Интерпретация стихотворения В. В. Набокова «Костер»

Планы практических занятий

                       

                             

Занятие № 1.

Интерпретация рассказа Л.С. Петрушевской «Страна».

  1. Почему рассказ начинается с риторического вопроса («Кто скажет…»)? Предполагается ли текстом ответ на этот вопрос? Если да, то какой и почему?
  2. Почему не сразу указывается пол ребенка? Почему в тексте рассказа отсутствуют имена?
  3. Какие «барьеры» изолируют героинь, мать и дочь, от остального мира? Зачем указывается, что героини живут в «однокомнатной квартире»?
  4. Почему рассказ о жизни «тихой, пьющей женщины» начинается с повествования об её вечере? Как объясняется необходимость «каждый вечер» складывать «вещички» дочери? Почему именно так? Чем заняты героини по утрам, по вечерам? Что известно про их ночь? Про день?
  5. Какие нарушения в «устройстве» изображённого бытия вы можете обнаружить? Что происходит с человеческими связями (семейными, любовными, дружескими) в этом мире?
  6. Почему в тексте много повторений и слов, указывающих на повторяемость и неизменность жизненных обстоятельств? Зачем трижды повторяются слова «никто не знает»?
  7. Соотнесите портретные описания женщины и её бывшего мужа. Почему они фрагментарны? Почему в облике героини акцентируется её «былая красота», «брови дугами, нос тонкий», а в портрете блондина - его яркость, цвет волос и губ? Почему указываются именно эти детали облика? Какие «элементы» портрета отсутствуют и почему? Обратите внимание на формулировки, описывающие семейное положение пьющей женщины, блондина. Как соотносятся женское и мужское начала в рассказе? Зачем в тексте рассказа подчёркивается, что девочка не похожа ни на одного из родителей? Сравните описание девочки с портретами её матери и отца. Почему её описание ограничивается эпитетами «вялая, белая, крупная»?
  8. Каково «обычное» расположение матери и дочери в пространстве квартиры? Проследите за пространственными перемещениями героинь. Какие закономерности при этом обнаруживаются? Зачем в тексте дважды говорится о морозе и темноте? Можно ли считать хронотопом общения детский сад? Дома знакомых? Почему?
  9. Можно ли сказать, что «прошлая жизнь» женщины, нынешняя жизнь блондина, его новой жены и их знакомых – это «мир» принципиально отличающийся от «мира» пьющей женщины и ее ребенка (т.е. качественно иной «мир», где действуют другие законы)? Почему?
  10. Почему поход в гости обозначается в тексте словами «выбирать» и «выбираться»? Что необычного можно обнаружить в том, как ведет себя пьющая женщина в гостях? Чем эти «странности» можно объяснить?
  11.  Почему «телефонная» речь героини характеризуется словами «осторожно звонит», «тянет, мямлит» и др.? Является ли телефон средством связи в мире рассказа?
  12. Почему героини рано («в девять часов») ложатся спать? О какой «экономии» идет речь в начале последнего абзаца текста? Как вы можете объяснить употребление существительных в форме единственного числа: «…никто не знает, как они касаются головой подушки и тут же засыпают…»? Почему погружение в «страну» «божественных снов» обозначено глаголом «вернуться»? Почему ничего не сообщается об этих снах? Почему именно таким эпитетом («божественные») характеризуются сны героинь рассказа? Как можно объяснить несовпадения в повторяющемся пассаже про утреннюю «беготню» героинь (во втором абзаце: «…утром встают как ни в чем не бывало и бегут по морозу, в темноте, в детский сад» - в последнем абзаце: «…чтобы бежать по темной, морозной улице куда-то и зачем-то…»)? Как вы понимаете смысл последней фразы: «…в то время как нужно было бы никогда не просыпаться»? Чья точка зрения отражается в этих словах?

 

Занятие № 2.

Интерпретация стихотворения В. В. Набокова «Костер».

  1. Как связаны образы «чужбины» и «чащи»? Почему образ «чужбины» характеризуется эпитетом «сумрачная»? Какие смысловые коннотации предполагает оценочное (в контексте художественного целого) слово «чужбина»? Зачем в тексте актуализируется то обстоятельство, что «чужбина» - это пространство слепоты («где ужас очертанья стер»)?
  2. Как соотносятся образы «чужбины» и «костра»? Найдите в тексте стихотворения контекстуальные синонимы к этим понятиям. Попытайтесь обнаружить закономерности, которые действуют в мире «чужбины-чащи», и в пространстве «прогалины», где горит костер.
  3. Зачем подчёркивается центральное расположение костра («среди прогалины», «как сердце жаркое»)? Объясните смысл сравнения костра с «сердцем жарким».
  4. Соотнесите 1-ю и 2-ю строфы: что меняется в изображенном мире? Чем обусловлены, по-вашему, эти изменения?
  5. К какому образному ряду относится «летающая сеть»? Почему? Как можно объяснить появление «синеющих теней» и «рдяных отражений»?
  6. Пересекает ли во 2-й строфе лирический субъект семантическую границу, разделяющую костер и чужбину? Почему лица сидящих у костра характеризуются эпитетом «склонённые»?
  7. Почему 3-е четверостишье начинается с союза «но»? Пересекается ли здесь упомянутая граница? Как вы можете объяснить появление «кинестетических» образов: «песня вспыхнула», «поющий костёр»?
  8. Каков смысл повторения «гори, гори»?
  9. Почему в стихотворении появляются слова, связанные с «военной» тематикой: «шинели наши», «воинственные речи»?
  10.  Почему в 4-й строфе повторяются слова «и снова»? Как можно объяснить появление здесь образа плеч? Почему плечи «всколыхнулись»? Соотнесите характер этого движения с образом «склонённых лиц» во 2-й строфе.
  11.  Как вы понимаете образ «полуночного (в другой редакции текста - «полнозвучного») взмаха»?
  12.  Почему на смену песне приходят «воинственные речи»? Восприняты ли эти речи находящимися у костра людьми? Почему речи «кипят»?
  13.  Почему образ светящихся слёз в 4-й строфе («и слёзы светятся в глазах») в 5-м четверостишии «превращается» в образ «глаз горящих»? Как меняется (и меняется ли) характер лирического события? Можно ли говорить о постепенном «развитии» («росте», «эволюции») лирического субъекта и находящихся с ним людей после того, как совершается переход из «чужбины-чащи» в пространство костра? Какой ритуально-мифологический подтекст, связанный с образами чащи и костра, актуализируется в стихотворении? Попытайтесь найти в тексте «Костра» отсылки к другим произведениям. Как меняется искомый смысл стихотворения при обнаружении интертекстуальных связей?
  14.  Почему именно так обозначены в стихотворении обитатели чужбины: «Зверьё, блуждающее в чащах, / Лесные духи и ветра…»? С чем связан подчёркнуто нечеловеческий характер мира чужбины?
  15.  Сравните язык 6-й строфы с лексикой предшествующих четверостиший. Как и почему меняется стиль? Почему исчезают «военные», но появляются «религиозные», «христианские» образы?
  16.  Как вы можете объяснить появление образа странника в последней строке? О каком «трудном пути» идёт речь в финале стихотворения?

 

Занятие № 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: