План изучения темы:
1. Работа с теоретическим материалом по теме «Количественные числительные»
2. Выполнение упражнений на закрепление темы.
Grammatik.
Количественные числительные
Количественные числительные от 1 до 12 являются простыми словами и не склоняются (кроме числительного ein):
1 – ein(s)
2 – zwei
3 – drei
4 – vier
5 – fünf
6 – sechs
7 – sieben
8 – acht
9 – neun
10 – zehn
11 – elf
12 - zwölf
Количественные числительные от 13 до 19 являются сложными словами, т.е. они состоят из простого числительного и числительного zehn (при этом в буквенном составе числительных 16 и 17 происходят определенные изменения):
13 – dreizehn
14 – vierzehn
15 – fünfzehn
16 – sechzehn
17 – siebzehn
18 – achtzehn
19 – neunzehn
Количественные числительные от 20 до 100 имеют следующую форму:
20 –zwanzig
21 – einundzwanzig
22 – zweiundzwanzig
…
30 – dreißig
40 – vierzig
50 – fünfzig
60 – sechzig
70 – siebzig
80 – achtzig
90 – neunzig
100 – (ein)hundert
101 – (ein)hunderteins
102 – (ein)hundertzwei
Количественные числительные от 200 до 1000 имеют следующую форму:
200 – zweihundert
201 – zweihundert(und)eins
300 – dreihundert
400 – vierhundert
500 – fünfhundert
600 – sechshundert
700 – siebenhundert
800 – achthundert
900 – neunhundert
1000 – (ein)tausend
В отличие от русского языка в немецком языке в двузначных числительных (от 21 до 99) сначала называют единицы, а затем десятки. Сравните:
тридцать два zwei unddreißig
Все количественные числительные в немецком языке пишутся в одно слово, например:
20 375 – zwanzigtausenddreihundertfünfundsiebzig.
В отличие от русского языка в немецком языке дата (указание года) является количественным числительным.
При чтении дат сначала называется количество сотен (а не тысяч): im Jahre 1990 neunzehnhundert neunzig (но: при чтении дат от 1000 до 1099 гг. и от 2000 до 2099 гг. соблюдаются общие правила чтения количественных числительных, например: в 1061 году – im Jahre (ein)tausendeinundsechzig;
в 2010 году – im Jahre zweitausend(und)zehn)
Следующие немецкие слова являются не числительными, а существительными: die Null, die Million, die Milliarde. Они склоняются как существительные и пишутся с заглавной буквы отдельно от числительных, например:
1 300 470 – eine Million dreihunderttausendvierhundertsiebzig
Задание 1.Напишите цифрами приводимые ниже количественные числительные.
a) neunzehn, siebenundzwanzig, siebenundsechzig, einundvierzig, einundsiebzig, dreihundert, [ein]hundert[und]drei, fünfhundert[und]vier, dreihundert[und]eins, zweihundertzwanzig, [eine]hundertsechsunddreißig, zweitausendzweiundneunzig, dreitausendelf, [ein]tausenddreihundertvierzehn, siebentausendneunhundert[und]zwölf, neunzehntausenddreiundsiebzig, eine Million zweiundvierzigtausenddreihundert, zwei Million zweiundvierzigtausenddreihundert, zwei Millionen dreihunderttausend;
b) im Jahre dreizehnhundert elf (siebenhundert zweiunddreißig, siebzehnhundert einundzwanzig, zweihundert zwölf, achtzehnhundert zwölf, neunzehnhundert sibzehn, neunzehnhundert fünfundvierzig, zweitausend, zweitausend[und]eins).
c) vierzig Euro dreizehn Cent, ein Euro fünfundfünfzig, vierzehn Euro dreißigfünfzig Cent, fünf Euro fünfzig, ein Euro fünf Cent, fünfzig Euro zehn, drei Euro fünfzig, zehn Euro fünfzig, vier Euro vierundvierzig
Задание 2.Прочитайте следующие числительные.
19, 36, 58, 93, 116, 234, 438, 978, 1 043, 1 256, 4 743, 12 300, 16 856, 946 125, 564 230, 1 400 000, 3 620 000
Задание 3.Прочитайте следующие даты.
Im Jahre 743 (1156, 1398, 1770, 1824, 1845, 1941, 1985, 1991, 2002, 2012).
Задание 4.Прочитайте и переведите на русский язык следующие обозначения времени.
Примечание: Существуют два основных способа обозначения времени в немецком языке: официальный и повседневный.
Сравните:
Способы обозначения времени
Официальный
14.30 vierzehn Uhr dreißig
14.15 vierzehn Uhr fünfundvierzig
14.45 vierzehn Uhr fünfundvierzig
14.20 vierzehn Uhr zwanzig
14.40 vierzehn Uhr vierzig
Повседневный
halb drei
Viertel nach zwei/viertel drei dreiviertel drei/Viertel vor drei zwanzig nach zwei/zehn vor halb drei
halb drei
zwanzig vor drei/zehn nach
halb drei
Wie spat ist es? – Es ist zwanzig vor zehn (zwanzig nach zehn, halb zehn, zehn vor zehn, Viertel nach acht, Viertel vor acht, zehn vor halb zwölf, zehn nach halb zwölf).
Wann kommen Sie? – Um zehn vor eins (um zehn nach eins, um Viertel vor elf, um zwei Uhr, um zehn vor halb sieben, um zehn nach halb vier, um zwanzig vor fünt).
Задание 5.Прочитайте приводимую ниже шуточную историю и переведите ее на русский язык. Обратите внимание на способы обозначения времени.
Wie spät ist es?
Ein Autofahrer fühlt sich müde. Er halt neben der Straße an, um zu (чтобы) schlafen. Kaum hat er die Augen geschlossen, klopft ein Fußgänger ans Fenster und fragt nach der Uhrzeit. Der Autofahrer erwacht. Er schaut auf seine Uhr und antwortet: “Es ist Punkt acht Uhr”.
Er schläft wieder ein. Wieder klopft jemand an die Scheibe und will die Uhrzeit wissen. Halb schlafend erklärt der Autofahrer: “Viertel hach acht”.
Nun schreibt der Autofahrer auf einen Zettel: “Ich weiß nicht, wie spat es ist”. Er legs den Zettel hinter die Windschutzscheibe. Kaum ist er eingeschlafen, klopft wieder jemand an die Scheibe und ruft: “Es ist jetzt genau halb neun!”
----------------------------------------------
Sich fühlen – чувствовать себя; kaum hat er die Augen geschlossen – не успел он закрыть глаза, как…; die Windschutzscheibe – лобовое стекло (автомобиля); kaum ist er eingeschlafen – не успел он заснуть, как…
Тема № 10. «В магазине»
Практическая работа № 5:
Обучение технике беспереводного чтения
План изучения темы:
- Чтение и перевод текста «Einkaufen»
- Выполнение послетекстовых упражнений.
Задание 1. Выпишите из текста 15 незнакомых слов и переведите их.