник, врывается в дом великого государя. Если бы он пришел ко мне и объявил о про­изошедшем, то я бы нашел злодея в своем доме и либо выдал его, ли­бо просил бы его помиловать». Рас­сказали об этом королю. Король же посмеялся и удивился его нра­ву.

Конец же Дракулы был таков: когда был он уже в Мунтьянской земле, напали на землю его турки и начали ее разорять. Ударил Дра­кула на турок, и обратились они в бегство. Воины же Дракулы, пре­следуя их, рубили их беспощадно. Дракула же в радости поскакал на гору, чтобы видеть, как рубят ту­рок, и отъехал от своего войска. Приближенные же приняли его за турка, и один из них ударил его копьем. Дракула, видя, что убивают его свои же, сразил мечом своих убийц, но и его пронзили несколь­кими копьями, и так был он убит.

Король же взял сестру свою с двумя сыновьями в Венгерскую землю, в Буду. Один сын при коро­ле живет, а другой был у Варданского епископа и при нас умер, а третьего сына, старшего, видели тут же в Буде — бежал он к коро­лю от турецкого царя; еще не буду­чи женат, прижил этого сына Дракула с одной девкой. Стефан же молдавский по королевской воле посадил в Мунтьянской земле не­коего воеводского сына по имени Влад. Был тот Влад с юных лет мо­нахом, потом — священником и игуменом, а потом расстригся и сел на воеводство. И женился он на вдове воеводы, правившего некото­рое время после Дракулы и убитого Стефаном молдавским, вот на его вдове он и женился. И ныне он воевода в Мунтьянской земле, тот Влад, что был чернец и игумен.

В год 6994 (1486) февраля в 13 день списал я это впервые, а в году 6998 (1490) января в 28 день еще раз переписал я, грешный Ефросин.

До 1504 г.

Текст печатается по изданию: «Изборник». Сборник произведений ли­тературы Древней Руси. - М., 1969. С.433-445.

                                      Домострой

Содержание глав этой книги:

 

1. Поучение отца сыну.

2. Как христианам веровать во святую Троицу и пречистую Бого­родицу и в крест Христов и как поклоняться святым небесным си­лам бесплотным, и всем честным и святым мощам.

3. Как причащаться тайнам Божьим и веровать в воскресение из мертвых и Страшного суда ожи­дать, и как прикасаться ко всякой святыне.

4. Как всею душой возлюбить Господа и ближнего своего, страх Божий иметь и помнить о смерти.

5. Как царя или князя чтить и во всем им повиноваться, и всякой власти покоряться, и правдой слу­жить им во всем, в большом и в малом, а также больным и немощ­ным — любому человеку, кто бы он ни был; и самому обдумать всё это.

6. Как людям почитать отцов своих духовных и повиноваться им во всем.

7. Как почитать архиереев, а также священников и монахов, во всех скорбях душевных и телесных с пользою им исповедоваться.

8. Как христианам врачеваться от болезней и от всяких страданий — и царям, и князьям, и всяких чинов людям, архиереям, и свя­щенникам, и монахам, и всем хри­стианам.

[О волхвовании и о колдунах].

9. Как всякого посещать в стра­дании в монастырях, больницах и в темницах.

10. Как в церкви Божии и в мо­настыри приходить с дарами.

11. Как дом свой украсить свя­тыми образами и в чистоте содер­жать жилище.

12. Как мужу с женою и с домо­чадцами дома у себя молиться Богу.

13. Как мужу и жене молиться в церкви, чистоту хранить, всякого зла избегать.

14. Как в дом свой приглашать священников и иноков для молит­вы.

15. Как с домочадцами угощать благодарно приходящих в дом твой.

16. Как мужу с женою совето­ваться о том, что ключнику нака­зать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне.

17. Наказ ключнику на случай пира.

18. Наказ господина ключнику, как готовить блюда постные и мяс­ные и кормить семью в мясоед и в пост.

19. Как воспитать своих детей в поучениях разных я страхе Божь­ем.

20. Как воспитать дочерей и с приданым замуж выдать

21. Как детей учить и страхом спасать.

22. Как детям любить и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всем.

23. Похвала мужьям.

24. Как рукодельничать всякому человеку и любое дело делать, благословясь.

25. Наказ мужу и жене, и детям, и слугам о том, как следует им жить.

26. Каких слуг держать при себе и как о них заботиться во всяком их учении и по божественным за­поведям, и в домашней работе.

27. Если муж сам добру не учит, то накажет его Бог; если же и сам добро творит, и жену и домочадцев тому учит — примет от Бога ми­лость.

28. О неправедном житье.

29. О праведном житии.

30. Как человеку жить по средст­вам своим.

31. Кто живет нерасчетливо.

32. Кто содержит слуг без при­смотра.

33. Как мужу воспитывать свою жену в том, чтобы сумела и Богу угодить и к мужу своему приноро­виться, чтобы могла дом свой полу­чше устроить и всякий домашний обиход и рукоделье всякое знать, и слуг обучать, а самой — трудиться.

34. О мастерицах хороших же­нах, о запасливости их и о том, что кроить, как сохранять остатки и обрезки.

35. Как кроить различную одеж­ду и беречь остатки и обрезки.

36. Как сохранить порядок до­машний и что делать, если придет­ся у людей чего попросить или лю­дям свое дать.

37. Как хозяйке следует повсе­дневно приглядывать за слугами в домашнем хозяйстве и рукоделии, а самой ей — все хранить и при­умножать.

38. Когда посылаешь на люди слуг, вели не болтать лишнего.

39. Как жене с мужем совето­ваться каждый день и обо всем спрашивать: и как в гости ходить, в к себе приглашать, и с гостьями о чем беседовать.

40. Наказ женам о пьянстве и о хмельном питье (и слугам также): чтобы тайком не держать ничего нигде, а навету и обману слуг без дознания не доверять; строгостью их наставлять (да и жену также), и как в гостях пребывать и дома себя вести правильно.

41. Как жене носить разную одежду и как шить ее.

42. Как в полном порядке посуду хранить и вести домашнее хозяй­ство, все комнаты содержать хо­рошо в чистоте; как хозяйке в том слуг наставлять, а мужу — прове­рять жену, поучать и божьим стра­хом держать,

43. Как самому хозяину, или ко­му он прикажет, припасы на год и иной товар закупать.

44. Как себе на расход купить разный товар заморский из даль­них земель.

45. Когда и что покупать тому, у кого деревень нет, всякие домаш­ние припасы, летом и зимой, и как запасать на год, и как дома разво­дить всякую скотину, еду и питье держать постоянно.

46. Как сохранить припасенный впрок всякий припас постный.

47. О прибыли из запасённого впрок.

48. Как огородом и садом зани­маться.

49. Какие запасы напитков дер­жать хозяину для себя и гостей, и как слугам их приготовить.

50. Наставление поварам: как пиво варить и мед сытить, и вино курить.

51. Как ключнику присматривать за поварами, за хлебопеками, и всюду — за всем хозяйством.

52. Как в житницах и в закромах у ключников в сохранности было бы все зерно и прочий припас.

53. Также и в сушильне при­сматривать ключнику за рыбой, сушеной и вяленой, за пластовым мясом и языками.

54. Как все сохранить в погребе, на леднике и на ногребнице.

55. Как по наказу хозяйскому ключнику в клетях, подклетях и в амбарах держать все в порядке.

56. Как держать на сеновалах сено и лошадей в конюшнях, а на дворе запас дров и леса, и скотину всю беречь.

57. Как готовить на кухнях, в пе­карнях и в рабочих комнатах, и как в сготовленном разобраться.

58. Как самому хозяину получше присматривать за погребами и лед­никами, в житницах и в сушиль­нях, в амбарах и в конюшнях.

59. Как хозяину, выведав всё, по заслугам жаловать слуг, а плохих наказывать.

60. О торговцах и лавочниках: как лучше с ними расплачиваться.

61. Как устраивать двор или лав­ку, или амбар и деревеньку.

62. Как подворное тягло платить или с лавки позем или с деревни подать, а должникам — возвращать долги.

63. Указание ключнику, как хра­нить в погребе всякие припасы со­леные — и в бочках, и в кадках, и в мерниках, и в чанах, и в ведер­ках мясо, рыбу, капусту, огурцы, сливы, лимоны, икру, рыжики и грузди.

64. Записки на весь год, что к столу подавать, еду мясную и пост­ную, и о крупитчатой муке, как го­товить муку и чего из четверти ка­лачей столовых, и о всяких кала­чах.

65. Правило о разных медах сы­ченых, как сытить меды всякие, как ягодный морс готовить, и квас медвяный простой ставить, и пиво простое подсычивать медом, и за­кваску сготовить.

66. Правила о всяких овощах разных, как их готовить, обделы­вать и хранить.

Записки другого извода на весь год: столовые блюда подают в Ус­пенский мясоед.

67. Чины свадебные: о том, как князю молодому жениться   — че­тыре статьи, четыре обряда, боль­шой и средний и малый обряд.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: