Творчество Н.В. Гоголя

Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) начал свою литературную деятельность как писатель-романтик. Литературным дебютом стал сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831 – 1832).

В «Вечерах» народность выступает еще в границах романтической художественной системы. В текстах отразился «идеальный мир» автора. Жизнь украинского народа, реальная Диканька являются у Гоголя волшебно преображенными. Не давая всесторонней картины народной жизни, «Вечера» раскрывают ее поэзию. Не случайно В.Г.Белинский писал: «Все, что может иметь природа прекрасного, сельская жизнь простолюдинов обольстительного все, что народ может иметь оригинального, типического, все это радужными цветами блестит в этих первых поэтических грезах г. Гоголя». 

В двух повестях («Вечер накануне Ивана Купала» и «Страшная месть») фантастика приобретает зловещий (в последней – с оттенком мистического) характер. Фантастические образы здесь запечатлевают существующие в жизни злые, враждебные человеку силы, прежде всего – власть золота. Однако и в этих повестях развертывается история не торжества, а наказания зла и таким образом утверждается конечная победа добра и справедливости.

В последующие годы Гоголем был создан сборник «Миргород» («Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и др.). В «Портрете», «Невском проспекте» и «Записках сумасшедшего» Гоголь оставляет украинскую тематику и обращается к петербургской действительности. Позже (также на основе петербургского материала) написаны «Нос» и «Шинель».

Над последней по времени в петербургском цикле повестью – «Шинель» – Гоголь работал в 1839 – 1841 годы. Рисуя судьбу бедного чиновника, Гоголь наполняет повесть огромным социальным и гуманистическим содержанием. История Акакия Акакиевича Башмачкина, «вечного титулярного советника», – история искажения и гибели человека под властью обстоятельств.

«Петербургские повести», особенно «Шинель», имели огромное значение для всей последующей русской литературы, утверждения в ней принципы социального гуманизма и «натурального» направления. Герцен считал «Шинель» колоссальным произведением Гоголя. Достоевскому приписывают знаменитые слова: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели»».

Наиболее значительными произведениями Гоголя считаются комедия «Ревизор» и поэма «Мертвые души»

В октябре 1835 года Гоголь обратился к Пушкину с просьбой дать ему какой-нибудь «чисто русский анекдот» в качестве сюжета для комедии. Пушкин поделился с Гоголем историей о чиновнике, который в провинциальном городе был принят за важную государственную особу. Перо Гоголя превратило анекдот (в основе которого лежали действительные происшествия) в комедию огромного обобщающего смысла. В декабре «Ревизор» был закончен, а в апреле 1836 года поставлен на сцене Александринского театра.

Сюжет «Ревизора» основан на общественных конфликтах. Действие комедии происходит в провинциальном городке, но порядки, в нем действующие, показаны не как частное явление, а как следствие крепостнической и бюрократической системы России. Нарисованный Гоголем мир отражает важнейшие части этой системы: суд, народное образование и просвещение, больницы, полицию, почту. Писатель указывал на концентрацию и укрупненность художественного мира своей комедии: «Это сборное место. Отовсюду, из разных углов России, стеклись сюда исключения из правды, заблуждения и злоупотребления, чтобы послужить одной идее: произвести в зрителе яркое, благородное отвращение...». Миру злоупотреблений Гоголь (в отличие от авторов обличительных комедий XVIII века) не противопоставляет никакого другого, положительного мира; из комедии неизбежно следует вывод, что изображенные в ней явления – норма, закон действительности.

 Гениальным открытием Гоголя становится образ Хлестакова. В заостренной форме раскрыты неумеренные и необоснованные претензии, стремление казаться «чином выше», способность «блистать» при полнейшей умственной и душевной пустоте и легкомыслии. В головокружительном превращении ничтожества в значительную «персону» сказалась бессмыслица общественных порядков, культ «чина». 

Центральным произведением Гоголя стали «Мертвые души».

Гоголь задумал монументальное произведение в трех томах, «великую национальную поэму», стремясь не только показать современную Россию (Русь «с одного боку»), но и заглянуть в ее завтрашний день, раскрыть положительные начала русской жизни. Труд над «Мертвыми душами» писатель рассматривал как величайшее дело всей своей жизни, как свой человеческий и гражданский подвиг: «... Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!..».

Первый том «Мертвых душ» вышел в свет в 1842 году. Действие его происходит в одной из русских губерний, но все изображаемое имеет широчайший обобщающий смысл. В поэме представлены различные «уровни» русской жизни: Россия дворянская, чиновничье-бюрократическая, народная; Россия в ее настоящем и Россия в ее великом предназначении. Россия настоящего раскрывается в своей будничной ежедневной жизни. Знакомство Чичикова с городом, его сановниками, визиты к окрестным помещикам дают возможность автору развернуть панораму действительности, показать ее контрасты. 

Тема духовного омертвения раскрывается прежде всего в изображении поместного дворянства. В гоголевской поэме выступает новый по сравнению с пушкинским тип реализма, новые способы типизации и психологизма. В отличие от духовно развитых, сложных характеров пушкинских героев, гоголевские персонажи – существа ординарные, представители «толпы».

Жизнь помещиков представлена в «Мертвых душах» в двух формах: бесцельно-беззаботного эгоистического существования и жадного стяжательства. В основном писатель изображает персонажей «извне». В произведении Гоголя остается черта, восходящая к романтизму: в современном мире умирает духовное и воцаряются вещи, действительность становится только материальной. Отсюда подробное описание вещей в доме Манилова, Коробочки, Собакевича.

Иными путями художественного обобщения Гоголь идет в изображении Чичикова. В отличие от статичных портретов помещиков, здесь дана динамичная характеристика, что вызвано сложностью центрального героя поэмы. В его лице выразились уже не застойные явления русской жизни, а процесс проникновения в нее новых тенденций: духа приобретательства и аферы. Раскрывая свое намерение сделать героем поэмы не добропорядочного человека, а «припрячь» «подлеца», Гоголь детально исследует истоки его личности. Глубочайшая связь между характером и обстоятельствами проведена и здесь. Находчивый и ловкий авантюрист, Чичиков – порождение окружающего мира с его противоречиями бедности и богатства.

Родившись в бедной семье, Чичиков не становится «маленьким человеком» типа Башмачкина. Чтобы подняться по общественной лестнице, он неуклонно воспитывает в себе приспособленчество и изворотливость. Гоголь показывает, что бережливость, накопительство Чичикова, которыми он отличался с детства, имеют иную природу, чем, например, скупость Коробочки или Плюшкина. Жажда обогащения у Чичикова – черта нового буржуазного общества, деньги для него – средство достижения карьеры.

Гоголь очень точно определяет одну из характерных черт поднимающейся буржуазии – жизненную энергию своего героя, целенаправленность его действий и в то же время их предельную эгоистичность. Хотя все предприятия Чичикова оканчиваются неудачей, он неутомимо рвется вперед, к манящей заветной цели. Обладая незаурядной силой воли, он до поры до времени набрасывает узду на свои желания и страсти, обрекает себя на скромное существование, чтобы затем начать действовать «по большому счету».

Сложность гоголевской поэмы – в двуплановости, которая определяет ее идею, композицию, стиль. Русская действительность открывается Гоголю не только в «мертвенном» состоянии, но и в своих огромных возможностях. Выразителем идеального в поэме является народная Россия, ее скрытые, дремлющие силы. Реалистическое художественное видение Гоголя констатирует темноту и невежество закрепощенного народа. В то же время писатель стремится проникнуть в будущее, представляющееся ему на путях утверждения «удалой» русской национальности, победы живой души над мертвящими общественными порядками. Залог этой победы Гоголь видит в «богатырстве» народа, его талантливости и одаренности; в «бойком, размашистом» русском слове; в «необъятном просторе», «могучем пространстве» русской земли.

«Мертвые души» – вершина творчества Гоголя. Реализм поэмы выразился в многомерности художественного видения жизни, в способности раскрыть ее в движении, в глубоком внимании к социальным проблемам и взаимоотношениям людей. Идеальное в поэме вырастает из самой действительности, из русской народной почвы, которая в самой себе заключает источник своего великого будущего.

Возникающая в поэме тема неведомого будущего приводит к тому, что в эпическое повествование вливается романтическая струя «лирических отступлений». Значительная их часть посвящена родной стране: «... И грозно объемлет меня могучее пространство, страшною силою отразясь во глубине моей; неестественной властью осветились мои очи: у! какая сверкающая, чудная, незнакомая земле даль! Русь!..».  

В поэме возникает и образ автора, богатство чувств которого раскрывается в лирических отступлениях. В VII главе Гоголь размышляет о судьбах и путях двух писателей в России. Признавая «сладкое обаяние» романтических произведений, Гоголь тем не менее избирает судьбу писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров». Гоголь обозначает путь реалистического творчества. Вместе с тем в реализме «Мертвых душ» продолжает жить романтическая струя, определяя «высокий» настрой поэмы.

«Двойственностью» отличается и юмор Гоголя. Наряду с обличительными и сатирическими нотами в нем звучат грусть и боль за человека; сквозь «видимый миру смех» проступают «незримые, неведомые ему слезы».  

Работая над «Мертвыми душами», Гоголь называл их то романом, то повестью, то поэмой. Вероятно, он хорошо осознавал необычность своего произведения: «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь... не похожа ни на повесть, ни на роман». Печатая «Мертвые души», Гоголь определился окончательно.  Субъективное начало, высокий лирический настрой, эпическая широта повествования, интенсивность авторской «партии», очевидно, побудили писателя назвать свое творение «поэмой». «Мертвые души», конечно, заключают в себе важнейшие черты жанра социально-психологического романа, который в дальнейшем займет такое большое место в русской литературе (глубокое раскрытие общественных отношений, разнообразие и типизация характеров). Вместе с тем текст уникален. В «Мертвых душах» органически сочетаются объективный, повествовательно-драматический элемент с лирическими высказываниями, высокая поэзия и беспощадная проза, «живой поток» жизни с четкой авторской целью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: