В повседневной практике получил широкое распространение термин “субъект”, обозначающий носителя предметно-практической деятельности или познания. Субъект – это источник и агент активности, направленной на объект, которым является окружающий мир во всем его многообразии. Субъект культуры воспринимается как деятель, творец, преобразователь культурной реальности. Человек действует не в одиночку, он сотрудничает с другими людьми и ясно осознает себя в качестве общественного существа. Его культурная деятельность проявляется в виде сопряженной коллективной деятельности в социальной общности.
В результате создается особая среда искусственно созданного мира культуры путем замены природных связей социокультурными. Субъектом выступает не единичная особь, индивид, а носитель культурно-исторической активности, имеющий различные конкретные социокультурные характеристики, – социальный субъект, структурированный в виде со-субъектов, между которыми устанавливается межсубъектное отношение – важное условие культурного процесса [1].
|
|
Проблематика субъекта является центральной для теории социокультурной деятельности, так как подразумевает активное взаимодействие ее субъектов с окружающей средой. Индивиды или группы образуют социально-культурные общности для удовлетворения образовательных, развлекательных, оздоровительных и иных потребностей. Процесс организованного взаимодействия и сотрудничества множества субъектов, являющихся не только носителями определенных проблем в сфере культуры, образования, искусства, досуга, но и генераторами конкретных идей, традиций, инициатив, технологий, направленных на решение этих проблем, выражает сущность социально-культурной деятельности [2].
В теории управления также ключевым является рассмотрение диады “субъект–объект”, ибо любую управленческую систему можно представить в виде субъекта управления и объекта управления, управляющей и управляемой систем. Субъект управления – это персонифицирующий источник воздействия, звено системы управления и часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом. Властные полномочия субъекта управления, его экономические и морально-этические рычаги воздействия лежат в основе процесса управления.
Экономическая, социальная и культурная динамика общества, рычаги управления и преобразования непосредственно связаны с деятельностью субъектов, направленной на предметы и материалы, сферы, области жизнедеятельности людей. Все большее значение приобретает специализация трудовых процессов, что приводит к углублению существующих форм общественного разделения труда и возникновению нового крупного разделения труда, а значит, необходимости кооперации; преобладающее значение приобретают коллективное производство, коллективный характер труда.
|
|
Коллективное поведение людей воспринимается как база социокультурного процесса – система взаимодействующих компонентов с внутренними источниками напряжения, система, полностью вовлеченная в непосредственную деятельность с различным внешним и внутренним окружением, с акцентом на активную, конструктивную сторону социального функционирования, в результате чего система становится “встроенной, генерирует, вырабатывает идеи и переструктурирует себя”. Человеческое общество – это “макроскопическое и непрерывное социальное движение”, включенное в “интенсивное и постоянное самопреобразование”, которое обнаруживается в “самозапускаемой преобразовательности” и способно творчески отзываться на воздействия [3]. Все это является главным свойством коллективов, групп и социальных организаций и проявляется в действиях коллективных субъектов разных уровней. Объединение индивидов в устойчивые коллективы (профессиональные, производственные) дает возможность для их социальной консолидации, регуляции, коммуникации и воспроизводства. Такое сообщество представляет коллективного субъекта как носителя определенных норм деятельности и познания, коллективного сознания и мышления, коллективных ценностей и представлений. Можно говорить о коллективном решении познавательных задач, о коллективной памяти. Коллективный субъект является не просто суммой потенциалов индивидуальных субъектов, а представляет качественно новое единое образование. “Есть серьезные основания считать, что развитие культуры и познания (в частности, научного) может быть понято лишь при учете коллективных процессов” [4].
Субъективная сторона общественного развития определяется природой, уровнем развития и характером активности сформировавшихся в обществе социальных субъектов общественного производства и управления, труда и творчества, общественных движений и гражданских инициатив, обеспечивающих поступательную эволюцию цивилизаций, развитие материального производства, а также средств получения и переработки информации [5]. В связи с этим логично определять прокладываемую генеральную магистраль общественного развития, установление ценностных ориентаций за профессиональным сообществом.
Уникальность, неповторимость человека раскрываются в неразрывном единстве индивидуальности и социальности, которые обнаруживаются и наиболее полно воплощаются лишь в той роли, которую играют в целостном сообществе, включаясь в общечеловеческое (коллективное). Также и сообщество получает подлинный смысл, когда способствует и обеспечивает “смыслонаполненное” существование каждой входящей в него личности. Сообщество вне и помимо индивидуальности и неповторимости составляющих его человеческих индивидов “рискует превратиться в серую, однородную, аморфную бесструктурность, лишенную всех источников и стимулов развития”. Хотя сообщество порождает и содержит общесистемные черты и качества, интересы и ценности, присущие всем входящим в это сообщество индивидуальностям, эти общие характеристики сообщества “приобретают смысл, прочность и силу только в том случае, если они не подавляют уникальные особенности личностей, а выступают средством развития составляющих это сообщество личностей” [6].
Движущая энергия общества находит воплощение в коллективных, корпоративных субъектах, которые действуют преднамеренно, их взаимодействие образует способ движения в обществе и вовлекает многочисленную массу активных индивидуальных деятелей. Коллективный субъект деятельности воспроизводит социально-экономическую и социально-культурную реальность современного общества, обеспечивает социальный прогресс. Субъекту в обществе присуща деятельность не только по приспособлению к окружающей среде, но и по ее преобразованию.
|
|
Активным субъектом культурной деятельности выступают кадры культуры – устойчивое социально-профессиональное объединение людей на функционально-деятельностной основе со специализациями согласно профилям образования (“педагогика”, “искусство и дизайн”, “гуманитарные науки”, “коммуникации”). Кадры культуры – основной состав специалистов, который обладает собирательной творческой энергией и информационно-творческой мощностью для удовлетворения общественных потребностей в любительском и профессиональном творчестве, в обеспечении функционирования учреждений культуры в целях духовно-нравственного формированиия личности, повышения качества жизни народа (рис. 1).
Рис. 1. Основные цели коллективного субъекта
культурной деятельности
Совместная деятельность коллективного субъекта имеет ряд свойств, среди которых: мотивированность как активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности, формируемое в результате интеграции индивидуальных мотивов, их взаимного “сложения” и “переплетения”; целостность (или интегрированность) как внутреннее единство составляющих элементов, характеризующее степень взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллективного субъекта; структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, определенность его структуры; согласованность как гармоничное сочетание его членов, взаимная обусловленность их действий; организованность как упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать точно в соответствии с заранее установленным планом (планомерность); результативность, которая означает способность достигать положительного итога [7].
|
|
Признаки кадров культуры как коллективной профессио- нальной общности
| социальная идентичность (чувство принадлежности к профессиональной группе и единение с ней – образ “мы”, взаимосвязанность и взаимозависимость индивидов) |
общность цели (формировать благоприятную социокультурную среду, содействовать творческой самоорганизации людей) | |
общность интересов(стремиться к творческой самоактуализации, к созданию актуальных культурных форм) | |
общность норм (ориентировать на национальные и общечеловеческие ценности и обеспечивать их общедоступность) | |
совместность деятельности (создание, воспроизводство, аккумулирование, сохранение, изучение, популяризация, использование и распространение культурных ценностей, удовлетворение культурных, образовательных, информационных, научных потребностей людей; эстетическое, патриотическое и нравственное воспитание, организация досуга населения) | |
культурные ценности (созданные или преобразованные материальные предметы и нематериальные проявления культуротворческой деятельности, имеющие эстетическое содержание и смысл) |
Функционирование кадров культуры происходит в сфере культуры как совокупности организаций и учреждений, которые в процессе общественного воспроизводства обеспечивают существование художественной культуры (народной и профессиональной), осуществляют “духовное производство” (создание художественных ценностей) и приобщение к ним населения. Кадры действуют в культурно-просветительных и театрально-зрелищных организациях культуры, средних специальных и высших учебных заведениях.
Основной состав специалистов осуществляет производство художественных ценностей как в предметном, так и в идеальном (художественные образы) выражении, их распространение (тиражирование) и сохранение, а также производство услуг по потреблению (освоению) художественной продукции и удовлетворению потребностей населения в культурно-досуговой деятельности. В соответствии с функциональными направлениями, с проявлениями личной творческой деятельности кадры культуры можно подразделить на две группы: творцы (создатели и интерпретаторы) ценностей и организаторы культурного процесса. Эти две группы включают все существующие профессии специалистов культуры.
Состояние и уровень функционирования учреждения культуры, художественного коллектива во многом обусловливаются статусной характеристикой профессионального сообщества, включающей соответствующие способности (природные склонности и потенциальные возможности к определенному виду художественного творчества); образованность (владение широкими и разносторонними знаниями и умениями); квалифицированность (уровень знаний и подготовленность к художественной деятельности); заинтересованность (стремление, направленность на достижение творческих целей); активность (энергичность, подвижность в творчестве, открытость к общению).
Образованность и квалифицированность концентрируются в профессиональной компетентности разных видов: концептуальной – глубоком понимании теоретических и методологических основ своей профессии или специальности; контекстуальной – представлении об экономическом, социальном, психологическом окружении (фоне) осуществления социально-культурных проектов; технологической – владении базовыми профессиональными умениями и навыками; адаптивной – предугадывании изменений, важных для собственной профессии и готовности приспособиться к ним; коммуникативной – эффективном пользовании разными средствами и способами информационных связей; интегративной – способности сочетать теоретические знания с социально-культурной практикой [2].
Кадры культуры обеспечивают адаптацию личности в системе социальных коммуникаций; развитие последовательных процессов социализации и инкультурации; образование личности через постоянное приобретение новых знаний, умений и навыков; ориентацию на внедрение эстетических начал во все виды и формы жизнедеятельности человека; вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в разные виды художественного, технического, прикладного и социального творчества; сохранение природной и культурной среды, обеспечение гармонии в системе “человек–природа”; рекреацию – зрелищно-развлекательный и оздоровительный отдых, психологическую разрядку человека; коммуникации – полноценное, содержательное общение в соответствии с интересами и потребностями личности, формирование деловых и межличностных отношений.
Представляется возможность графического изображения этой системы (рис. 2).
Рис. 2. Система человеческого фактора культуры
Кадры культуры как социально-профессиональная организация индивидов проявляются в определенной системе, которая вырастает из последовательности элементов. Приведенная схема полезна для анализа кадровой составляющей, так как дает возможность наглядно представить качественную иерархию человеческого фактора и пропорции человеческих ресурсов сферы культуры.
Фундамент системы – человеческие ресурсы культуры, чем в обществе являются все носители художественных способностей, начиная с детей и подростков и включая взрослых участников любительского творчества (количественно это самая большая часть кадровой составляющей сферы культуры), среди них – участники клубных формирований, в том числе ученики общеобразовательных школ и учреждений внешкольного воспитания системы Министерства образования, школ искусств системы Министерства культуры. На человеческие ресурсы культуры направлены значительные профессиональные силы отрасли культуры, их обслуживает вся сфера культуры. Трудовые ресурсы культуры – это все фактические и потенциальные работники, которые владеют способностями к работе в культуре. Потенциальные работники – часть населения с художественным образованием, соответствующими способностями, но которые или служат в Вооруженных Силах, или повышают квалификацию с отрывом от производства, или заняты домашним хозяйством. Это учащиеся и студенты профессиональных учебных заведений культуры и искусства, а также дипломированные специалисты культуры, работающие в других сферах народного хозяйства. Для определения творческой силы в культуре используем понятие совокупной физической, духовной и интеллектуальной энергии человека, направленной на производство ценностей художественной культуры. Сюда же отнесем художественно-творческие задатки и способности людей, которые принадлежат как производителям, так и потребителям продуктов культуры. Непосредственную основу творческой силы складывают трудоспособность, а также знания, навыки и умения, которые позволяют человеку исполнять работу определенного качества и объема. Вершину пирамиды составляют художественно-творческие специалисты и вспомогательный персонал – кадры сферы культуры (штатные квалифицированные работники, прошедшие профессиональную подготовку и владеющие специальными познаниями, рабочими навыками или опытом работы в культуре).
С учетом институционального подхода кадры группируются по следующим направлениям: социокультурной работы с населением, профессионального художественного творчества, профессионального образования, управленческой деятельности. Это дает возможность рассмотреть относительно устойчивые формы организации социально-профессиональных общностей, в рамках которых члены этого института осуществляют задачи культурной политики, удовлетворяют свои потребности и интересы, обеспечивают интеграцию стремлений и действий индивидов, осуществляют социальный контроль. Готовность специалистов к социокультурной деятельности характеризуют профессионально-образовательные параметры кадров. Кадры института социокультурной работы с населением осуществляют культурно-просветительскую и фестивальную деятельность, организовывают любительское творчество, развлекательно-игровое общение, удовлетворяют информационные, культурные, научные потребности, сохраняют культурное наследие и приобщают к нему население. Кадры этого направления составляют две трети работающих в отрасли культуры, среди них специалистов с высшим образованием в клубах – 22%, библиотеках – 40,5% (см. таблицу). Кадры института профессионального художественного творчества организовывают и проводят спектакли, концерты, другие публичные показы. В театрах специалистов с высшим образованием около 85%, в концертных учреждениях – 94,7%. Кадры института образования в сфере культуры обеспечивают донесение ценностей культуры в общество через обучение детей, молодежи, подготовку специалистов.
В высших учебных учреждениях весь профессорско-преподавательский состав имеет высшее образование, почти каждый третий преподаватель имеет звание профессора или доцента. В кадровом составе средних специальных учебных учреждений специалистов с высшим образованием 85%. Кадры института управленческого регулирования обеспечивают выполнение конституционных прав в культурной жизни, свободу художественного творчества и пользования достижениями культуры; разрабатывают государственные программы развития и распространения культуры на пользу интересов человека и общества. Среди них специалистов с высшим образованием до 98%.
Таблица