Интерпретация стихотворения О. Мандельштама

«С веселым ржанием пасутся табуны…»

I

1. Как взаимодействуют внутренние и внешние (в частности, интертекстуальные) связи произведения в «горизонте» обнаруживающего их читательского сознания? Можно ли говорить о факультативности внешних связей по сравнению с внутренними?

2. Является ли обнаружение ритуально-мифологического подтекста и архетипических связей текста с другими текстами прерогативой специалистов? Почему? Приведите примеры «архетипического родства» художественных произведений.

 

II

1. Как соотносятся «природные» (табуны, долина) и «культурные» («римская ржавчина») образы в первой строфе? Почему? Как можно объяснить появление здесь фонетически похожих слов («ржание» и «ржавчина»)?

2. Как соотносятся «металлические» образы «римской ржавчины» и «золота классической весны»? Почему золото «сухое»? Связаны ли, по-вашему, эти образы с какими-либо культурными эпохами и природными периодами? Как эти образы соотносятся с образом времени в первой строфе?

3. Попытайтесь охарактеризовать позицию лирического субъекта относительно хронотопа, описанного в 1-й строфе. Что странного можно обнаружить в том, как воспринимается мир? Каким образом в позиции лирического субъекта может соединяться «панорамная» широта взгляда (табуны, долина) и в то же время пространственная близость к рассматриваемой картине (он слышит ржание)? Благодаря чему возможно одновременное созерцание природного ландшафта и классических древностей, весны и осени? Почему лирическому субъекту доступно видение времени как «прозрачной стремнины»? Почему время – «прозрачная стремнина»?

4. Меняется ли «картина мира» и положение лирического субъекта в мире во второй строфе? Как соотносятся образы «дубовых листов» и «сухого золота»? Почему здесь именно «листы» (а не листья, например)? Почему листы именно «дубовые»? Каково значение темы памяти («Я вспомню…») в художественном целом стихотворения? Как соотносятся память и время? Каков смысл «сужения» пространства во второй строфе (ср. «долина» - «пустынная тропинка»)? Почему тропинка именно «пустынная»? Почему лирический субъект здесь вспоминает Цезаря? Как можно объяснить «женственность» Цезаря («Сей профиль женственный с коварною горбинкой»)?

5. Какие «культурные» ассоциации вызывает в сознании читателя это стихотворение? К каким художественным произведениям «отсылает» оно читателя? Зачем? Как интертекстуальные связи расширяют, проясняют и уточняют смысл художественного целого стихотворения?

6. Как можно объяснить одновременную пространственную удаленность лирического субъекта от Рима («Здесь, Капитолия и Форума вдали…») и его «внутринаходимость» («Я слышу Августа…»)? Зачем в стихотворении упоминаются Капитолий и Форум? Почему на смену воспоминанию о Цезаре приходит «непосредственное восприятие» речи Августа? Соотнесите образы времени, возникающие в стихотворении («прозрачная стремнина» - «на краю земли державным яблоком катящиеся годы»). Как меняется характер движения времени и характер восприятия времени лирическим субъектом? Почему? Как соотносятся образы Цезаря и Августа с образами времени в стихотворении?

7. Почему лирический субъект говорит о Риме как о своей родине? Почему в последнем четверостишии так много оксюморонных образов (светлая печаль, добрая осень-волчица)? Как можно объяснить событие возвращения Рима к лирическому субъекту в последней строфе?

Литература:

1. Мандельштам О. «С весёлым ржанием пасутся табуны…».

2. Пушкин А.С. К Овидию (и другие тексты, отсылки к которым содержатся в стихотворении Мандельштама).

3. Фуксон Л. Ю. Виды связей. // Фуксон Л. Ю. Чтение. Кемерово, 2006. С. 54 - 70.

 

Занятие № 6.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: